Судья Тюрина Л.В. дело № 12-278/2017
РЕШЕНИЕ
19 июля 2017 года г. Сыктывкар
Судья Верховного Суда Республики Коми Пристром И.Г., при секретаре Красавцевой Т.Л., рассмотрев жалобу Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми на постановление судьи Усть-Цилемского районного суда Республики Коми от 06 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми,
установил:
постановлением судьи Усть-Цилемского районного суда Республики Коми от 06 июня 2017 года Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с постановлением судьи, Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой ставит вопрос об его отмене, указывая на то, что не является субъектом вмененного административного правонарушения.
Заслушав объяснения представителя Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми Масловой Л.Н., проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 15 ноября 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Вопросы безопасности дорожного движения, и защиты интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, полномочия и ответственность Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве, разработки и утверждения в установленном порядке законодательных и иных нормативных правовых актов в данной сфере: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов, определены Федеральным законом № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения».
В силу статьи 12 Закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года, содержание дорог на территории Российской Федерации должно обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В силу пункта 13 Основных положений Правил дорожного движения в РФ должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Пунктами 3.1.1, 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
Данная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта рассматриваемого административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственное за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений.
Как следует из протокола об административном правонарушении, Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, являясь ответственным лицом за содержание автомобильной дороги на участке ... км. автомобильной дороги «<Адрес обезличен>» от 0,0 км. до 5,79 км. (от автодороги ... км. 20+500), расположенной на территории ... района в безопасном для дорожного движения состоянии, не обеспечило безопасность дорожного движения на указанном участке, а именно: на участке 1+200 км. автомобильной дороги «<Адрес обезличен>» от 0,0 км до 5,79 км (от автодороги <Адрес обезличен> км 20+500), в частности, установлены выбоины в виде просадки снежного наката с искажением поперечного профиля дороги, имеющих вид впадин с округлыми краями глубиной от 55 мм до 75 мм, в нарушение пунктов 3.1.1, 3.1.2 ГОСТа Р 50597-93, пункта 13 Основных Положений ПДД РФ.
Факт совершения административного правонарушения и вина Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом об административном правонарушении; актом выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги, расположенной на аввтомобильной дороги «<Адрес обезличен>» (от автодороги <Адрес обезличен> км. 20+500); фотоматериалом; постановлением Правительства Республики Коми № 519 от 01 ноября 2016 года о Министерстве строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми; Положением о Министерстве строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми; выпиской из ЕГРН; свидетельством о поверке рейки дорожной универсальной, РДУ-КОНДОР, № 20576-00; паспортом руководства по эксплуатации РДУ-КОНДОР; перечнем государственного имущества Республики Коми, передаваемого в оперативное управление ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми»; актом приемо-передачи о передаче автомобильных дорог в оперативное управление, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ, что свидетельствует о необоснованности доводов жалобы об отсутствии события административного правонарушения.
Довод автора жалобы о том, что Министерство не является субъектом вменяемого административного правонарушения, являются несостоятельным.
Установлено, что согласно перечню государственного имущества Республики Коми, передаваемого в оперативное управление Государственному казенному учреждению Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми» входит автодорога «<Адрес обезличен> (от автодороги <Адрес обезличен>) (пункт 138) (л.д. 121).
Решением № 1 от 01 января 2015 года и актом приемо-передачи право оперативного управления на указанную автодорогу переданы Дорожным агентством Республики Коми ГКУ Республики Коми «Управление автомобильных дорог Республики Коми».
Вместе с тем, из сведений, имеющихся в материалах дела, следует, что в отношении рассматриваемой автодороги право собственности не зарегистрировано, также не проведена регистрация перехода права оперативного управления на ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми».
ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Коми» является подведомственным Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, организует выполнение работ в отношении рассматриваемой автодороги.
Положением о Министерстве строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства, утвержденного постановлением Республики Коми от 01 ноября 2016 года № 519 установлено, что Министерство является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в сфере использования автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в Республике Коми, осуществления дорожной деятельности в Республике Коми, управлению и распоряжению автомобильными дорогами, находящими в государственной собственности Республики Коми.
Для реализации этих задач Министерство исполняет государственные функции, в том числе: обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми, улучшения их технического состояния; создание условий для безопасности дорожного движения при осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми; обеспечение транспортной безопасности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми.
Согласно пункту 53 главы III Положения следует, что при государственной регистрации права государственной собственности Республики Коми на автомобильные дороги, находящиеся в государственной собственности Республики Коми, и земельные участки под ними, а также на земельные участки, изъятые в установленном порядке для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения Республики Коми Министерство выступает от имени Республики Коми.
Нормами статьи 299, пункта 1 статьи 131, пунктом 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации установлены специальные правила в отношении недвижимости, право оперативного управления, на которую подлежит государственной регистрации.
Данное вещное право возникает с момента регистрации и может подтверждаться только государственной регистрацией такого права.
Таким образом, поскольку право оперативного управления на автомобильную дорогу «<Адрес обезличен> (от автодороги <Адрес обезличен>) может возникнуть у ГКУ РК «Управление автомобильных дорог Республики Коми» с момента государственной регистрации этого права, вывод судьи районного суда о том, что Министерство строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми является субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, является правильным. Не согласиться с этим выводом оснований не имеется.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств судьей районного суда установлены все юридически значимые обстоятельства совершенного административного правонарушения, а также лицо, его совершившее.
Действия Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми правильно квалифицированы по части 1 статьи 12.34 КоАП РФ ввиду несоблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог.
На основании положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, с учетом обстоятельств, связанных с характером и последствиями совершенного административного правонарушения, его имущественного и финансового положения, судья районного суда снизил размер административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией части 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
Каких-либо аргументов, опровергающих выводы, изложенные в обжалуемом постановлении судьи районного суда о виновности Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в его совершении вменяемого правонарушения, жалоба не содержит
Нарушений процессуальных норм при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену постановления судьи, не установлено.
С учетом изложенного, оспариваемое постановление судьи является законным, оснований для его отмены нет.
Руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Усть-Цилемского районного суда Республики Коми от 06 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, в отношении Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми оставить без изменения, жалобу Министерства строительства, тарифов, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми – без удовлетворения.
Судья - И.Г. Пристром