Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1971/2014 ~ М-1862/2014 от 25.08.2014

Дело № 2-1971/14

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 октября 2014 года     город Соликамск

Соликамский городской суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Шатуленко И.В.,

с участием истицы Шистаковской Т.В.,

представителя ФКЛПУ КТБ-17 ОИУ № 1 ГУФСИН России по Пермскому краю – Ивановой Е.К., действующей на основании доверенности,

представителя ГУФСИН России по Пермскому краю - Климашевской И.М., действующей на основании доверенности,

при секретаре Гнатышиной Н.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шистаковской Т.В. к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Краевая туберкулезная больница № 17 Объединения исправительных учреждений № 1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» (далее по тексту -ФКЛПУ КТБ-17 ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю) о взыскании единовременной денежной выплаты, процентов за пользование чужими денежными средствами,

у с т а н о в и л :

Шистаковская Т.В. обратилась в суд с иском к ФКЛПУ КТБ-17 ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю о взыскании единовременной денежной выплаты, процентов за просрочку выплат. Иск обосновала тем, что работала в ФКЛПУ КТБ-17 ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в период с <дата> по <дата> в должности <данные изъяты> отделения краевой туберкулезной больницы ФКЛПУ КТБ-17 ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю. В соответствии с Постановлением Правительства № 839 от 17.10.2011 года «О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях», за период её работы с <дата> по <дата> ей была установлена единовременная выплата в размере <данные изъяты> руб. <дата> она обратилась к ответчику с заявлением о выплате единовременной выплаты. Письмом от <дата> она была уведомлена о том, что данная выплата ей не будет произведена в связи тем, что выделение бюджетных ассигнований на осуществление указанной выплаты в <дата> году не предусмотрено.

Просит взыскать с ответчика единовременную денежную выплату в размере <данные изъяты> руб.; проценты за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> руб.

В судебном заседании истица на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении. Пояснила, что о нарушении своих прав узнала в <дата> г. из письма начальника краевой туберкулезной больницы № от <дата> Полагает, что срок исковой давности для обращения в суд с настоящим иском составляет 3 года, данный срок ею не пропущен. Кроме того, что у неё болел ребенок, других причин пропуска срока не имеется.

Представитель ответчика ФКЛПУ «Краевая туберкулезная больница № 17» ОИУ №1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю - Иванова Е.К. в судебном заседании исковые требования не признала в полном объеме по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 17-18). Заявление на выплату, предусмотренную Постановлением Правительства РФ № 839 от 17.10.2011 года, было подано истицей <дата> года, то есть позже установленного срока, в связи с чем заявка в ГУФСИН была направлена поздно, продление выплат на <дата> год не представляется возможным в связи с прекращением финансирования. Считает, что истица пропустила срока для обращения в суд, поскольку знала о нарушенном праве еще в <дата> году. Финансирование по выплатам, предусмотренным Постановлением Правительства РФ от 17.10. 2011 года № 839, осуществлялось из средств федерального бюджета. Полагает, что истицей без уважительных причин пропущен срок обращения в суд с настоящим иском, предусмотренный ст. 392 Трудового кодекса РФ, поскольку истица знала о нарушенном праве еще в <дата>. Требование о взыскании процентов по ст. 395 Гражданского кодекса РФ не основано на законе, поскольку единовременная выплата является мерой социальной поддержки и не относится к заработной плате и иным обязательным платежам работодателя.

Представитель ГУФСИН России по Пермскому краю – Климашевская И.М. исковые требования считает необоснованными по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д. 16) Полагает, что истицей пропущен срок для обращения в суд с настоящим иском. Причиной невыплаты денежных средств послужило позднее предоставление истицей полного пакета документов для осуществления выплаты. Требование о взыскании процентов по ст. 395 ГК РФ не основано на законе.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства по делу, оценив их в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации вопросы социального обеспечения граждан Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. При этом согласно положению п. 1 ст. 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации обеспечение реализации федеральных законов по предметам совместного ведения, не отнесенным к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, осуществляется Российской Федерацией в виде субвенций бюджетам субъектов. Финансирование обязательств, связанных с реализацией законов субъектов РФ, не является расходным обязательством Российской Федерации в соответствии со ст. 84 Бюджетного кодекса РФ, а отнесено к расходным обязательствам субъекта РФ в соответствии со ст. 85 Бюджетного кодекса РФ.

Система мер социальной поддержки медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, была введена постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 10 июня 1930 г. "О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках" (утратило силу 8 мая 2003 г.). Пунктом 10 этого постановления квалифицированным медицинским, ветеринарным, сельскохозяйственным работникам и работникам просвещения, проживающим в сельских местностях и рабочих поселках, должны были предоставляться соответствующим местным исполкомом (по местно-бюджетным учреждениям) или подлежащим учреждением, предприятием или организацией бесплатные квартиры с отоплением и освещением в натуре. При отсутствии свободных квартир в домах, принадлежащих указанным исполкомам, учреждениям, предприятиям или организациям, необходимая и вполне годная жилая площадь с отоплением и освещением на работника и членов его семьи должна была предоставляться в наемных помещениях, с оплатой жилой площади, отопления и освещения за счет соответствующих исполкомов, учреждений или организаций по действительной их стоимости.

19 августа 1993 г. вступили в силу Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (утратили силу 1 января 2012 г.) Частью 2 статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года N 5487 (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) устанавливалось право врачей, провизоров, работников со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающих с ними членов их семей на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с действующим законодательством.

С 1 января 2005 года, согласно пункту 50 статьи 35 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" отменены ранее предоставлявшиеся медицинским работникам учреждений здравоохранения, расположенных в сельской местности, жилищно-коммунальные льготы без указания на равноценную компенсацию.

Пунктом 50 статьи 35 вышеназванного Закона решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения: для медицинских работников федеральных специализированных организаций здравоохранения меры социальной поддержки устанавливаются Правительством Российской Федерации; для медицинских работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а для медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения - органами местного самоуправления (части четвертая - шестая статьи 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан в указанной редакции).

Вступившим в силу с 1 января 2012 г. Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" закреплены права медицинских и фармацевтических работников и меры их стимулирования. Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (пункт 2 статьи 72).

В соответствии с предоставленными федеральным законодательством полномочиями Правительством Российской Федерации ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения установлена в размере 1200 руб.

Порядок осуществления ежемесячной денежной выплаты установлен приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2011 г. N 1556ан/174н.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года № 839 "О мерах социальной поддержки в 2012 - 2014 годах медицинских и фармацевтических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), занятых на должностях в федеральных государственных учреждениях", с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2014 г. медицинским и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в качестве меры социальной поддержки установлена ежемесячная денежная выплата по оплате жилых помещений, отопления и освещения в размере 1200 рублей.

Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 года N 839, в 2012 году медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимся до 1 января 2012 г.) в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2004 г. на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, постановлено осуществить единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г. из расчета 433 рубля в месяц в 2005 году, 565 рублей в месяц в 2006 году, 641 рубль в месяц в 2007 году, 706 рублей в месяц в 2008 году, 878 рублей в месяц в 2009 году, 981 рубль в месяц в 2010 году, 1103 рубля в месяц в 2011 году.

Согласно п. 4 указанного Постановления меры социальной поддержки, предусмотренные пунктом 2 настоящего Постановления, не предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам за периоды, в течение которых они пользовались правом на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Предоставление медицинским и фармацевтическим работникам, занятым на должностях в федеральных государственных учреждениях, мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты не свидетельствует о лишении данной категории лиц права на льготы, которыми они пользовались до 01 января 2005 года, и не ухудшает условия их предоставления.

В судебном заседании установлено, что истица Шистаковская Т.В. в период с <дата> по <дата> работала в ФКЛПУ КТБ-17 ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю в должности <данные изъяты>, то есть являлась медицинским работником в федеральном государственном учреждении системы здравоохранения, состояла в штате по основному месту работы. В период с <дата> по <дата> истица была зарегистрирована и проживала по адресу: <...>, а с <дата> и по настоящее время истица проживает в неблагоустроенном жилом помещении в сельском населенном пункте по адресу: <...>, льготами не пользовалась. Данные обстоятельства ответчиком в судебном заседании не оспаривались.

То есть судом установлено, что Шистаковская Т.В. имела право по состоянию на <дата> и в последующем на бесплатное предоставление квартиры с отоплением и освещением в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем имеет право на единовременную денежную выплату за фактически отработанное время в соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ № 839 от 17.10.2011 г.

Приказом Минздравсоцразвития РФ №1556ан и Министерства финансов РФ №174 нот 16 декабря 2011 года утвержден Порядок осуществления с 01 января по 31 декабря 2014 года в качестве меры социальной поддержки ежемесячной денежной выплаты по оплате жилых помещений, отопления и освещения медицинским работникам и фармацевтическим работникам, проживающим и работающим по трудовому договору в сельских пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) состоящим в штате по основному месту работы в федеральных государственных учреждениях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти (Приложение № 1) и Порядок осуществления в 2012 году единовременной денежной выплаты за фактически отработанное время в федеральных учреждениях государственной системы здравоохранения в период с 01 января 2005 г. по 31 декабря 2011 г. медицинским и фармацевтическим работникам федеральных учреждений государственной системы здравоохранения (в том числе лицам, являвшимся медицинскими и фармацевтическими работниками указанных учреждений и уволившимися до 01 января 2012г.), в случае, если они имели право по состоянию на 31 декабря 2014 года на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством РФ (Приложение №2).

Согласно Приложению № 2, право на получение единовременной денежной выплаты имеют право работники учреждений при условии, что по состоянию на 31 декабря 2004 года они имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением в соответствии с законодательством РФ (п. 2 Порядка)

Единовременная выплата назначается по месту работы в учреждениях (п. 3 Порядка).

Единовременная выплата не предоставляется за периоды, в течение которых работники пользовались правом на бесплатное предоставление квартир в отоплением и освещением и (или) на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг на основании вступивших в законную силу решений суда, нормативно правовых актов субъектов РФ и органов местного самоуправления (п. 4 Порядка).

Единовременная денежная выплата производится на основании документов, подтверждающих право на нее, перечисленных в п. 5, 6 Порядка.

Днем обращения работника с заявлением считается день приема учреждением заявления со всеми необходимыми документами (п. 7 Порядка).

В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 17.10.2011 г. № 839, меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим постановлением, предоставляются медицинским и фармацевтическим работникам по месту их работы, в том числе и в случае увольнения до 01 января 2012 г.

Судом установлено, что заявление о производстве единовременной выплаты по п. 2 Постановления Правительства РФ № 839 и необходимые документы были сданы истицей Шистаковской Т.В. в отдел кадров ФКЛПУ КТБ-17 ОИУ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю <дата> года.

Также установлено, что ГУФСИН России по Пермскому краю <дата> в адрес начальников учреждений направлено письмо за № , из которого следует, что кадровым службам учреждений в срок до <дата> предписывалось подать заявки на финансовое обеспечение единовременных выплат в 4 квартале <дата> года. Следовательно, организация и формирование заявок была возложена на учреждение (работодателя), что подтверждает доводы истца о том, что заявление ею было подано в сроки, когда отдел кадров учреждения начал принимать такие заявления и формировать заявку.

Вместе с тем доводы ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд с настоящим иском заслуживают внимания.

В силу ч.1 ст. 392 Трудового кодекса РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.

Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от 17 марта 2004 г. "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", абзаца первого части 6 статьи 152 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также части 1 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абз. 2 ч. 6 ст. 152 ГПК РФ).

Из пояснений истицы, данных в судебном заседании, установлено, что из письма начальника ФКЛПУ КТБ-17 ОУИ-1 ОУХД ГУФСИН России по Пермскому краю от <дата> (л.д. 14), в <дата> года Шистаковская Т.В. узнала о нарушении своих прав, а именно о том, что выплата ей не будет произведена в связи с отсутствием финансирования, закрытии данной статьи расходов. Однако она обратилась в суд с настоящим иском лишь <дата>, то есть со значительным пропуском трехмесячного срока, установленного частью 1 статьи 392 Трудового кодекса РФ, и истекшего в данном случае в <дата> г.

Доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока обращения в суд, которые бы служили объективным препятствием для своевременного обращения истицы в суд за разрешением данного спора, в материалах дела не имеется и в соответствии с правилами ст. 56 ГПК РФ истицей суду не представлено.

Доводы истицы о том, что причиной несвоевременного обращения в суд явилась болезнь ребенка, являются несостоятельными и не могут быть признаны уважительной причиной пропуска срока, поскольку как установлено судом, дочь истицы – Ш., <дата> года рождения, находилась на стационарном лечении в медицинском учреждении в период с <дата> по <дата> г., то есть уже после истечения срока, предусмотренного ч.1 ст. 392 Трудового кодекса РФ. В данный период истица продолжала осуществлять трудовую деятельность, и её обращение в суд за защитой нарушенного права последовало более чем через два месяца после выписки дочери из лечебного учреждения. Иных причин пропуска срока обращения в суд судом не установлено и истицей не указано.

То есть судом установлено, что истицей пропущен срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, уважительные причины восстановления указанного срока отсутствуют, о пропуске истицей указанного срока заявлено ответчиком в ходе рассмотрения дела. Пропуск истицей срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, предусмотренного ч.1 ст. 392 Трудового кодекса РФ, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований, в связи с чем правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу истца суммы единовременной денежной выплаты в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп. не имеется.

Соответственно не подлежат удовлетворению исковые требования в части взыскания с ответчика в пользу истца процентов за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., предусмотренные ст. 395 Гражданского кодекса РФ, поскольку они являются производными от основного требования.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований Шистаковской Т.В,, предъявленных к Федеральному казенному лечебно-профилактическому учреждению «Краевая туберкулезная больница № 17 Объединения исправительных учреждений № 1 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Пермскому краю» о взыскании единовременной денежной выплаты в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп., процентов за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты> руб. <данные изъяты> коп., отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с 27 октября 2014 года.

Судья И.В.Шатуленко

2-1971/2014 ~ М-1862/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Шистаковская Татьяна Викторовна
Ответчики
ФКЛПУ КТБ-17
Другие
ГУФСИН России по Пермскому краю
Суд
Соликамский городской суд Пермского края
Судья
Шатуленко Ирина Викторовна
Дело на странице суда
solikam--perm.sudrf.ru
25.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.08.2014Передача материалов судье
25.08.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.08.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.08.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.09.2014Судебное заседание
20.10.2014Судебное заседание
27.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.11.2014Дело оформлено
16.12.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее