Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-388/2017 от 10.10.2017

Судья Щенникова Е.В.                          Дело № 12-388/2017

РЕШЕНИЕ

Судья Верховного Суда Республики Коми Соболев В.М., при секретаре Калинкович И.С., рассмотрев в открытом судебном заседании 18 октября 2017 года в г. Сыктывкаре жалобу вр.и.о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми Курбанова В.В. на постановление судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 31 августа 2017 года, которым

производство по административному делу о привлечении администрации ООО "Теплоком" к административной ответственности, предусмотренной статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 31 августа 2017 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденному в отношении ООО "Теплоком", за отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми обратилось в Верховный Суд Республики Коми с жалобой об его отмене, указывая на допущенное обществом нарушение требований санитарного законодательства при эксплуатации обслуживаемого объекта.

ООО "Теплоком", надлежаще извещённое о месте и времени рассмотрения жалобы, явку своего представителя или защитника в судебное заседание не обеспечило.

В соответствии со статьёй 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив материалы дела в полном объёме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Статья 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических противоэпидемических мероприятий.

Статья 42 Конституции РФ и статья 8 Федерального закона № 52 - ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляют право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ.

Как следует из материалов дела, протокола об административном правонарушении, основанием возбуждения дела явилось выявленное в результате осмотра контейнерной площадки по адресу: ... район жилых домов ..., и производства соответствующих измерений, нарушение ООО "Теплоком" как управляющей организацией на обслуживаемой территории законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившиеся в нарушении действующих санитарных правил: по несоблюдению расстояния, установленного для размещения контейнеров, расположенных на площадке для сбора ТБО, от жилых помещений и мест отдыха, их размещение в количестве, превышающем предельно допустимое значение; а также в размещении крупногабаритных отходов непосредственно на земле в отсутствие твердого основания с бетонным или асфальтовым покрытием.

Прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, судья районного суда, руководствуясь положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Закона Республики Коми от 09 декабря 2014 года № 148-РЗ "О некоторых вопросах местного значения муниципальных образований сельских поселений в Республике Коми", исходила из того, что организация деятельности в области обращения с отходами на территории муниципальных образований осуществляется органами местного самоуправления, а согласно заключенному между администрацией СП "..." и ООО "Теплоком" договору <Номер обезличен> от <Дата обезличена> к обязанностям ООО "Теплоком" обязанность по размещению и оборудованию мест сбора и накопления отходов, а также их переноса, не отнесена.

Однако, изложенный вывод судьи относительно возможности возложения на ООО "Теплоком" ответственности, установленной статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за размещение и оборудования мест сбора и накопления отходов преждевременен, сделан без учёта всех обстоятельств по делу и положений норм действующего законодательства.

Статья 11 Федерального закона № 52 - ФЗ от 30 марта 1999 года "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" устанавливает, что индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В силу положений статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу в многоквартирном доме относятся, в частности, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом и иные, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке.

Пунктом 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 № 491 установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством РФ и договором.

Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; содержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. (пункты "д", "д(2)" пункта 11 Правил).

Согласно пункту 11 (1) названных Правил минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, устанавливаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 03 апреля 2013 года № 290, принятым во исполнение вышеназванного пункта Правил, в работы по содержанию мест накопления твёрдых коммунальных отходов включена организация и содержание мест накопления твёрдых бытовых отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.

Согласно пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года № 170, именно организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых бытовых отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за её санитарным состоянием.

В силу требований частей 2, 3 статьи 161, части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией по договору управления многоквартирным домом она несёт ответственность за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов.

Таким образом, на ООО "Теплоком" как организацию, осуществляющую обслуживание жилого дома, возложена обязанность по содержанию площадок для сбора твёрдых бытовых отходов, образующихся при эксплуатации находящихся под управлением Общества многоквартирных домов, организация мест накопления отходов.

Пунктами 3.7.4, 3.7.6 названных Правил, утверждённых Постановлением Госстроя от 27 сентября 2003 года № 170, предусмотрено, что мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.

Согласно статье 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, производству, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Контейнерные площадки для сбора твёрдых бытовых отходов устанавливаются в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", а также СанПин 2.1.2.2645-10, утверждённых постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64.

Согласно требованиям санитарных правил СанПин 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами. Площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более пяти.

На основании пункта 2.2.10 санитарных правил ответственность за содержание мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов из камеры, несёт организация, в ведении которой находится дом.

Санитарные правила СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64, в пункте 8.2.5 также предусматривают, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелёными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.

В соответствии со статьёй 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

По правилам статьи 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлению и выяснению, в числе иных обстоятельств, по делу об административном правонарушении подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

По правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, всесторонне, полно и объективно исследует все обстоятельства дела, давая оценку доказательствам по делу.

Принимая решение об отсутствии в действиях ООО "Теплоком" состава административного правонарушения, при установлении юридически значимых обстоятельств, судья районного суда в полной мере не дала оценку действиям привлекаемого лица относительно выполнения ответственным лицом возложенных обязанностей с учётом объёма вменённых нарушений требований санитарного законодательства, в том числе относительно обустройства контейнерной площадки для крупногабаритного мусора, размещении на территории контейнерной площадки установленного количества контейнеров.

Изложенное выше свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении судьёй районного суда не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного постановления по делу, тем самым допущены существенные нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили ему всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело.

Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения срок давности привлечения к административной ответственности составляет один год.

При изложенных обстоятельствах решение суда не может быть признано законным, постановленным при полном изучении доказательств по делу и верном определении юридически значимых обстоятельств, в связи с чем, принимая во внимание, что на дату рассмотрения жалобы установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности не истёк, постановление суда подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.

При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, и по результатам устранения названных процессуальных нарушений вынести законное и обоснованное постановление, отвечающее требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Руководствуясь статьёй 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Жалобу вр.и.о. руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми Курбанова В.В. удовлетворить.

Постановление судьи Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 31 августа 2017 года о прекращении производства по административному делу о привлечении администрации ООО "Теплоком" к административной ответственности, предусмотренной статьёй 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения, отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Судья В.М. Соболев

Копия верна:

судья                 Соболев В.М.

12-388/2017

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Ответчики
ООО "Теплоком"
Суд
Верховный Суд Республики Коми
Судья
Соболев В.М.
Статьи

КоАП: ст. 6.3

Дело на странице суда
vs--komi.sudrf.ru
10.10.2017Материалы переданы в производство судье
18.10.2017Судебное заседание
19.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.10.2017Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее