РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РФ
30 марта 2021 года Железнодорожный районный суд г.Самары в составе: председательствующего Вельминой И.Н., при секретаре Павловой А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску заместителя прокурора железнодорожного района г.Самары в защиту интересов несовершеннолетней Булатовой ФИО8 в лице законного представителя Булатовой ФИО7 к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области «Самарская городская поликлиника №13 Железнодорожного района, Министерство здравоохранения Самарской области, третьи лица ГКУ Самарской области «Самарафармация», о взыскании материального ущерба и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Истец заместитель прокурора Железнодорожного района г. Самары обратился в суд в интересах несовершеннолетней Булатовой ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в лице её законного представителя Булатовой Елены Александровны о взыскании с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская поликлиника № 13 Железнодорожного района»материального ущерба в размере 14 888 рублей и компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Булатовой Е.А. о нарушении прав на бесплатное лекарственное обеспечение её несовершеннолетней дочери Булатовой ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В рамках проведения проверки установлено, что согласно справки ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Булатова ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является ребёнком-инвалидом, наблюдается в ДПО № 2 Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская поликлиника № 13 Железнодорожного района» с ДД.ММ.ГГГГ. Находится на диспансерном учете с диагнозом: <данные изъяты>. Булатова М.В. находится на постоянной инсулинотерапии. С ДД.ММ.ГГГГ поставлена самостоятельно помпа инсулиновая-<данные изъяты>. Лечащим врачом-педиатром ДД.ММ.ГГГГ Булатовой М.В. выписаны рецепты на бесплатное получение:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Данные рецепты поставлены на отсроченное обслуживание в аптеке ПО № 4 Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская поликлиника № 13 Железнодорожного района».
В соответствии с п. 6 приказа Минздрава России от 11.07.2017 № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность» рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
Вместе с тем, Булатовой М.В. данные лекарства в установленной законом срок не были предоставлены. В связи с чем Булатова Е.А. была вынуждена приобрести лекарства на собственные средства:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Общая сумма расходов Булатовой Е.А. составила 14 888 рублей.
В результате необеспечения Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская поликлиника № 13 Железнодорожного района» Булатовой М.Н. льготными лекарственными средствами и медицинскими изделиями нарушены её права на охрану здоровья, социальное обеспечение в случае болезни, предусмотренные ст. ст. 39, 41 Конституции РФ.
Несовершеннолетняя Булатова М.В. понесла физические и нравственные страдания, поскольку жизнь и здоровья последней находятся в зависимости от предоставляемых медицинских изделий, эффективности проводимой терапии.
Ввиду изложенного, заявлены требования о компенсации морального вреда.
В судебном заседании помощник прокурора Железнодорожного района г. Самары поддержала исковые требования и просила их удовлетворить.
Булатова Е.А. исковые требования также поддержала и просила удовлетворить их удовлетворить в полном объеме.
Представитель Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская поликлиника № 13 Железнодорожного района» возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, ссылаясь на то, что ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника № 13 Железнодорожного района» не было нарушено право истца на квалифицированную медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданской медицинской помощи, предусмотренное ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2020 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Рецепты на бесплатное получение лекарственных средств и медицинских изделий, выписанные врачом истцу, были поставлены на отсроченное обслуживание по причине отсутствия товара в пункте отпуска. Информация по журналу учёта отсроченного отпуска о наличии рецептов отсроченного отпуска для своевременной поставки товара ежедневно передавалась в электронном виде уполномоченной фармацевтической организации, однако в установленный для обслуживания рецептов срок не была получена ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника № 13 Железнодорожного района». Кроме того, ГБУЗ СО «Самарская городская поликлиника № 13 Железнодорожного района» регулярно осуществлялось взаимодействие с Министерством здравоохранения Самарской области по вопросам обеспечения льготными лекарственными средствами путём направления соответствующих писем.
Представители Министерства здравоохранения Самарской области, Государственного казенного учреждения Самарской области «Самарафармация» также возражали против удовлетворения заявленных исковых требований.
Выслушав пояснения истца, представителей ответчика и третьих лиц, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требований прокуратуры района подлежат частичному удовлетворению.
В соответствии со ст. 3 Всеобщей декларации прав человека Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948 каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.
Организация Объединенных Наций во Всеобщей декларации прав человека провозгласила, что дети имеют право на особую заботу и помощь.
Согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. В соответствии со ст. 6 Конвенции о правах ребенка государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Согласно п. 1 ст. 24 Конвенции о правах ребенка государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения.
В соответствии с пп. а, b п. 2 ст. 24 Конвенции о правах ребенка государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон №323-ФЗ) охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Согласно ст. 82 Закона №323-ФЗ источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.
Согласно ч.1, 2 ст. 7 Закона №323-ФЗ государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона №323-ФЗ медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Статьёй 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Закона №323-ФЗ.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 80 Закона №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утверждена Постановлением Правительства РФ от 07.12.2019 № 1610. (далее – федеральная программа)
Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
Согласно ч. 1 ст. 43 Закона №323-ФЗ гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
В соответствии с ч. 2 ст. 43 Закона №323-ФЗ перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», дети-инвалиды в возрасте до 18 лет имеют право на обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации всеми лекарственными средствами, средствами медицинской реабилитации, калоприемниками, мочеприемниками и перевязочными материалами (по медицинским показаниям.
Согласно справки ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Булатова ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является ребёнком-инвалидом, наблюдается в ДПО № 2 Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская поликлиника № 13 Железнодорожного района» с ДД.ММ.ГГГГ. Находится на диспансерном учете с диагнозом: <данные изъяты>. Булатова М.В. находится на постоянной инсулинотерапии. С ДД.ММ.ГГГГ поставлена самостоятельно <данные изъяты>. Лечащим врачом-педиатром ДД.ММ.ГГГГ Булатовой М.В. выписаны рецепты на бесплатное получение:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Данные рецепты поставлены на отсроченное обслуживание в аптеке ПО № 4 Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская поликлиника № 13 Железнодорожного района».
В соответствии с п. 6 приказа Минздрава России от 11.07.2017 № 403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность» рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
Вместе с тем, Булатовой М.В. данные лекарства в установленной законом срок не были предоставлены. В связи с чем Булатова Е.А. была вынуждена приобрести лекарства на собственные средства:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Общая сумма расходов Булатовой Е.А. составила 14 888 рублей.
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Самарской области «Самарская городская поликлиника № 13 Железнодорожного района»не было обеспеченоназванными медицинскими лекарствами, в связи с чемзаявительница была вынуждена нести расходы на их приобретение.
В связи с чем, суд считает обоснованными требования истца о взыскании материального ущерба.
Согласно ст. 150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с данным кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (ст. 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (п. 2 ст. 150 ГК РФ).
В силу ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права.
Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Согласно ст. 1101 РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, а также индивидуальных особенностей потерпевшего.
Вместе с тем, истцами не представлено доказательств причинения несовершеннолетней Булатовой М.В. физических и нравственных страданий.
При указанных обстоятельствах, суд полагает, что основания для удовлетворения исковых требования о компенсации морального вреда отсутствуют.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области «Самарская городская поликлиника №13 Железнодорожного района» в пользу Булатовой ФИО14 в лице законного представителя Булатовой ФИО13 материальный ущерб в размере 14 888 рублей.
В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Судья Вельмина И.Н.