Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1024/2017 ~ М-923/2017 от 30.06.2017

Дело № 2а-1024/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2017 года Томский районный суд Томской области в составе:

председательствующего судьи                                                    Стереховой С.А.,

при секретаре                                                                        Бондаревой Е.Е.,

с участием:

представителя процессуального истца,

помощника прокурора Томского района                                                           Игловской О.Н.,

административного ответчика                                                                              Созинова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске административное дело по административному иску прокурора Томского района Томской области к Созинову Алексею Владимировичу о прекращении права на управление транспортными средствами категории «В,С» и признании недействительным водительского удостоверения,

установил:

прокурор Томского района Томской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Созинову А.В. о прекращении действия права на управление транспортными средствами, признании недействительным водительского удостоверения.

В обоснование заявленных требований в административном иске указано, что прокуратурой Томского района проведена проверка соблюдения требований действующего законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой выявлены обстоятельства, нарушающие права граждан на безопасное передвижение по дорогам Российской Федерации. В ходе проверки установлено, что Созинов Алексей Владимирович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения имеет водительское удостоверение на право управления транспортными средствами категории «В, С», выданное ДД.ММ.ГГГГ. Согласно информации, предоставленной главным врачом ОГАУЗ «Томская районная больница», Созинов А.В. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете по Тимирязевскому врачебному округу под диспансерным наблюдением с диагнозом <данные изъяты>. Ремиссия составляет <данные изъяты>. Статьей 8 Конвенции о дорожном движении, заключенной в Вене 08.11.1968, установлено, что водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством. Часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом, когда это необходимо для защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц. В силу части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 «О безопасности дорожного движения» реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения. Учитывая изложенное, действие права Созинова А.В. на управление транспортными средствами должно быть прекращено в связи с ухудшением его здоровья на почве <данные изъяты>, которое препятствует безопасному управлению транспортными средствами. В соответствии с заключением врачебной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Созинов А.В. не может быть допущен к управлению транспортным средством в связи с наличием у него заболевания, препятствующего управлению транспортным средством. Реальная опасность причинения вреда ответчиком, состоящим на учете у <данные изъяты> создает реальную угрозу возникновения дорожно - транспортных происшествий, причинения вреда жизни, здоровью граждан, либо причинения иного имущественного ущерба, чем могут быть нарушены права и законные интересы неопределенного круга лиц.

В судебном заседании представитель процессуального истца, помощник прокурора Томского района Томской области Игловская О.Н., заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что реальная опасность оставлением у Созинова А.В. права на управление транспортными средствами существует, так как ремиссия в настоящее время обусловлена <данные изъяты> ответчика, срок действия которого ДД.ММ.ГГГГ и истекает в ДД.ММ.ГГГГ. Вероятность того, что Созинов А.В. в состоянии <данные изъяты> может управлять транспортными средствами, что может повлечь дорожно транспортное происшествие, велика, что подтверждается пояснениями ответчика, указавшего, что до лечения в виде <данные изъяты> ежедневно. <данные изъяты> входит в перечень заболеваний, не позволяющих лицу получить водительское удостоверение.

Административный ответчик Созинов А.В. в судебном заседании административные исковые требования прокурора Томского района Томской области не признал. Пояснил, что ранее не злоупотреблял спиртным, но на протяжении последних трех лет употреблял <данные изъяты>. Два раза находился в больнице, где проводились реанимационные мероприятия после чрезмерного <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ поставлен на учет с диагнозом <данные изъяты> и до настоящего времени он ездит на прием к врачу каждый месяц. ДД.ММ.ГГГГ прошел лечение, закодирован. Указал, что в настоящий момент тяги <данные изъяты> у него нет, появился смысл жизни, после истечения срока действия кодировки планирует закодироваться еще раз. Врачи ему пояснили, что период ремиссии должен составлять три года, после чего может быть разрешен вопрос о снятии с учета.

Заинтересованное лицо УГИБДД УМВД России по Томской области надлежащим образом извещено о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание представителя не направило, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлено.

На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

На основании п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре в Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Как следует из содержания административного иска, прокурор обратился в суд в защиту прав неопределенного круга лиц на безопасное дорожное движение, а также в защиту прав неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

В соответствии п. 3 ст. 8 Конвенции о дорожном движении, водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», задачами которого являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с абз. 9 ст. 5 указанного Федерального закона, обеспечение безопасности дорожного движения, в том числе, осуществляется посредством проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.

Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включает в себя в том числе, обязательное медицинское освидетельствование кандидатов в водители транспортных средств; внеочередное обязательное медицинское освидетельствование водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения. Целью обязательного медицинского освидетельствования является определение наличия (отсутствия) у водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) медицинских противопоказаний, медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами (ч. 1, ч. 6 ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, а также порядок организации медицинской помощи пострадавшим в ДТП устанавливаются федеральным законом (ч. 6 ст. 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

На основании п. 1, п. 4 ст. 23.1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством. Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством, согласно пункту 7 которого противопоказаниями для управления транспортным средством являются, в том числе психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ (код заболевания по МКБ-10 F10 - F16, F18, F19) до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровления).

Согласно Международной классификации болезней МКБ-10, вступившей в силу на основании Приказа Минздрава РФ от 27.05.1997 N 170, код заболевания F10- психические и поведенческие расстройства, вызванные употреблением алкоголя.

На основании Приказа Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией" диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания.

Снятие с диспансерного учета производится по ряду причин, в том числе стойкая ремиссия (выздоровление).

Срок стойкой ремиссии устанавливается для больных хроническим алкоголизмом - 3 года, больных наркоманиями и токсикоманиями - 5 лет (Приложение к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией").

Таким образом, по смыслу приведенных положений закона приоритетным принципом при обеспечении безопасности дорожного движения является соблюдение интересов граждан, общества и государства. При этом приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения преобладает над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении.

В целях обеспечения безопасности дорожного движения определен перечень заболеваний, при наличии которого гражданину противопоказано управление транспортными средствами, и соответственно отсутствует возможность приобретения права на управление транспортными средствами. К таким заболеваниям относится <данные изъяты>

Анализ приведенных выше норм права указывает на то, что установление у лица заболевания <данные изъяты> стойкая ремиссия которого не наступила, являющегося противопоказанием к управлению транспортными средствами, тогда как гражданин обладает правом на управление транспортными средствами, безусловно свидетельствует о наличии угрозы безопасности дорожного движения, пресечение которой необходимо в силу прямого указания закона для реализации основных принципов Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и направлено на обеспечение охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Созинову А.В. выдано водительское удостоверение с правом управления транспортными средствами категории «B,С», бланк серии , сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается сообщением УГИБДД УМВД России по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ, карточкой операции с ДД.ММ.ГГГГ.

По информации ОГАУЗ «Томская районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ Созинов А.В. состоит под диспансерным наблюдением с диагнозом <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ, ремиссия составляет <данные изъяты>

Из представленных в материалы дела эпикризов к истории болезни , , следует, что Созинов А.В. дважды находился на лечении в ОГАУЗ «Томская районная больница» (ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) с диагнозом основной: <данные изъяты> сопутствующий диагноз: <данные изъяты>

Согласно сообщению ОГАУЗ «Томская районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ, Созинов А.В. состоит на диспансерном учете у врача <данные изъяты> В настоящее время воздержание. Средняя (вторая) стадия зависимости. При поступлении у Созинова А.В. был диагностирован <данные изъяты>

По заключению врачебной комиссии ОГАУЗ «Томская районная больница» от ДД.ММ.ГГГГ Созинов А.В. состоит на диспансерном учете у врача <данные изъяты> поликлиники ОГАУЗ «Томская районная больница» с диагнозом <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ. Созинов А.В. не может быть допущен к управлению транспортным средством в связи с наличием у него заболевания, препятствующего управлению транспортным средством.

В соответствии со ст. 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик. Порядок прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из системного толкования вышеприведенных норм Закона следует, что установление у гражданина медицинского противопоказания к управлению транспортными средствами влечет возможность прекращения права на управление транспортными средствами, а соответственно признания недействительным водительского удостоверения.

Оценив представленные суду доказательства, учитывая наличие у Созинова А.В. диагноза категории F10, что в силу прямого указания закона влечет запрет на управление транспортными средствами, то что данный диагноз не снят, ремиссия составляет ДД.ММ.ГГГГ и срок действия лечения от <данные изъяты> оканчивается ДД.ММ.ГГГГ, суд полагает, что право на управление транспортными средствами административного ответчика Созинова А.В. должно быть прекращено.

Удовлетворение требования о прекращении действия права Созинова А.В. на управление транспортного средства влечет за собой признание недействительным водительского удостоверения, выданного ответчику.

Таким образом, административные исковые требования прокурора Томского района Томской области подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с пп.3 п.1 ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер госпошлины составляет 300 руб.

В силу п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан.

Согласно ч. 1 ст. 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Томский районный суд

р е ш и л:

административные исковые требования прокурора Томского района Томской области удовлетворить.

Прекратить действие права Созинова Алексея Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на управление транспортными средствами категории «В,С».

Признать недействительным водительское удостоверение категории «В,С», выданное Созинову Алексею Владимировичу ДД.ММ.ГГГГ МОГТОРЭР ГИБДД УМВД Росиии.

Взыскать с Созинова Алексея Владимировича в бюджет муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Томский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий –

судья Томского районного суда                                                              С.А. Стерехова

2а-1024/2017 ~ М-923/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Томского района Томской области
Ответчики
Созинов Алексей Владимирович
Другие
Управленние ГИБДД УМВД России г.Томска
Суд
Томский районный суд Томской области
Судья
Стерехова Светлана Анатольевна
Дело на странице суда
tomsky--tms.sudrf.ru
30.06.2017Регистрация административного искового заявления
30.06.2017Передача материалов судье
03.07.2017Решение вопроса о принятии к производству
03.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2017Подготовка дела (собеседование)
11.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2017Судебное заседание
26.07.2017Судебное заседание
31.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2017Дело оформлено
07.11.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее