УИД37RS0021-01-2021-000789-42
Дело № 2-603/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Фурмановский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Лебедева А.С.,
при помощнике судьи Куликовой С.В.,
с участием: прокурора Шепелина А.М.,
представителя ответчика администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области Бейтикса А.И.,
представителя ответчика администрации Панинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области Зобнина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Фурманове Ивановской области 23 августа 2021 года гражданское дело по исковому заявлению Фурмановского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области, администрации Панинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности разработать проекты организации дорожного движения на автомобильные дороги,
УСТАНОВИЛ:
Фурмановский межрайонный прокурор, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области (далее администрация Фурмановского муниципального района), администрации Панинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области (далее администрация Панинского сельского поселения) о возложении обязанности совершить определенные действия, а именно разработать проекты организации дорожного движения на расположенные на территории Панинского сельского поселения автомобильные дороги.
Исковые требования мотивированы тем, что Фурмановской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены нарушения норм указанного законодательства. В частности, на ряд автомобильных дорог, расположенных на территории Панинского сельского поселения не разработаны проекты организации дородного движения, а именно на автомобильные дороги в Фряньково, Быково, Новино, Ботеево, Медведково, Введенское, Ильинское, Языково, Шульгино, Белино, Лопатио, Бакшеево, подъезд к д. Ботеево, Михайловское-Ильинское, Михайловское-Языково, подъезд к д. Введенское. Соглашением о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения администрация Фурмановского муниципального района передала Панинскому сельскому поселению осуществление части полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Панинского сельского поселения и обеспечению безопасности дорожного движения на них. По представленной администрацией Панинского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области информации, выделенное администрации сельского поселения на 2021 год по соглашению финансирование, на решение вышеуказанных вопросов местного значения полностью израсходовано. По указанным нарушениям межрайонной прокуратурой в адрес главы Панинского сельского поселения 28.05.2021 внесено представление, которое рассмотрено, однако нарушения законодательства не устранены. Отсутствие на автомобильные дороги проектов организации дорожного движения может стать предпосылкой возникновения дорожно-транспортных происшествий. Фурмановский межрайонный прокурор просит возложить на администрацию Фурмановского муниципального района, администрацию Панинского сельского поселения обязанность разработать проекты организации дорожного движения на расположенные на территории Панинского сельского поселения автомобильные дороги Фряньково, Быково, Новино, Ботеево, Медведково, Введенское, Ильинское, Языково, Шульгино, Белино, Лопатио, Бакшеево, подъезд к д. Ботеево, Михайловское-Ильинское, Михайловское-Языково, подъезд к д. Введенское.
В судебном заседании помощник Фурмановского межрайонного прокурора Шепелин А.М. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации Фурмановского муниципального района Бейтикс А.И., требования не признал. Пояснил, что в бюджете администрации Фурмановского муниципального района средства на разработку проектов организации дорожного движения на автомобильные дороги отсутствуют. В случае удовлетворения иска просил предоставить срок для исполнения решения суда до 01.07.2022.
Представитель ответчика администрации Панинского сельского поселения Зобнин А.В., пояснил, что по поселение не отказывается выполнить проекты организации дорожного движения на указанные автомобильные дороги. Однако, выделенные по соглашению о передаче части полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, заключенному с администрации Фурмановского муниципального района, денежные средства в размере 2992214,98 руб. почти израсходованы. Соглашение действует до 31.12.2021. Остаток денежных средств по состоянию на 23.08.2021 составляет 127,33 руб. При этом стоимость подготовки одного проекта составляет около 20 тысяч рублей. Между администрациями Панинского сельского поселения и Фурмановского муниципального района планируется заключить аналогичное соглашение на 2022 год.
Суд, выслушав истца, представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Судом установлено, что Фурмановской межрайонной прокуратурой в порядке надзора проведена проверка исполнения органами местного самоуправления требований законодательства о безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что на ряд автомобильных дорог, расположенных на территории Панинского сельского поселения не разработаны проекты организации дорожного движения, а именно на дороги Фряньково, Быково, Новино, Ботеево, Медведково, Введенское, Ильинское, Языково, Шульгино, Белино, Лопатио, Бакшеево, подъезд к д. Ботеево, Михайловское-Ильинское, Михайловское-Языково, подъезд к д. Введенское (л.д. 8-11).
В силу ст.ст. 1, 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» граждане Российской Федерации имеют право на безопасность дорожного движения с необходимой гарантией защищенности от дорожно-транспортных происшествий.
К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Согласно п.п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В силу п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 5 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» организация дорожного движения определена, как деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах, направленная на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения относятся организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.
Статьей 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения, за исключением случая, предусмотренного частью 12 настоящей статьи (ч. 1). Проекты организации дорожного движения разрабатываются: на период эксплуатации дорог или их участков; на период введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по дорогам на срок, превышающий сутки (пункты 1, 2 ч. 2).
В соответствии со с п. 1 ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков разрабатываются в целях определения постоянных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов в отношении существующих, реконструируемых или строящихся дорог или их участков.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается ответчиками, что в нарушение приведенных выше положений закона проекты организации дорожного движения по автомобильным дорогам Фряньково, Быково, Новино, Ботеево, Медведково, Введенское, Ильинское, Языково, Шульгино, Белино, Лопатио, Бакшеево, подъезд к д. Ботеево, Михайловское-Ильинское, Михайловское-Языково, подъезд к д. Введенское отсутствуют.
Указанное нарушение отрицательно влияет на безопасность дорожного движения, угрожает правам и законным интересам неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что соглашением о передаче части полномочий по решению вопросов местного значения № 4 от 24.12.2020 администрацией Фурмановского муниципального района администрации Панинского сельского поселения передана часть полномочий по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Панинского сельского поселения и обеспечению безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ. В соответствии с данным соглашением Панинскому сельскому поселению для реализации указанных полномочий выделены трансферты в размере 2992214,98 руб. (л.д. 40-44, 52).
Из информации, представленной администрацией Панинского сельского поселения следует, что денежные средства, выделенные на основании соглашения № 4 от 24.12.2020 в большей мере израсходованы в размере 2992087,65 руб., остаток денежных средств на 23.08.2021 составляет 127,33 руб. (л.д. 51).
Таким образом, с учетом того, что оставшихся у администрации Панинского сельского поселения денежных средств по соглашению № 4 от 24.12.2020 для удовлетворения требований истца явно недостаточно, то обязанность по разработке проектов организации дорожного движения на автомобильные дороги, суд возлагает на администрацию Фурмановского муниципального района, поскольку это является обязанностью органа местного самоуправления, направленной на обеспечение безопасности жителей, а также дорожного движения и профилактики совершения дорожно-транспортных происшествий.
В удовлетворении требований к Администрации Панинского сельского поселения суд отказывает.
Одним из основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности (ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»), поэтому доводы ответчика о невозможности разработать проекты организации дорожного движения автомобильных дорог из-за отсутствия финансовых средств не могут быть приняты во внимание. При этом суд учитывает, что действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовых возможностей.
При определении срока, в течение которого решение суда должно быть исполнено, с учетом положений ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и позиции участвующих в деле лиц, суд полагает справедливым и разумным установить срок исполнения решения суда до 01.07.2022, данный срок суд считает достаточным для исполнения решения суда.
На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01 ░░░░ 2022 ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 30 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.