Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-340/2019 ~ М-206/2019 от 13.03.2019

Дело № 2-340\2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2019 года                         г. Зея Амурской области

Зейский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,

при секретаре Перепелицыной Я.М.,

с участием представителя истца Губчик Т.И., представителя ответчика Проценко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГБУЗ Амурской области «Зейская больница им. Б.Е.Смирнова» к Государственному казенному учреждению Амурской области Центр занятости населения города Зеи о признании незаконным решения о сохранении среднего заработка на период трудоустройства,

УСТАНОВИЛ:

    

    04 марта 2019 года директор Государственного казенного учреждения Амурской области Центр занятости населения города Зеи (далее - ГКУ АО ЦЗН г.Зеи) принял решение № 830 о сохранении среднего заработка на период трудоустройства в течение шестого месяца Газдиева О.З., уволенного 3 сентября 2018 года из ГБУЗ Амурской области «Зейская больница им. Б.Е.Смирнова» по ст. 81 ч. 1 п. 2 ТК РФ, в решении указано, что Газдиев О.З. обратился в ГКУ АО ЦЗН г.Зеи в течение месяца со дня увольнения и не был трудоустроен в настоящее время.

    Истец ГБУЗ Амурской области «Зейская больница им. Б.Е.Смирнова» обратилась в суд с иском о признании данного решения незаконным, в обоснование иска указал, что на основании приказа от 24 августа 2018 года <Номер обезличен>-П «О сокращении численности и штата ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова», ГБУЗ АО «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» осуществляло увольнение работников, в том числе Газдиева О. З., <Дата обезличена> года рождения, сторожа административно-хозяйственного отделения по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ. в связи с сокращением штата работников.

Согласно решению <Номер обезличен> от 04 марта 2019 года ГКУ АО ЦЗН г.Зеи на Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Зейская больница им. Б.Е. Смирнова» возлагается обязанность за счет собственных средств осуществлять выплату Газдиеву О.З., с которыми ранее трудовой договор расторгнут по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, среднего заработка на период трудоустройства в течение шестого месяца со дня увольнения в порядке ст. 318 Трудового кодекса РФ.

    При принятии данного решения ГКУ АО ЦЗН г.Зеи не указало, в чем заключается исключительность случая, лишь ограничилось ссылкой на своевременность обращения Газдиева О.З. в службу занятости населения и отсутствие подходящей работы, также учреждение не привело никаких доводов о наличии исключительных обстоятельств, свидетельствующих о возможности возложения данных обязанностей на истца, не указало об исключительности обстоятельств, вследствие возникновения которых у Газдиева О.З. возникло право на получение заработной платы за шестой месяц нетрудоустройства, не учло, что он является пенсионером по старости и, следовательно, ежемесячно получает пенсию и имеет определенные средства к существованию.

    

В судебном заседании представитель истца Губчик Т.И. на удовлетворении иска настаивала по обстоятельств, изложенным в иске.

    Представитель ответчика Проценко О.В. с иском не согласна, из ее объяснений, а также из отзыва ГКУ АО ЦЗН г.Зеи на иск следует, что в силу положений статей 56 и 63 ТК РФ лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных ТК РФ гарантий и компенсаций). Все граждане, независимо от их отношения к занятости и места жительства (пребывания), включая высвобождаемых, имеют право на личное обращение в органы службы занятости за содействием в трудоустройстве и на регистрацию в целях поиска подходящей работы.

Газдиев О. З., <Дата обезличена> года рождения (63 года), работал 11 лет водителем, 5 лет работал дорожным мастером, 2 года - монтером пути, токарем, около 6 лет - сторожем. Уволен из ГБУЗ Амурской области «Зейская больница им.Б.Е.Смирнова» 03.09.2018, в центр занятости населения города Зеи обратился 06 сентября 2018 года. Он письменно заявил о предоставлении ему государственной услуги содействия в поиске подходящей работы. Кроме того, подтвердил свое желание найти работу путем ознакомления с вакансиями заявлением о предоставлении ему государственной услуги по информированию о ситуации на рынке труда в Амурской области. На дату обращения в регистрационной базе центра занятости на Газдиева О.З. заведена карточка персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы <Номер обезличен>. В период с 06 сентября 2018 года по 26 марта 2019 года в базе данных подходящих вакансий для Газдиева О.З. не было, об этом он уведомлен письменно.

01.03.2019 Газдиев О.З. обратился в центр занятости о выдаче ему решения на предмет получения сохраняемой среднемесячной заработной платы за шестой месяц нетрудоустройства со дня увольнения. Пояснил, что проживает один, получает пенсию по возрасту в сумме 10976 рублей. Стоимость коммунальных услуг составляет 3446 рублей. Плата за капремонт составляет 1106 рублей. Алименты на содержание сына составляют 5300 рублей. Итого, учтенные расходы в месяц составляют 9852 рубля. В остатке - 1124 рубля. Данные обстоятельства свидетельствуют о тяжелом материальном положении, причиной которого стала потеря работы. Что является исключительным

случаем Газдиева О.Г. и подтверждает его социальную незащищенность, отсутствие средств к существованию.

    Третье лиц, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Газдиев О.З. в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Социальный характер Российского государства, обязанностью которого провозглашены признание, соблюдение и защита являющихся высшей ценностью прав и свобод человека (ст.ст. 2, 7 Конституции РФ), предопределяет необходимость создания определенных гарантий реализации конституционных прав граждан в сфере труда.

Конституция РФ, относя к числу конституционных прав в данной сфере право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на защиту от безработицы (ч. 1,3 ст. 37), исходит из того, что стабильная занятость является необходимым условием обеспечения достойной жизни и свободного развития человека.

    Согласно преамбуле Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

    В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

    Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

    В соответствии с п.п. 2 и 3 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 сентября 2012 года № 891 «О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы» при регистрации безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета.

    Регистрации подлежат граждане, зарегистрированные в целях поиска подходящей работы в соответствии с Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2012 г. № 891 (далее - зарегистрированные граждане), в отношении которых государственными учреждениями службы занятости населения в установленном порядке приняты решения о признании их безработными.

В судебном заседании установлено, что на основании приказа ГБУЗ Амурской области «Зейская больница им. Б.Е.Смирнова» <Номер обезличен>-л от 3 сентября 2019 года Газдиев О.З. уволен с занимаемой должности сторожа (вахтера) на основании п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штата работников организации с 3 сентября 2018 года.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утверждённому постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. №1029, Зейский район Амурской области относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Кроме того, статьей 2 Закона Амурской области от 11 апреля 2005 года № 471-ОЗ «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих на территории Амурской области» определено, что на территории области к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, отнесены Зейский, Селемджинский, Тындинский районы, города Зея и Тында и подчиненные его администрации населенные пункты.

Таким образом, Газдиев О.З. выполнял свои трудовые обязанности на территории Зейского района Амурской области, то есть в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, данное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса РФ (ст. 313-327).

Согласно ч. 1 ст. 313 Трудового кодекса РФ, государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).

Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены ст. 318 Трудового кодекса РФ.

Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса РФ), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (ч. 1 ст. 318 Трудового кодекса РФ).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (ч. 2 ст. 318 ТК РФ).

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй названной выше статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 Трудового кодекса РФ).

Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч.2 ст.318 Трудового кодекса РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.

По смыслу закона своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения (определение Верховного Суда РФ от 17 июля 2017 года № 69-КГ17-10).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ орган службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за уволенным работником среднего месячного заработка должен не только устанавливать наличие формальных условий возникновения у такого лица права на получение соответствующей выплаты – своевременного обращения в орган службы занятости и отсутствия его трудоустройства, но и учитывать иные имеющие значение для решения этого вопроса обстоятельства. Таким образом, это законоположение не предполагает предоставление органу службы занятости населения при решении им вопроса о сохранении за работником, уволенным в связи с сокращением численности или штата работников организации, среднего месячного заработка права действовать произвольно, признавая или не признавая соответствующий случай в качестве исключительного (определение № 2214-О от 29 ноября 2012 года).

Таким образом, именно на органы службы занятости возложено принятие решения о сохранении среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого, шестого месяцев со дня увольнения.

К юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.

Из материалов дела видно, что 6 сентября 2018 года Газдиев О.З. обратился в государственное казенное учреждение Амурской области Центр занятости населения города Зеи за содействием в трудоустройстве, зарегистрирован в реестре получателей государственных услуг в области содействия занятости населения.

Таким образом, Газдиев О.З. своевременно (в течение месяца со дня увольнения) обратился в орган службы занятости населения и не был трудоустроена, в том числе, в течение шестого месяца со дня его увольнения ввиду отсутствия подходящих вакансий, что подтверждено данными: карточки персонального учета гражданина, обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия в поиске подходящей работы от 6 сентября 2018 года, листов учёта посещений гражданина для подбора подходящей работы за период 6 сентября 2018 года по 4 марта 2019 года.

04 марта 2019 года директор ГКУ АО ЦЗН г.Зеи принял решение <Номер обезличен> о сохранении среднего заработка на период трудоустройства в течение шестого месяца Газдиева О.З., уволенного 3 сентября 2018 года из ГБУЗ Амурской области «Зейская больница им. Б.Е.Смирнова» по ст. 81 ч. 1 п. 2 ТК РФ, в решении указано, что Газдиев О.З. обратился в ГКУ АО ЦЗН г.Зеи в течение месяца со дня увольнения и не был трудоустроен в настоящее время. Разъяснено, что выплата сохраняемого среднего заработка производится по прежнему месту работы в установленное на данном предприятии время выдачи заработной платы по предъявлении настоящего решения, документа, удостоверяющего личность и трудовой книжки.

Из документов, представленным ответчиком, следует, что при принятии оспариваемого решения ГКУ АО ЦЗН г.Зеи были учтены не только факты своевременного обращения уволенного работника в орган службы занятости населения и его нетрудоустройства этим органом, но и иные обстоятельства, свидетельствующие о наличии исключительности случая, с которым законодатель связывает возможность сохранения за работником среднего месячного заработка в течение шестого месяца со дня увольнения.

Так, было установлено, что Газдиев О.З., <Дата обезличена> года рождения, является пенсионером, получает страховую пенсию по старости в размере 10976 руб. в месяц, холост, проживает по адресу: <адрес>, размер коммунальных платежей составляет более 4000 руб. в месяц, согласно справке судебного пристава – исполнителя ОСП по Зейскому району от 13 декабря 2018 года Газдиев О.З. ежемесячно уплачивает из пенсии алименты на содержание сына ФИО11 в размере 5300 руб.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что указанные ответчиком обстоятельства свидетельствуют о наличии исключительности случая, с которым законодатель связывает возможность сохранения за работником среднемесячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, поскольку указанные обстоятельства как каждое в отдельности, так и в совокупности подтверждают социальную незащищенность работника, отсутствие у него средств к существованию.

С учетом изложенного, суд находит оспариваемое решение ГКУ АО ЦЗН г.Зеи законным и обоснованным.

Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    В удовлетворении иска ГБУЗ Амурской области «Зейская больница им. Б.Е.Смирнова» к Государственному казённому учреждению Амурской области Центр занятости населения города Зеи о признании незаконным решения о сохранении среднего заработка на период трудоустройства отказать.

    Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий                     О.Б. Ворсина

Мотивированное решение составлено 22 апреля 2019 года

Судья            

2-340/2019 ~ М-206/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ГБУЗ АО "Зейская больница им. Б.Е. Смирнова"
Ответчики
ГКУ АО Центр занятости населения г. Зеи
Другие
Газдиев Олег Заудинович
Суд
Зейский районный суд Амурской области
Судья
Ворсина Оксана Борисовна
Дело на странице суда
zeiskiy--amr.sudrf.ru
13.03.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.03.2019Передача материалов судье
13.03.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.03.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.03.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.03.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.04.2019Судебное заседание
22.04.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.08.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее