Решение по делу № 2-1631/2014 ~ М-879/2014 от 18.02.2014

РЕШЕНИЕ

город Черкесск 7 марта 2014 года

Именем Российской Федерации

Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики

в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М.,

при секретаре судебного заседания Пшиазовой Е.О.,

с участием истца Батчаева Б.С.,

представителя ответчика (Министерства финансов России) – Лепшоковой Р.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда

гражданское дело № 2-1631/14 по иску Батчаева ФИО1

к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации

морального вреда, причинённого политической репрессией,

установил:

Батчаев Б.С. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, причинённого вследствие применения политической репрессии по национальному признаку.

В исковом заявлении истец указал, что согласно справке о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ № 18/7331 он был реабилитирован в 1994 году как сын родителей, подвергшихся политическим репрессиям по национальному приз-наку. Таким образом, Российская Федерация официально признана его жертвой политических репрессий. Исходя из положений Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» статус жертвы политических репрессий и, как следствие этого, право на меры социальной поддержки приобретаются на основании справки, выданной компетентными органами государства. В поста-новлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров» даны разъяснения, согласно которым общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признаёт юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (ст.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учётом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский суд по правам человека, рассмотрев дело «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии», в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ (жалоба № 7975/06) подчеркнул, что в грузинском законодательстве отсутствует нормативный акт о возмещении ущерба жертвам политических репрессий, и что если этот пробел не будет устранён, то государство-ответчик должно выплатить 4 тысячи евро в качестве возмещения за моральный вред каждому из заявителей. В соответствии с ч.2 ст.1 ГПК РФ если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора. Поскольку Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признаёт юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней, исковые требования должны быть разрешены с учётом правовой позиции Европейского Суда, выраженной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии», которым разрешены аналогичные правоотношения. Он является лицом, признанным жертвой советских политических репрессий и реабилитированным в установленном российском законодательством порядке, поэтому в отношении него была нарушена ст.1 Протокола № 1 Конвенции. У него имеется собственность в виде основанного на Законе «О реабилитации жертв политических репрессий» и Конституции РФ правомерного ожидания возмещения ущерба, причинённого нравственными страданиями, связанными с незаконным ограничением свободы. С ДД.ММ.ГГГГ гарантия компенсации морального ущерба из преамбулы Закона была исключена. Фактически это отказ от правовой и моральной обязанности государства, что противоречит ст.1 Протокола № 1 к Конвенции, и не может применяться судами во избежание нарушения ч.4 ст.15 Конституции РФ. В этой связи его исковые требования о компенсации морального вреда являются законными и обоснованными. Он родился в ссылке в семье спецпереселенцев. На протяжении многих лет даже после возвращения на историческую Родину приходилось жить с ярмом сына изменников Родины. Приходилось слышать оскорбления в свой адрес и в адрес народа от разных людей, в том числе и от людей, наделённых властью. Следовательно, политическую реабилитацию нельзя считать полной. Он считает справедливой и достаточной компенсацию морального вреда в размере 5000000 руб за моральные и нравственные страдания. Просил суд взыскать Министерства финансов Российской Федерации из средств Казны Российской Федерации компенсацию в размере 5 000 000 руб в счёт возмещения морального вреда, причинённого незаконными действиями органов государственной власти.

В судебном заседании истец повторил доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, просил иск удовлетворить.

Представитель ответчика (Министерства финансов России) – Лепшокова Р.Р. в судебном заседании иск не признала и объяснила, что действующим законодательством денежная компенсация морального вреда для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, не предусмотрена. Эти лица обеспечиваются иными мерами социальной поддержки на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации за счёт средств субъектов Российской Федерации. Просила в иске отказать.

Выслушав объяснения истца и представителя ответчика, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска.

Как установлено в судебном заседании, истец – Батчаев Б.С. родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Киргизской ССР, куда на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от ДД.ММ.ГГГГ в ноябре 1943 года была выслана на спецпоселение его семья. В Киргизской ССР истец находился по ДД.ММ.ГГГГ. На основании ч.1 ст.1.1 и ст.3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» истец был реабилитирован, что подтверждается справкой о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ № 18/7331 (№ 99-Б), выданной Министерством внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике.

Являясь демократическим и правовым государством, Российская Федерация, признала незаконными действия тоталитарного советского режима по примене-нию репрессий в отношении тех народов, которые подвергались геноциду и необоснованным обвинениям. Стремясь к восстановлению исторической справедливости, Россия законодательно провозгласила отмену всех незаконных актов, принятых в отношении репрессированных народов. Законом РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» государство предусмотрело территориальную, политическую, социальную и культурную реабилитацию репрессированных народов, а также возмещение ущерба, причинённого репрессированным народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий.

С целью реабилитации всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановления их в гражданских правах, устранения иных последствий произвола и обеспечения посильной компенсации причинённого им ущерба был принят Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».

Являясь реабилитированным лицом, истец в соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» и Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» имеет право на льготы и меры социальной поддержки, установленные названными федераль-ными законами, а также Законом Карачаево-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № 7-РЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» и иными федеральными и республиканскими нормативно-правовыми актами. Однако ни один из вышеперечисленных или иных нормативно-правовых актов, касающихся реабилитации жертв политических репрессий и регулирующих рассматриваемые судом по настоящему делу правоотношения, не предусматривает возможность компенсации причинённого репрессированным и впоследствии реабилитированным лицам морального вреда путём выплаты им денежной компенсации.

Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», как следует из его преамбулы в ранее действовавшей редакции, принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причинённого репрессированным лицам. Однако используемые в этом законе специальные публично-правовые механизмы компенсации, в отличие от гражданского законодательства, не предусматривают разграничение возмещения материального и морального вреда. Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту этой категории граждан. По своей правовой природе данные виды государственной социальной поддержки являются льготами, носящими компенсаторный характер, установление порядка предоставления которых в соответствии со ст.17 Закона возложено на Правительство Российской Федерации.

Предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот (именуемых в настоящее время мерами социальной поддержки) направлено на создание благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан и обеспечение их социальной защищённости. По своей правовой природе эти льготы носили компенсаторный характер и в совокупности с иными мерами были призваны способствовать возмещению вреда, причинённого в результате репрессий. Следовательно, льготы, которые установлены федеральным законодателем для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в их материальном (финансовом) выражении входят в признанный государством объём возмещения вреда, включая моральный вред. Данная правовая позиция изложена в ряде сохраняющих свою силу определений Конституционного Суда Российской Федерации (от ДД.ММ.ГГГГ № 282-О, от ДД.ММ.ГГГГ № 246-О, от ДД.ММ.ГГГГ № 527-О, от ДД.ММ.ГГГГ № 397-О, от ДД.ММ.ГГГГ № 383-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ № 620-О-П, от ДД.ММ.ГГГГ № 1627-О-О и многих последующих).

Таким образом, федеральным законодателем в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации были установлены порядок и последствия реабилитации, определены формы, способы восстановления прав жертв политических репрессий, способы, формы и размеры возмещения государством вреда реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в целях компенсации как материального, так и морального ущерба, общие принципы предоставления им мер социальной поддержки, а также гарантируемый минимальный (базовый) уровень такой поддержки. Предоставление государством реабилитированным лицам предусмотренных законом и подзаконными нормативными актами льгот и компенсаций по своей правовой природе является формой возмещения вреда, причинённого этим лицам, включающего и возмещение морального вреда.

Суд также учитывает то обстоятельство, что ответственность за причинение морального вреда и возможность его денежной компенсации впервые на территории России были установлены Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, вступившими в силу с ДД.ММ.ГГГГ. Моральный вред в виде нравственных и физических страданий был причинён истцу задолго до ДД.ММ.ГГГГ, то есть до введения в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР, предусмотревших такой вид гражданской ответственности, как компенсация морального вреда. В соответствии с ч.1 ст.54 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации нормы права, касающиеся возможности денежной компенсации морального вреда, не подлежат применению к спорным правоотношениям. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в определении от ДД.ММ.ГГГГ № 7-О, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после его введения в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на отношения, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу.

Реализуя предоставленное ст.126 Конституции Российской Федерации и п.5 ст.19 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» право давать разъяснения по вопросам судебной практики, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.6 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснил, что если моральный вред причинён до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы.

Судом также учитывается, что до 1991 года какие-либо компенсации жертвам политических репрессий при обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении, законодательством РСФСР либо СССР не предусматривались.

Дата выдачи справки о реабилитации в данном случае не имеет правового значения, поскольку по общим правилам действующего законодательства обязанность компенсации морального вреда возникает в силу самого факта и в момент причинения этого вреда, а не после выдачи потерпевшему каких-либо справок или иных документов.

Суд отклоняет содержащуюся в исковом заявлении ссылку на Постановление Европейского Суда по правам человека от ДД.ММ.ГГГГ по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии». Присужденные заявителям по указанному делу денежные суммы являются не компенсацией за политические репрессии, а компенсацией за нарушение их права на имущество по статье 1 Протокола № 1 к Конвенции, поскольку в течение 11 лет государство Грузия уклонялось от осуществления мер по принятию законодательства, административных и бюджетных мер, чтобы лица, на которых распространяется действие статьи 9 Закона Грузии от ДД.ММ.ГГГГ, могли эффективно использовать права, гарантированные данным положением. Между тем, в Российской Федерации имеется эффективная система внутригосударственных средств правовой защиты в отношении жертв политических репрессий, к которым относится и истец.

Никаких решений в пользу граждан России, пострадавших от советских политических репрессий в 1943-1957 годах, Европейский Суд по правам человека не принимал.

При таких обстоятельствах в удовлетворении иска следует отказать в виду его необоснованности.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Отказать Батчаеву ФИО1 в иске к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, причинённого применением политической репрессии по национальному признаку.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин

2-1631/2014 ~ М-879/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Батчаев Борис Султанович
Ответчики
Министерство финансов РФ в лице УФК по КЧР
Суд
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики
Судья
Коцубин Юрий Михайлович
Дело на странице суда
cherkessky--kchr.sudrf.ru
18.02.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.02.2014Передача материалов судье
21.02.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.02.2014Подготовка дела (собеседование)
28.02.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.03.2014Судебное заседание
07.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2014Дело оформлено
09.06.2014Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее