Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Мантуровский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Крук Л.П.,
при секретаре ФИО44,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО1, ФИО19, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО5, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, Сашенковой ФИО41, ФИО6, ФИО7, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО8, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО9 о признании незаконным решения филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> (далее - ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес>, регистрирующий орган) об отказе в осуществлении кадастрового учета и возложении обязанности осуществить кадастровый учет земельных участков,
установил:
ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО1, ФИО19, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО5, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, Сашенкова С.Н., ФИО6, ФИО7, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО8, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО9, обратились в Мантуровский районный суд <адрес> с заявлением о признании незаконным решения филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ф46/12-63338 об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков, указав, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО45 обратилась в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, образованного из трех участков, принадлежащих заявителям земельных долей, площадью 1180000 кв.м, 613000 кв.м, 50800 кв.м, расположенного по адресу <адрес> Кривецкий сельсовет колхоз «Красный Победитель». Отказывая в осуществлений кадастрового учета земельного участка, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> сослался на несоответствие по форме и содержанию приложенного к нему межевого плана требованиям п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а также требованиям приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведений собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» (в редакции приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №), так как не представлены необходимые для кадастрового учета документы, а именно, в связи с несоблюдением заявителями процедуры выдела земельного участка, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Считая данное решение кадастровой палаты об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным и нарушающим их права и свободы, заявители просят данное решение отменить и обязать филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> осуществить кадастровый учет спорного земельного участка.
В судебном заседании адвокат ФИО46, представляя интересы всех заявителей, пояснил, что решение об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 46:14:060000:1 является необоснованным, поскольку на заявителей незаконно возлагается обязанность провести более сложную процедуру выделения земельного участка в счет долей в общей долевой собственности, установленную новой редакцией Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», так как выделение спорного земельного участка производилось в полном соответствии с требованиями указанного закона, в действующей на тот момент редакции до ДД.ММ.ГГГГ. С заявлением в кадастровую палату о постановке на кадастровый учет земельного участка вправе обратиться любое лицо, и данное обстоятельство не может являться основанием для отказа заявителю в осуществлении кадастрового учета земельного участка.
Представитель органа, действия которого обжалуются,филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> в судебное заседание не явился, просили о рассмотрении дела без их участия, в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку межевой план не соответствует требованиям п. 24 и 37 Приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков». Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> поступило заявление № о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с прилагаемыми документами (межевой план) от ФИО45, при этом, к заявлению не прилагалась доверенность или иные документы, из которых достоверно усматривалось бы, что она в настоящем случае наделена полномочиями от имени ФИО11, ФИО12 и других на обращение с целью осуществления действий (с правом подписания необходимых документов), направленных на постановку на государственный кадастровый учет земельного участка. Следовательно, ФИО45 обратилась от своего имени, а сами заявители в орган кадастрового учета не обращались.
Выслушав пояснения представителя заявителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов гражданского дела видно, что заявителям на праве общей долевой собственности принадлежат земельные участки размером 4,39 га каждый из числа земель сельскохозяйственного назначения в составе земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> Кривецкий сельсовет (после объединения Сеймский сельсовет) колхоз «Красный победитель» с кадастровым номером 46:14:060000:1, что подтверждено свидетельствами о государственной регистрации права серии 46-АВ №, серии 46 А<адрес>, серии <адрес>, <адрес>, 46-АВ №, 46-АВ № и серии <адрес>, а также свидетельствами на право собственности на землю серии РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XXVII КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ-XIV КУО-14-6 №, РФ- XXVII КУО-14-6 №.
ДД.ММ.ГГГГ в филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> было подано заявление о постановке на кадастровый учет вышеуказанного земельного участка, с приложением межевого плана от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № Ф46/12-63338 в осуществлении государственного кадастрового учета указанного объекта недвижимости отказано на основании пункта 2 части 2 статьи 27 Закона РФ №221-ФЗ о кадастре, в связи с несоблюдением процедуры выдела земельного участка, предусмотренной Законом №101-ФЗ об обороте. При этом заявителю рекомендовано выполнить действия по образованию земельного участка в соответствии с действующим законодательством и переоформить межевой план в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения и проведения собрания о согласовании местоположения границ земельных участков (далее Приказ №).
Согласно части 3 статьи 1 Закона РФ №221-ФЗ о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи и ли подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущество, а также иных, предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В силу статьи 16 Закона РФ №221-ФЗ о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 названного Закона сведений об объекте недвижимости.
Перечень документов, необходимых для кадастрового учета, приведен в статье 22 Закона РФ №221-ФЗ о кадастре.
В состав необходимых для кадастрового учета документов входит межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке.
Согласно ч. 2 статьи 27 Закона РФ №221-ФЗ о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, в том числе в случае, если необходимые для кадастрового учета документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям названного Закона.
Конституционный Суд РФ в своем определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О указал, что согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1 статьи 9); условия и порядок пользования землёй определяются на основе федерального закона (часть 3 статьи 36).
В порядке реализации указанных конституционных требований статья 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает государственный контроль за законностью создания (образования) земельных участков, закрепляя в этих целях основания для отказа в осуществлении их кадастрового учета, к числу которых относятся и случаи, когда заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям этого Федерального закона (пункт 2 части 2). Эта же норма содержит гарантии судебной защиты в случае отказа в осуществлении кадастрового учета (часть 13).
В соответствии с пунктом 3 статьи 11.5 Земельного кодекса РФ особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются законом РФ №101-ФЗ об обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» Закон дополнен статьями 13.1, 14.1, а также внесены изменения в статьи 13 и 14. По смыслу указанных новаций при образовании земельного участка путем выделения в счет земельной доли или земельных долей кадастровым инженером обязательно подготавливается проект межевания земельного участка, которым определяются его размеры и местоположение, подлежащий утверждению общим собранием участников долевой собственности.
Согласно статье 8 указанный Федеральный закон вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ, каких-либо исключений относительно его применения во времени он не содержит, то есть в силу пункта 1 статьи 4 ГК РФ применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.
В соответствии с предыдущей редакцией ст. 13 Закона РФ №101-ФЗ об обороте, действовавшей в период образования земельного участка в счет земельных долей, принадлежащих заявителям, земельный участок в счет земельных долей мог быть выделен на основании решения общего собрания участников долевой собственности, которым утверждалось местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, при утверждении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей в соответствии со ст. 14 настоящего Федерального закона, либо, если общее собрание участников долевой собственности не утвердило местоположение части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, путем извещения остальных участников общей собственности о намерении выделить земельный участок.
Перечень документов, необходимых для включения в приложение межевого плана, был установлен п.24 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № и включал в себя протокол общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения об утверждении границ части такого земельного участка, предназначенной для выделения земельных участков в счет земельных долей, в том числе для выделения в первоочередном порядке.
Так, из материалов дела видно, что выдел спорного земельного участка в счет долей заявителей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, исходя из процедуры, предусмотренной ранее действовавшим законом, произведен до вступления в силу новой редакции Закона об обороте.
Данный вывод подтверждается публикацией объявления о предстоящем собрании собственников земельных долей в газете «Курская правда» № (25086) от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу <адрес> Кривецкий сельсовет колхоз «Красный победитель» от ДД.ММ.ГГГГ, заключением кадастрового инженера об отсутствии возражений от других участников долевой собственности по местоположению выделяемого участка.
Таким образом, выводы филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> о том, что документы, приложенные к межевому плану не соответствуют процедуре выдела земельного участка в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок требованиям ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в редакциях Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ № 66-ФЗ. от ДД.ММ.ГГГГ № 250-ФЗ. от ДД.ММ.ГГГГ № 297-ФЗ. от ДД.ММ.ГГГГ № 93-ФЗ), суд считает несостоятельными.
Мотивируя свой отказ в решении № Ф46/12-63338 от ДД.ММ.ГГГГ филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> ссылается на отсутствие в межевом плане ссылки на проект межевания земельного участка, предусмотренный п.24 Требований, утвержденных Приказом №. Однако данное положение было введено в Требования Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Этим же Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Требования были дополнены пунктом 24.1, согласно которому межевой план в отношении земельного участка, выдел которого в счет доли или долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения произведен до ДД.ММ.ГГГГ, подготавливается на основании документов, предусмотренных Законом об обороте, в редакции, действовавшей на момент такого выдела.
Таким образом, к межевому плану от ДД.ММ.ГГГГ прилагались документы, подтверждающие соблюдение процедуры выдела земельного участка в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок, в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в редакции, действовавшей на момент выдела.
В представленных письменных возражениях указано, что с заявлением об осуществлении кадастрового учета обратилась ФИО45, не наделённая соответствующими полномочиями от заявителей, а сам они в орган кадастрового учета не обращались, являются не состоятельными и не могут служить основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета спорного земельного участка.
Так в соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) о кадастре с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться собственники объектов недвижимости или любые иные лица.
Кроме того, решение кадастровой палаты об отказе в постановке на кадастровый учет земельного участка принято без указания конкретного лица или заявителя.
При таких обстоятельствах, суд считает, что в связи с образованием объектанедвижимости, а именно спорного земельного участка, расположенного но адресу <адрес> Сеймский сельсовет, в соответствии со ст. 16 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» должен быть осуществлен его кадастровый учет, следовательно, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО1, ФИО19, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО5, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, Сашенковой ФИО41, ФИО6, ФИО7, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО8, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО10.
Признать незаконным решение филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> № Ф46/12-63338 от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета.
Обязать филиал Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> осуществить кадастровый учет земельных участков в счет долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 46:14:060000:1 площадью 1180000 кв.м, 613000 кв.м, 50800 кв.м, расположенных по адресу: <адрес> Сеймский сельсовет.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Мантуровский районный суд в течение месяца после вынесения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме вынесено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий подпись Л.П. Крук