Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Североуральский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Сармановой Э.В.,
с участием ст.помощника прокурора <адрес> Ивановой Т.И.,
истца - Лиманским Е.В.,
представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> - Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по городу Североуральску - специалиста 1 категории отдела семейной политики, опеки и попечительства ФИО12, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №678,
при секретаре - Степановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах Лиманским Е.В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес>, Государственному казенному учреждению <адрес> «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> - Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по городу Североуральску о признании права на обеспечение мерой социальной поддержки, установленной Федеральным законом №159-ФЗ, о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Прокурор <адрес> обратился в Североуральский городской суд с иском в интересах Лиманским Е.В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес>, Государственному казенному учреждению <адрес> «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> - Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по городу Североуральску о признании права на обеспечение мерой социальной поддержки, установленной Федеральным законом №159-ФЗ, о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилого помещения, указав в обоснование заявленных требований, что прокурор <адрес> просит суд признать за Лиманским Е.В. право на обеспечение мерой социальной поддержки, установленной Федеральным законом №159-ФЗ, в виде предоставления жилого помещения вне очереди, обязать Управление социальной политики по городу Североуральску поставить Лиманским Е.В. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> и Фонд жилищного строительства предоставить Лиманским Е.В. жилое помещение по месту жительства - в Североуральском городском округе по следующим основаниям.
ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру <адрес> поступило обращен Лиманским Е.В. на нарушение его жилищных прав. Проверкой, проведенной, по ого обращению, установлено.
Согласно свидетельству о рождении Лиманским Е.В. его матерью является ФИО2, отцом - ФИО3.
Решением Североуральского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ родители Лиманским Е.В. были лишены родительских прав.
Согласно свидетельству о смерти мать Лиманским Е.В. - ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Решением председателя Североуральского городского исполкома от ДД.ММ.ГГГГ за №126д Лиманским Е.В. был определен в детский дом.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Лиманским Е.В. находился в <адрес>».
В период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения свободы по приговору <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым был осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 тс. 162 УК РФ.
ДД.ММ.ГГГГ Лиманским Е.В. освободился из мест лишения свободы и вернулся в <адрес>.
Обратился в прокуратуру <адрес> с жалобой на нарушение его жилищных прав как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»:
дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель;
дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке;
лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Несмотря на то, что в настоящее время Лиманским Е.В. полных 26 лет, он имеет право на обеспечение его жилым помещением в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку причины пропуска срока постановки его на учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, являются уважительными, так как обусловлены длительным нахождением его в местах лишения свободы, в связи с чем, он не мог принять мер к защите своих нарушенных прав.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
В соответствии с пунктом 7 указанной статьи по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно п. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Согласно п. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
В соответствии с п. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с п. 2 Постановления Главы Североуральского городского округа «Об утверждении учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жило помещения в муниципальном образовании <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ N 1408 на территории муниципального образования <адрес> установлена норма предоставления жилого помещения по договору социального найма, являющуюся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма:
в размере 18 квадратных метров общей площади - на каждого члена семьи, состоящей из двух человек и более;
в размере однокомнатной квартиры, но не более 33 квадратных метров общей площади - на одиноко проживающего человека.
Согласно пункту 8 указанной статьи дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, па имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации
Согласно информации начальника филиала «Североуральское Бюро технической инвентаризации и регистрации недвижимости» за Лиманским Е.В. жилые помещения не зарегистрированы.
Исходя из информации, представленной <адрес>, а также из справки с места жительства по адресу: <адрес>, где зарегистрирован Лиманским Е.В., он является членом семьи нанимателя жилого помещения. <адрес> жилого помещения составляет 30,1 кв. м. Нанимателем жилого помещения является ФИО5, членом семьи нанимателя, помимо Лиманским Е.В. является его брат и брат нанимателя - ФИО5 Все указанные лица также зарегистрированы в жилом помещении.
В соответствии с подп. 3 пункта 2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, утв. Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 341-ПП, проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семьи нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, в том числе если общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением Главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены учетная норма площади жилого помещения и норма предоставления площади жилого помещения в муниципальном образовании <адрес>.
В соответствии с п. 1 указанного Постановления на территории <адрес> установлена учетная норма площади жилого помещения, являющаяся минимальным размером площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях - в размере 15 квадратных метров общей площади на одного человека.
Как видно, общая площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, составляет 30,1 кв. м., в случае вселения в жилое помещение Лиманским Е.В., на каждого человека приходится по 10,03 кв. метров, что менее учетной нормы
В связи с чем, Лиманским Е.В. имеет право на постановку на учет в Управление социальной политики по <адрес> в целях предоставления ему специализированного жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ.
Согласно п. 1 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти <адрес> по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Правительство определило уполномоченными исполнительными органами государственной власти <адрес> Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>:
по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес> для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения <адрес> «Фонд жилищного строительства».
В силу указанного Постановления обязанность осуществлять учет детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа лежит на органах опеки и попечительства.
В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 527-ПП «Об утверждении порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядка предоставления жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» утверждены Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также Порядок предоставления жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п. 3 Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с областной целевой программой «Социальная защита населения и социальная поддержка инвалидов в <адрес>» на 2011-2015 годы обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>.
Получателем бюджетных средств, предусмотренных для приобретения (строительства, реконструкции) жилых помещений детям-сиротам, является Фонд.
Согласно п. 6 Порядка Фонд в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" размещает государственный заказ на приобретение (строительство, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений, государственные инвестиционные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве, заключаемые на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд <адрес>.
В соответствии с п. 8 Порядка средства областного бюджета перечисляются на основании государственных контрактов и платежных поручений с лицевого счета Фонда, открытого в Министерстве финансов <адрес>, на расчетные (текущие) счета застройщиков (продавцов), открытые в кредитных организациях.
Фонд представляет в Управление Федерального казначейства по <адрес> и Министерство финансов <адрес> следующие документы, подтверждающие возникновение денежных обязательств:
1) при оплате государственных инвестиционных контрактов, заключаемых на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственных контрактов на участие в долевом строительстве, заключаемых на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд <адрес>:
государственный контракт на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство для государственных нужд <адрес>, государственный контракт на участие в долевом строительстве, заключаемый на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд <адрес>, зарегистрированный в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющем в <адрес> действия по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
сведения, подтверждающие, что юридическое (физическое) лицо, с которым заключается государственный контракт, является победителем торгов;
копию разрешения на строительство (реконструкцию) объекта, в строительство которого инвестируются бюджетные ассигнования;
2) при оплате государственных контрактов на приобретение жилых помещений:
сведения, подтверждающие, что юридическое (физическое) лицо, с которым заключается государственный контракт на приобретение жилого помещения, является победителем торгов;
государственный контракт на приобретение жилого помещения, зарегистрированный в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, осуществляющем в <адрес> действия по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 7 Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес>.
Приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений.
Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд.
В силу п. 9 Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовленные Фондом жилищного строительства договоры найма специализированных жилых помещений направляются в управление социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения. Подписанные экземпляры договором найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами.
Таким образом, в случае установления признания за Лиманским Е.В. права на обеспечение мерами социальной поддержки в соответствии с положениями Федерального закона № 159-ЗФ, Управление социальной политики по <адрес> будет обязано поставить Лиманским Е.В. на учет, после чего Министерство в рамках утвержденного Порядка должно выделить денежные средства на строительство (приобретение) жилого помещения для Лиманским Е.В., Фонд должен направить денежные средства на приобретение (строительство) жилья, приказом Министерства приобретенное или построенное жилье должно быть предоставлено Лиманским Е.В., после чего Фонд должен заключить с Лиманским Е.В. договор найма специализированного жилого помещения.
Прокурор <адрес> обращается в суд с иском в интересах Лиманским Е.В. в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты; включая социальное обеспечение; обеспечения право на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Лиманским Е.В. ДД.ММ.ГГГГ обратился к прокурору с заявлением на нарушение его права на обеспечение жильем в государственном жилищном фонде.
На основании изложенного, прокурор <адрес> просил суд признать за Лиманским Е.В. право на обеспечение его жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обязать Управление социальной политики по <адрес> поставить Лиманским Е.В. на учет для целей предоставления жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес>, обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> и ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» приобрести (построить) и предоставить жилое помещение с заключением договора найма специализированного жилого помещения Лиманским Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по месту жительства - в Североуральском городском округе, благоустроенное, в размере однокомнатной квартиры, но не более 33 квадратных метров общей площади, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании ст.помощник прокурора <адрес> Иванова Т.И. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении. просила иск прокурора удовлетворить.
Истец Лиманским Е.В. заявленные прокурором <адрес> исковые требования в его (Лиманским Е.В.) интересах поддержал, просил удовлетворить иск.
Дополнительно суду пояснил, что в настоящее время ему уже исполнилось 27 лет, он проживает в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, нанимателем которой является его старший брат - ФИО5,ДД.ММ.ГГГГ рождения, который в настоящее время находится в местах лишения свободы. Также в этой квартире зарегистрирован и второй брат - ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ рождения, который фактически в квартире не проживает. В настоящее время он (Лиманским Е.В.) осуществляет ремонт этой квартиры и проживает в ней один.
Считает, что он (Лиманским Е.В.) как лицо, оставшееся без попечения родителей, имеет право на предоставление жилья, с соответствующим заявлением в Администрацию Североуральского городского округа он не обращался ДД.ММ.ГГГГ года. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он отбывал наказание в местах лишения свободы.
Ответчики: Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>, Государственное казенное учреждение <адрес> «Фонд жилищного строительства» о месте и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, представители ответчиков в судебное заседание не явились, представив отзыв на заявленные прокурором <адрес> исковые требования в интересах Лиманским Е.В.
Из отзыва Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> на исковое заявление прокурора <адрес> следует, что Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> (далее - Министерство) возражает против заявленных исковых требований по следующим обстоятельствам.
Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусматривает, что орган исполнительной власти субьекта ФИО1 Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии со статьями 17-19 Закона Свердловской области от 22.03.2006 № 17-03 «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» (далее - Закон ЛЬ 17-03). а также пунктом 4 Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 №527-ПП. (далее -Порядок) учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, осуществляется управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области. Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями для детей-сирот, осуществляется Министерством социальной политики Свердловской области.
Из представленных истцом доказательств следует, что Лиманским Е.В. не состоит на учете лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес>, и не включался в соответствующие списки детей-сирот, нуждающихся в ж и.чье, направляемые в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» (далее - Фонд). Министерством социальной политики <адрес>. В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав. При этом законодательство предусматривает ведение соответствующего учета и формирование списка детей-сирот, нуждающихся в жилье. Со стороны Министерства права истца не нарушены, так как ни Фонд, ни Министерство не обладают, и не могут обладать в силу возложенных на них полномочий информацией о наличии права на обеспечение жилым помещением у Лиманским Е.В., не состоящего на соответствующем учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.
В связи с изложенным, Министерство просит суд в удовлетворении исковых требований прокурору <адрес> отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя Министерства.
Из отзыва Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» на исковые требования прокурора г.Североуральска следует, что в соответствии с п. 3 Постановления Правительства Свердловской области № 527-ПП от 24.04.2013 года «Об утверждения Порядка приобретения жилых помещений, заключаемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, заключаемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» источником финансирования являются средства областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительство и развития инфраструктуры Свердловской области, а получателем бюджетных средств является Фонд.
В связи с тем, что финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке является расходным обязательством субъектов Российской Федерации, а согласно ст. ст. 124, 125 ГК РФ к субъекту гражданского права Свердловской области применяются нормы юридического лица, в том числе в судах, где от ее имени выступают органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющих статус этих органов, и область отвечает по своим обязательствам имуществом, то иски надлежит предъявлять к субъекту Российской Федерации Свердловской области, которая определяет своего представителя в судах в установленном порядке.
Фонд в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений, государственные инвестиционные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве, заключаемые на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд Свердловской области.
Так же согласно изменениям, внесенным в действующее законодательство Российской федерации Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», исключен подпункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении жилых помещений указанной категории граждан вне очереди на основании договора социального найма жилого помещения и не установлен срок, в. течение которого жилое помещение должно быть предоставлено лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно действующему законодательству Российской Федерации учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами власти Свердловской области - Управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области.
ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» считает, что нарушений прав Истца нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке. В случае удовлетворения заявленных Истцом требований, в первоочередном порядке вне установленного списка, будут нарушены права граждан, у которых право на приобретение жилого помещения возникло раньше, чем у Истца, но не было реализовано в силу ограниченности бюджетных ассигнований на данные цели.
На основании вышеизложенного, ГКУ <адрес> «Фонд жилищного строительства» просит суд рассмотреть гражданское дело по иску Прокурора <адрес>, действующего в интересах Лиманским Е.В., к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес>, ГКУ <адрес> «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> - Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> о признании права на обеспечение жилым помещением, постановке на учет, предоставлении жилого помещения с заключением договора найма специализированного жилого помещения в отсутствие представителя Фонда.
Представитель Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> - Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по городу Североуральску (далее ТОИОГВСО-УСП СО по <адрес>) ФИО12 суду пояснила, что ТОИОГВСО-УСП СО по <адрес> не признает заявленные прокурором <адрес> в интересах Лиманским Е.В. требования по доводам, изложенным в отзыве, просит в иске прокурору <адрес> отказать.
Из отзыва ТОИОГВСО-УСП СО по <адрес> на исковое заявление прокурора <адрес> следует, что в соответствии со статьей 8 «Дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение» Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ:
- «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы» (в ред. Федерального закона от 08.02.1998 N 17-ФЗ)
Абзац второй пункта 1 статьи 8 подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 N 250-О-П.
- «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
На основании вышеуказанного Федерального Закона и учитывая представленные документы в исковом заявлении и.о. Прокурора <адрес>, Лиманским Е.В. имеет закрепленное жилое помещение по адресу: <адрес>, предоставленное ему, как члену семьи нанимателя, подтверждающее контрольным талоном к ордеру от ДД.ММ.ГГГГ № 5982, выданного Администрацией <адрес>, право постановки на учет до ДД.ММ.ГГГГ у Лиманским Е.В., не возникло.
С ДД.ММ.ГГГГ изменился порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно преамбуле Федерального закона от 21.12.1996№ 159-ФЗ«0 дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Закон) (в редакции от 29.02.2012), данный закон определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьей 1 к последним указанный Закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона (далее - пункт 1) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом указанного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом п. 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лег.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п. 1 и достигших возраста 18 лет жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Как следует из преамбулы и статьи 1 Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Из смысла вышеуказанных норм следует, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе, обеспечение благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Следовательно, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23 лет не обратилось с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что утрачивается одно из установленных Законом условий (возраст до 23 лет) получения такой социальной поддержки.
Также не противоречит вышеизложенному и п. 9 ст. 8 Закона (в редакции от 29.02.2012), поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.
Данная позиция нашла свое подтверждение и в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО7 на нарушение его конституционных прав абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» где указано, что в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, т.е. лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет.
Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие Федерального закона от 21.12.1996. № 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012г.) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», вступившего в силу с 01 января 2013г., не распространяется, в том числе на тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона, достиг возраста 23 лет.
В исковом заявлении и.о. Прокурора <адрес> приложена информация Филиала «<адрес>», подтверждающая отсутствии регистрации права собственности за Лиманским Е.В. до ДД.ММ.ГГГГ., но нет информации с Росреестра о наличии/отсутствии регистрации права собственности объектов недвижимости у Лиманским Е.В. после даты ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав пояснения ст.помощника прокурора <адрес> Ивановой Т.И., истца Лиманским Е.В., представителя ТОИОГВСО-УСП СО по <адрес>, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 37 действовавшего до 01 марта 2005 года ЖК РСФСР вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Аналогичное положение содержалось в действовавшем до 01 января 2013 года пункте 2 ст. 57 ЖК РФ, согласно которому вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ, введенной Федеральным законом от 29.02.2012 года N 15-ФЗ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В силу п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, что истец Лиманским Е.В. родился ДД.ММ.ГГГГ.
Родителями Лиманским Е.В., согласно свидетельству о его рождении являются:
Отцом - ФИО3,
Матерью - ФИО2.
Решением Североуральского городского суда свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 и ФИО2 были лишены родительских прав в отношении четверых детей, в том числе в отношении Лиманским Е.В.1987 года рождения.
Решением Исполнительного комитета Североуральского городского Совета народных депутатов за № д от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Лиманским Е.В.ДД.ММ.ГГГГ рождения, был определен в детский дом. Этим же решением за Лиманским Е.В. до исполнения совершеннолетия была закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>86.
Согласно справке за № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Государственным казенным образовательным учреждением <адрес> и для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, «Североуральская школа-интернат» Лиманским Е.В. являлся воспитанником Муниципального образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Школа-интернат № для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с февраля 1991 года по ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из справки (об освобождении) № от ДД.ММ.ГГГГ формы Б-ИЛ, выданной Лиманским Е.В., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он отбывал наказание в местах лишения свободы на основании приговора Североуральского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому Лиманским Е.В. был осужден по ст.162 ч.2 УК РФ к 8 годам лишения свободы.
С ДД.ММ.ГГГГ Лиманским Е.В. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
Нанимателем указанной квартиры согласно ксерокопии поквартирной карточки, выданной паспортистом <адрес>», является родной брат истца - ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Квартира имеет общую площадь 30,1 кв.м.
В квартире на данный момент зарегистрированы:
ФИО5 - наниматель,
ФИО6 - брат нанимателя,
Лиманским Е.В. - брат нанимателя.
С заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, Лиманским Е.В. в администрацию Североуральского городского округа, муниципальное образование по месту нахождения закрепленного за ним жилого помещения в возрасте от 18 до 23 лет включительно не обращался.
ДД.ММ.ГГГГ Лиманским Е.В. в возрасте 26 лет обратился к прокурору <адрес> с заявлением о нарушении его жилищных прав.
Прокурор <адрес> обратился в суд с данным иском в интересах Лиманским Е.В.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора, заявленных в интересах Лиманским Е.В.
Как уже было отмечено ранее, в статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ и соответственно в период, когда истец Лиманским Е.В. по возрасту относился к указанной категории лиц (в том числе и в период с ДД.ММ.ГГГГ по 18.05.2010), предусматривалось, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы (в ред. Федерального закона от 08.02.1998 N 17-ФЗ);
Этой же статьей Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ предусматривалось, что жилой площадью не ниже установленных социальных норм обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, (в ред. Федеральных законов от 08.02.1998 N 17-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Исходя из анализа приведенных правовых норм, следует, что истец Лиманским Е.В. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по 18.05.2010, то есть в возрасте с 18 до 23 лет не обладал правом постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку за Лиманским Е.В. в установленном законом порядке решением Исполнительного комитета Североуральского городского Совета народных депутатов за № д от ДД.ММ.ГГГГ было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>86, где Лиманским Е.В. в настоящее время зарегистрирован и фактически проживает.
Не возникло у Лиманским Е.В. право на обеспечение мерой социальной поддержки, установленной Федеральным законом №159-ФЗ, о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и после ДД.ММ.ГГГГ, когда изменился порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку на ДД.ММ.ГГГГ Лиманским Е.В. уже исполнилось 25 лет.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ, а также ст. 1 данного закона, истец Лиманским Е.В. в настоящее время не относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку достиг 23-летнего возраста (на данный момент ему 27 лет).
Данная позиция нашла свое подтверждение в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с которым, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, сохраняют право на внеочередное предоставление жилой площади, при достижении возраста 23 лет, только если они встали на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения указанного возраста. Истец на учет нуждающихся в предоставлении жилой площади до достижения 23 лет поставлен не был.
Довод прокурора <адрес> о том, что за истцом Лиманским Е.В. сохранилось право на предоставление жилого помещения вне зависимости от того, что он до достижения 23-летнего возраста не обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, не обоснован, поскольку законодательством не установлено право на обеспечение жилыми помещениями за лицами, не вставшими на соответствующий учет до 23-летнего возраста. По смыслу п. 9 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ в его взаимосвязи с иными положениями ст. 8 данного Федерального закона право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда сохраняется за лицами, включенными по достижении 14-летнего возраста в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и обратившимися по достижении возраста 18 лет с соответствующим письменным заявлением, но которые не были обеспечены жилым помещением до достижения возраста 23 лет. Законодателем не предусмотрено неограниченное право оставшихся без родительского попечения лиц на получение мер социальной поддержки, гарантируемых Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". По достижении 23 лет право на внеочередное предоставление жилья имеют лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Указанное право этими лицами утрачивается, если на учет они не встали до достижения 23-летнего возраста, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет.
Доводы прокурора <адрес> о том. что обеспеченность общей площадью каждого из зарегистрированных по адресу: <адрес>86, в том числе и Лиманским Е.В., менее установленной учетной нормы, суд также находит несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства являются самостоятельными основаниями предоставления жилых помещений по договорам социального найма в порядке очередности (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 ЖК РФ). Кроме того из показаний истца Лиманским Е.В. следует, что фактически в указанной квартире он проживает один.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные прокурором <адрес> исковые требования в интересах Лиманским Е.В. не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В иске прокурору <адрес> в интересах Лиманским Е.В. к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес>, Государственному казенному учреждению <адрес> «Фонд жилищного строительства», Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти <адрес> - Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по городу Североуральску о признании права на обеспечение мерой социальной поддержки, установленной Федеральным законом №159-ФЗ, о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о предоставлении жилого помещения, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Североуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Сарманова Э.В.