Дело № 2-1718/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 марта 2012 г. г. Химки Московской области
Химкинский городской суд Московской области в составе:
судьи Тягай Н.Н.,
при секретаре Даничкине А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Селищевой Н.А. о признании незаконным действия Администрации г.о. Химки Московской области, выразившиеся в невыдаче Селищевой Н.А. в порядке ст. 34 ЗК РФ в месячный срок утвержденной схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> обязании Администрации г.о. Химки Московской области выдать Заявителю утвержденную схему расположения земельного участка (четыре экземпляра), расположенного по вышеуказанному адресу; взыскании судебных расходов, заинтересованное лицо – Администрация г.о. Химки Московской области,
У С Т А Н О В И Л:
Селищева Н.А. обратилась в суд с заявлением, которым просила суд признать незаконным действия Администрации г.о. <адрес>, выразившиеся в невыдаче Селищевой Н.А. в порядке ст. 34 ЗК РФ в месячный срок утвержденной схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> обязать Администрации г.о. <адрес> выдать Заявителю утвержденную схему расположения земельного участка (четыре экземпляра), расположенного по вышеуказанному адресу; взыскать с Администрации г.о. <адрес> в пользу Селищевой Н.А. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты> а также расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований указала, что решением от /дата/ Химкинский городской суд <адрес> обязал Администрацию городского округа <адрес> поставить Селищеву Н.А. на учёт в качестве нуждающейся в предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства. Определением судебной коллегии Московского областного суда от /дата/ вышеуказанное решение Химкинского городского суда <адрес> отставлено без изменения. Постановлением судебного пристава-исполнителя от /дата/ в отношении Администрации городского округа <адрес> возбуждено исполнительное производство. Постановлением судебного пристава-исполнителя от /дата/ исполнительное производство в отношении Администрации городского округа <адрес> окончено в виду фактического исполнения исполнительного документа. /дата/ Селищева Н.А. обратилась в Администрацию городского округа <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка расположенного по адресу: <адрес> для ведения дачного хозяйства в индивидуальном порядке в аренду на 49 лет. /дата/ Селищева Н.А. получила ответ Администрации Администрацию городского округа Химки Московской области, где говорится о том, что вопрос о предоставлении ей земельного участка в аренду будет рассмотрен на очередном заседании межведомственной комиссии. Вышеуказанные действия Администрации являются незаконными и необоснованными. Поскольку создано препятствие в реализации права инвалида в получении земельного участка в аренду в индивидуальном порядке.
В судебное заседание Заявитель Селищева Н.А. и ее представитель по доверенности Гущин С.В. не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом.
В соответствии с п. 2 ст. 257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в части первой настоящей статьи лиц, в том числе заявителя и лиц, чьи действия обжалуются, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления.
Исходя из указанной выше нормы ГПК РФ, а также учитывая достаточность собранных доказательств, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Заявителя и его представителя.
Заинтересованное лицо – представитель Администрации г.о. Химки Московской области по доверенности Филимонова А.С. заявленные требования не признала, указав, что в соответствии с ч. 1 ст. 34 ЗК РФ, Советом депутатов г.о. Химки МО принят акт, - Решение от /дата/ № 63/2 «Об утверждении положения о порядке предоставления на территории г.о. Химки земельных участков для целей, не связанных со строительством», устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Согласно п. 3.3. вышеуказанного Решения, органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью является постоянно действующая Межведомственная комиссия по предоставлению гражданам земельных участков на территории г.о. Химки. Во исполнение требований ст. 34 ЗК РФ, вышеуказанного муниципального правового акта, до утверждения испрашиваемой Заявителем схемы расположения земельного участка, вопрос о возможности его предоставления должен быть рассмотрен на заседании Межведомственной комиссии по предоставлению гражданам земельных участков на территории г.о. Химки., о чем Заявитель и был уведомлен ответом Администрации г.о. Химки МО от /дата/. Не дождавшись рассмотрения вышеуказанного вопроса на заседании МВК, Заявитель обратился в Химкинский городской суд с требованием, об обязании Администрации выдать утвержденную схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. При таких обстоятельствах, представляется очевидным, что Администрацией не соблюдены сроки, установленные для утверждения испрашиваемой схемы, однако, восстановление прав Заявителя выбранным им способом. - выдать утвержденную схему расположения земельного участка, до рассмотрения вопроса о возможности его предоставления на МВК, является незаконным, не соответствующим требованиям ст. 34 ЗК РФ, Решения Совета депутатов г.о. Химки от /дата/ № 63/2 «Об утверждении положения о порядке предоставления на территории г.о. Химки земельных участков для целей, не связанных со строительством». Представляется очевидным, что принятие решения судом в рамках заявленных Заявителем требований об обязании Администрации г.о. Химки выдать утвержденную схему расположения земельного участка без принятия решения по данному вопросу уполномоченным органом, - МВК будет напрямую противоречить требованиям действующего законодательства РФ. Более того, Заявитель считает, что оспариваемое действие нарушает его как инвалида права на получение земельного участка в индивидуальном порядке также является несостоятельным, в силу того, что как усматривается из материалов дела, по факту нарушения прав Заявителя как инвалида на получение земельного участка уже состоялось и вступило в законную силу решение Химкинского городского суда от /дата/, и право это Заявителем реализовано (подтверждается постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства). Обращался Заявитель в Администрацию в порядке ст. 34 К РФ не как инвалид, имеющий первоочередное право на получение земельного участка, а на общих основаниях. Просила суд в удовлетворении заявления отказать в полном объеме.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, считает необходимым отказать в удовлетворении заявления в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст.12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно ч. 2 ст. 254 ГПК РФ заявление может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решение, действие (бездействие) которых оспариваются.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В судебном заседании установлено:
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, действительно возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий относится и положение части четырнадцатой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Решением Химкинского городского суда <адрес> от /дата/, оставленным без изменения определением судебной коллегией по гражданским делам Московского областного суда от /дата/, заявление Селищевой Н.А. о признании незаконным бездействия Администрации г.о. <адрес> было удовлетворено частично. Суд признал незаконным бездействие Администрации г.о. Химки об отказе в постановке Селищевой Н.А. на учёт как нуждающуюся в предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства; обязал Администрацию г.о. <адрес> поставить Селищеву Н.А. на учёт как нуждающуюся в предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства с /дата/, в удовлетворении требования о постановке на учет с /дата/ – отказал.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от /дата/ в отношении Администрации городского округа <адрес> возбуждено исполнительное производство.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от /дата/ исполнительное производство в отношении Администрации городского округа <адрес> окончено в виду фактического исполнения исполнительного документа.
/дата/ Селищева Н.А. обратилась в Администрацию городского округа <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка расположенного по адресу: <адрес> для ведения дачного хозяйства в индивидуальном порядке в аренду на 49 лет.
/дата/ Селищева Н.А. получила ответ Администрации Администрацию городского округа Химки Московской области, где говорится о том, что вопрос о предоставлении ей земельного участка в аренду будет рассмотрен на очередном заседании межведомственной комиссии.
В соответствии со ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. 2. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. 3. В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. 4. Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". 5. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта, испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. 6. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.
В судебном заседании установлено, в соответствии с ч. 1 ст. 34 ЗК РФ, Советом депутатов г.о. Химки МО принят акт, - Решение от /дата/ № 63/2 «Об утверждении положения о порядке предоставления на территории г.о. Химки земельных участков для целей, не связанных со строительством», устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
Согласно п. 3.3. вышеуказанного Решения, органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью является постоянно действующая Межведомственная комиссия по предоставлению гражданам земельных участков на территории г.о. Химки.
Во исполнение требований ст. 34 ЗК РФ, вышеуказанного муниципального правового акта, до утверждения испрашиваемой Заявителем схемы расположения земельного участка, вопрос о возможности его предоставления должен быть рассмотрен на заседании Межведомственной комиссии по предоставлению гражданам земельных участков на территории г.о. Химки., о чем Заявитель и был уведомлен ответом Администрации г.о. Химки МО от /дата/.
Между тем, не дождавшись рассмотрения вышеуказанного вопроса на заседании Межведомственной комиссии по предоставлению гражданам земельных участков на территории г.о. Химки, Заявитель обратился в Химкинский городской суд с требованием об обязании Администрации выдать утвержденную схему расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Суд отмечает, что Администрацией г.о. <адрес> не соблюдены сроки, установленные для утверждения испрашиваемой схемы, однако, восстановление прав Заявителя выбранным им способом - выдать утвержденную схему расположения земельного участка, до рассмотрения вопроса о возможности его предоставления на МВК, по мнению суда, является необоснованным, не соответствующим требованиям ст. 34 ЗК РФ, Решения Совета депутатов г.о. Химки от /дата/ № 63/2 «Об утверждении положения о порядке предоставления на территории г.о. Химки земельных участков для целей, не связанных со строительством».
Суд приходит к выводу о том, что требования Заявителя об обязании Администрации г.о. Химки выдать утвержденную схему расположения земельного участка без принятия решения по данному вопросу уполномоченным органом, - МВК будет напрямую противоречить требованиям действующего законодательства РФ, в связи с чем считает необходимым отказать в удовлетворении заявления в полном объеме.
Оценивая представленные по делу доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд нарушений в действиях должностных лиц не усматривает, равно как нарушение прав и свобод Заявителя Селищевой Н.А.
Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно п. 1 ст. 249 ГПК РФ на государственный орган, чьи решения, действия (бездействие) оспариваются, возложена обязанность по доказыванию только обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта и его законности.
При этом обязанность по доказыванию наличия нарушения данными решениями, действиями (бездействием) прав и свобод, а также иных законных интересов, возложена на лицо, обратившееся в суд с соответствующим заявлением.
Из материалов дела не следует, что решения, действия (бездействие) должностных лиц Администрации г.о. <адрес> каким-либо образом нарушают её права и свободы и иные охраняемые законом интересы.
Поскольку суд пришел к вывод об отказе в удовлетворении требований Селищевой Н.А., суд не находит правовых оснований для взыскания с Администрации г.о. <адрес> в пользу Селищевой Н.А. судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере <данные изъяты> также расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Селищевой Н.А. о признании незаконным действия Администрации г.о. <адрес>, выразившиеся в невыдаче Селищевой Н.А. в порядке ст. 34 ЗК РФ в месячный срок утвержденной схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; обязании Администрации г.о. <адрес> выдать Заявителю утвержденную схему расположения земельного участка (четыре экземпляра), расположенного по вышеуказанному адресу; взыскании судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Химкинский городской суд в течение месяца.
Судья: Н.Н. Тягай
Мотивированное решение изготовлено /дата/
Судья: Н.Н. Тягай