Судья Середенко С.И. Дело № 33а-13336/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Чиченевой Н.А.,
при секретаре Горохове С.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 апреля 2017 года апелляционную жалобу Администрации Ступинского муниципального района Московской области на решение Ступинского городского суда Московской области от 17 февраля 2017 года по делу по административному исковому заявлению Синевой <данные изъяты> к Администрации Ступинского муниципального района Московской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
установила:
Синева К.С. обратилась в Ступинский городской суд Московской области с административным исковым заявлением к Администрации Ступинского муниципального района Московской области (с учетом имевшего место уточнения заявленных требований) о признании незаконным бездействия, выразившееся в нерассмотрении заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложении обязанности рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование заявленных требований указала, что является собственником объекта незавершенного строительства склад № 6, назначение: нежилое, площадь застройки – <данные изъяты> кв.м, степень готовности – 95%, лит. <данные изъяты>, местоположение: <данные изъяты>. Подготовив с помощью специализированной организации схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, 22.10.2016 она обратилась в администрацию района с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка площадью 2023 кв.м, однако 31.10.2016 административный ответчик отказал в удовлетворении заявления со ссылкой на необходимость предоставления обоснования испрашиваемой площади земельного участка.
По утверждению Синевой К.С., бездействие административного ответчика является незаконным, нарушает ее права и интересы.
Представитель административного ответчика – Администрации Ступинского муниципального района Московской области заявленные требования не признал.
Представитель заинтересованного лица – КУИ Администрации Ступинского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился.
Решением Ступинского городского суда Московской области от 17 февраля 2017 года административный иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе административный ответчик просит об отмене данного решения, ссылаясь на неверное применение судом к возникшим правоотношениям норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела усматривается, что Синева (Карповецкая) К.С. является собственником объекта незавершенного строительства склад № 6, назначение: нежилое, площадь застройки – <данные изъяты> кв.м, степень готовности – <данные изъяты> по адресу: <данные изъяты>
Синева К.С. 22.10.2016 обратилась в Администрацию Ступинского муниципального района Московской области с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м на кадастровом плане территории, приложив схему, подготовленную кадастровым инженером ООО «Карта-Мастер».
31.10.2016 административный ответчик направил в адрес Синевой К.С. ответ, в котором разрешение вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка поставил в зависимость от предоставления заявителем обоснования испрашиваемой площади земельного участка.
В соответствии с пунктом 5 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
В статье 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
Согласно подпункту 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды без проведения торгов заключается с собственниками зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в публичной собственности и (или) с лицами, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 Земельного кодекса РФ).
До настоящего времени требований о сносе объекта недвижимости, принадлежащего Синевой К.С., собственник земельного участка, на котором данный объект расположен, не предъявлял. Таким образом, Синева К.С. как собственник объекта незавершенного строительства по адресу: <данные изъяты>, имеет исключительное право на предоставление в аренду земельного участка для обслуживания данного объекта.
По смыслу п. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ, процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции правомерно руководствовался положениями статьи 11.10 Земельного кодекса РФ, согласно пункту 1 которой схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (пункт 2 статьи 11.10).
В силу пунктов 3 и 4 указанной выше статьи подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей; подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом.
Согласно пункту 13 статьи 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка регламентирован пунктом 16 статьи 11.10 ЗК РФ.
В силу прямого указания закона (пункт 19 статьи 11.10 ЗК РФ) не допускается требовать от заявителя согласования схемы расположения земельного участка, а также предоставления документов, не предусмотренных настоящим Кодексом.
При рассмотрении заявления Синевой К.С. орган местного самоуправления не проверил обоснование расчета площади испрашиваемого заявителем земельного участка. Одновременно, по смыслу статей 39.2 и 39.14 ЗК РФ, уполномоченный орган при рассмотрении заявления заинтересованного лица о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду не связан рамками приложенной к заявлению схемы: данный орган вправе сам обеспечить подготовку схемы расположения земельного участка, исходя из нормативной площади земельного участка, необходимой для обслуживания объекта незавершенного строительства.
При таких данных суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в нерассмотрении заявления Синевой К.С. от 22.10.2016 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, возложив на орган местного самоуправления обязанности рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта.
Так, довод о том, что испрашиваемый земельный участок «может» принадлежать Министерству обороны РФ, нельзя принять во внимание, так как он носит вероятностный характер; кроме того, по этому основанию орган местного самоуправления не отказывал Синевой К.С. в утверждении схемы расположения земельного участка.
Остальные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, приводившимся в возражениях по заявленному административному иску, были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции.
В целях конкретизации избранного судом способа восстановления нарушенного права административного истца (п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ) судебная коллегия считает необходимым изложить абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции: «Обязать Администрацию Ступинского муниципального района Московской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть в установленном порядке заявление Синевой <данные изъяты> от 22.10.2016 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и по результатам рассмотрения заявления принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка или решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на основания, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ступинского городского суда Московской области от 17 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения, изложив абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции: «Обязать Администрацию Ступинского муниципального района Московской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть в установленном порядке заявление Синевой <данные изъяты> от 22.10.2016 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и по результатам рассмотрения заявления принять решение об утверждении схемы расположения земельного участка или решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка со ссылкой на основания, предусмотренные земельным законодательством Российской Федерации».
Председательствующий
Судьи