Судебный акт #1 (Решение) по делу № 7-75/2020 от 19.05.2020

дело №7-75 судья Илюшкина О.Ю.

РЕШЕНИЕ

3 июля 2020 года      г. Тула, пр. Ленина, д. 45

Судья Тульского областного суда Епихина О.М.,

при секретаре Кузнецове Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Золотухиной Маргариты Юрьевны на постановление судьи Ленинского районного суда Тульской области от 30 апреля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей ч. 1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением судьи Ленинского районного суда Тульской области от 30 апреля 2020 года Золотухина М.Ю. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

В жалобе, поданной в Тульский областной суд, с учетом пояснений, данных в судебных заседаниях, Золотухина М.Ю. просит постановление судьи районного суда отменить, ссылаясь на отсутствие фактических обстоятельств, указанных в постановлении.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Золотухина М.Ю. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом.

В соответствии с положениями п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ судья рассмотрел дело отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, допросив в качестве свидетелей ФИО1 и ФИО2, прихожу к выводу о наличии оснований к отмене вынесенного по делу об административном правонарушении постановления.

Порядок пересмотра постановлений по делу об административном правонарушении установлен главой 30 КоАП РФ.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ суд не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

При рассмотрении данного дела об административном правонарушении судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях Золотухиной М.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

При этом, судьей указано на то, что факт совершения указанным лицом административного правонарушения подтверждается свидетельством о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, протоколом об административном правонарушении №369705/896 от 16 апреля 2020 года, актом смотра места происшествия с приложением фото-таблицы от 16 апреля 2020 года, а также объяснениями Золотухиной М.Ю., согласно которым Золотухина М.Ю. вину в совершении административного правонарушения признала.

Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях на стадии производства по делам об административных правонарушениях определен главой 29 КоАП РФ и предусматривает, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ).

По результатам оценки этих и иных обстоятельств выносится постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Из положений ст. 1.5 КоАП РФ следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, в том числе, факт совершения административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения подлежат выяснению независимо от признания лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вины в его совершении.

Само по себе признание, в том числе, вины в совершении административного правонарушения единственным достаточным основанием для привлечения к административной ответственности являться не может.

Вышеперечисленные правовые положения признаны обеспечить защиту лица от необоснованного привлечения к административной ответственности, однако судьей районного суду при разрешении настоящего дела проигнорированы.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ наступает за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, которое влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Главным государственным санитарным врачом РФ принято постановление от 2 марта 2020 года №5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», в подп. 1.1 и подп. 1.2 п. 1 которого определено: высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечить организацию и проведение мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявление и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV); с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия.

Постановлением правительства Тульской области от 16 марта 2020 года №112 «О введении режима повышенной готовности», в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», подп. «б» п. 6 ст. 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2020 года №5, Законом Тульской области от 2 февраля 1998 года №75-ЗТО «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Тульской области», Законом Тульской области от 1 апреля 2014 года №2074-ЗТО «Об охране здоровья граждан в Тульской области», Постановлением администрации Тульской области от 13 апреля 2004 года №213 «О территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Тульской области», на территории Тульской области введен режим повышенной готовности с 18.00 часов 16 марта 2020 года.

В соответствии с подп. «а. 2» п. «а» ст. 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительством Российской Федерации установлены обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, которые утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №417 (далее также – Правила).

Правила предусматривают, в том числе, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подп. «б» п.3, подп. «в», «г» п.4 Правил).

В зависимости от складывающейся обстановки на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации и (или) от дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимаемых Правительством Российской Федерации, Правительственной комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности или должностными лицами, указанными в пунктах 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», организации приостанавливают свою деятельность, если существует угроза безопасности жизнедеятельности работников и иных граждан, находящихся на их территориях (подп. «д» п.6 Правил).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера и обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, а также с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подп. «а. 2» п. «а» ст.10 названного Федерального закона, могут предусматривать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подп. «б» п. 6 ст. 4.1, п. «а», «у», «ф» ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

В развитие приведенных выше положений законодательства Российской Федерации в Тульской области приняты нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе и Указ Губернатора Тульской области от 16 марта 2020 года №12 «О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области».

Данным актом установлены правила поведения при введении режима повышенной готовности в целях снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Тульской области.

Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (ст.19 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Из анализа приведенных норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Согласно абз. 3 п. 1.3 Указа Губернатора Тульской области от 16 марта 2020 года №12 (в редакции от 11 апреля 2020 года) временно приостановлена на территории Тульской области с 00.00 часов 28 марта 2020 года по 24.00 часа 19 апреля 2020 года работа торговых, торгово-развлекательных центров и иных объектов розничной торговли.

Согласно ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В примечании к ст. 28.1 КоАП РФ указано, что при наличии предусмотренного пунктом 1 части 1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.

Как следует из материалов дела, УУП ОУУПиДН ОП «Ленинский» УМВД России по г. Туле составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ около палатки <данные изъяты>, расположенной по адресу: около помещения <адрес>, Золотухина М.Ю., являющаяся индивидуальным предпринимателем, допустила розничную торговлю искусственными цветами, чем нарушила подп. «ф» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», подп. «а» п. 3 Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2020 года №417, п. 1.3 Указа Губернатора Тульской области от 16 марта 2020 года №12 «О дополнительных мерах, принимаемых в связи с введением режима повышенной готовности на территории Тульской области» (в редакции от 11 апреля 2020 года), тем самым совершила правонарушение, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

В акте осмотра места происшествия от 16 апреля 2020 года, который согласно данному акту производится в период с ДД.ММ.ГГГГ, указано следующее: объектом осмотра является палатка, расположенная по адресу: <данные изъяты>, на данной палатке имеется банер <данные изъяты>, при входе висит табличка «режим работы <данные изъяты>». Рядом с палаткой по ходу движения с правой стороны стоит прилавок <данные изъяты>, на котором лежат цветы в количестве 5-ти штук.

Из фотоматериала и показаний допрошенного в качестве свидетеля ФИО1, также следует, что возле входа в палатку, то есть стационарный объект торговли продовольственными товарами, имеющего торговый зал, расположен прилавок, на котором выставлены искусственные цветы.

При этом, в вину Золотухиной М.Ю. в данном случае вменяется торговля около палатки «Овощи-фрукты», непродовольственными товарами, не отнесенными к исключениям, указанным в абзаце 9 п. 1.3 Указа Губернатора Тульской области от 16 марта 2020 года №12 (искусственными цветами).

По смыслу положений ст. 26.10 во взаимосвязи с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, данный Кодекс не содержит запрета на представление доказательств на любой стадии производства по делу об административном правонарушении; в целях проверки достоверности и допустимости имеющихся в деле доказательств судья вправе истребовать и исследовать дополнительные доказательства.

Согласно показаниям допрошенного в качестве свидетеля ФИО1, протокол об административном правонарушении составлен именно в связи с осуществлением розничной торговли искусственными цветами, иных нарушений, допущенных Золотухиной М.Ю. в ходе обхода территории, им не выявлено и в протоколе не содержится, что согласуется с содержанием протокола. При этом, указал, что розничная торговля искусственными цветами осуществлялась в помещении торгового объекта.

Указанный в протоколе об административном правонарушении в качестве свидетеля и допрошенный судьей областного суда ФИО2 по существу поддержал сведения, изложенные в протоколе об административном правонарушении.

Вместе с тем, мера ограничения, установленная абзацем 3 п. 1.3 Указа Губернатора Тульской области от 16 марта 2020 года №12, направлена не на запрет осуществления реализации отдельных видов товаров, как об этом указано в протоколе об административном правонарушении и постановлении судьи, а на снижение количества объектов с повышенной концентрацией людей, с целью уменьшения интенсивности контактов между ними и снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Указом Президента РФ от 2 апреля 2020 года №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» постановлено: установить с 4 по 30 апреля 2020 года включительно нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы (п. 1).

Подпунктами «а» и «б» пункта 2 данного Указана высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, предписано в первую очередь обеспечить разработку и реализацию комплекса ограничительных и иных мероприятий, а именно: определить в границах соответствующего субъекта Российской Федерации территории, на которых предусматривается реализация комплекса ограничительных и иных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - соответствующая территория), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности, чрезвычайной ситуации; приостановить (ограничить) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа.

В пункте 4 оговорено, что настоящий Указ не распространяется на следующие организации (работодателей и их работников): а) непрерывно действующие организации; б) медицинские и аптечные организации; в) организации, обеспечивающие население продуктами питания и товарами первой необходимости; г) организации, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайной ситуации и (или) при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь, здоровье или нормальные жизненные условия населения; д) организации, осуществляющие неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы; е) организации, предоставляющие финансовые услуги в части неотложных функций (в первую очередь услуги по расчетам и платежам); ж) иные организации, определенные решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации.

В развитие и исполнение Указа Президента РФ от 2 апреля 2020 года №239, Губернатором Тульской области принят Указ от 5 апреля 2020 года №23, которым утвержден Перечень организаций, расположенных на территории Тульской области, осуществляющих деятельность в нерабочие дни, установленные Указом Президента Российской Федерации (п. 1).

При этом в п. 2 Указа Губернатора Тульской области от 5 апреля 2020 года №23 «О перечне организаций, осуществляющих деятельность на территории Тульской области в нерабочие дни, установленные Указом Президента Российской Федерации» руководителям организаций и индивидуальным предпринимателям, Перечень которых утвержден п. 1 настоящего Указа, предписано обеспечить неукоснительное выполнение и соблюдение санитарно-эпидемиологических требований и рекомендаций, а также проведение дополнительных мер по недопущению распространения COVID-2019 в Тульской области, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача по Тульской области.

В связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Тульской области, а также с целью снижения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Тульской области главным государственным санитарным врачом по Тульской области приняты постановления от 24 марта 2020 года №1, от 1 апреля 2020 года №2, от 5 апреля 2020 года №3 о дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-2019 в Тульской области.

В п. 2 Указа Губернатора Тульской области от 5 апреля 2020 года №23 «О перечне организаций, осуществляющих деятельность на территории Тульской области в нерабочие дни, установленные Указом Президента Российской Федерации» оговорено: организации, указанные в п. 21 приложения к Указу, вправе осуществлять свою деятельность на территории Тульской области в нерабочие дни, установленные Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №239, со дня представления в Управление Роспотребнадзора по Тульской области уведомления о выполнении дополнительных мер, указанных в п. 2 настоящего Указа; организации и индивидуальные предприниматели, Перечень которых утвержден п.1 настоящего Указа, вправе осуществлять свою деятельность на территории Тульской области в нерабочие дни, установленные Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 года №239, со дня, следующего за днем представления в Управление Роспотребнадзора по Тульской области уведомления о выполнении дополнительных мер, указанных в пункте 2 настоящего Указа, но не ранее 8 апреля 2020 года.

Вместе с тем, нарушение, выразившееся в неуведомлении контролирующего органа о выполнении всех необходимых для осуществления торговой деятельности мероприятий в условиях режима повышенной готовности при осуществлении торговли в торговой палатке «Овощи –фрукты» не находят своего отражения ни в акте осмотра, ни в протоколе об административном правонарушении, ни в обжалуемом постановлении.

Доказательств осуществления торговли указанными товарами около данного объекта не имеется.

При таких обстоятельствах, нельзя с достоверностью судить о наличии в действиях (бездействии) Золотухиной М.Ю. состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.6.1 КоАП РФ.

Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых постановления и решения.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

При установленных в ходе рассмотрения настоящей жалобы обстоятельствах, постановление судьи Ленинского районного суда Тульской области от 30 апреля подлежат отмене, а производство делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ в отношении Золотухиной М.Ю. – прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

решил:

постановление судьи Ленинского районного суда Тульской области от 30 апреля 2020 года отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Золотухиной Маргариты Юрьевны – прекратить.

В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья:

7-75/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Золотухина Маргарита Юрьевна
Суд
Тульский областной суд
Судья
Епихина Ольга Михайловна
Статьи

ст. 20.6.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--tula.sudrf.ru
20.05.2020Материалы переданы в производство судье
03.06.2020Судебное заседание
19.06.2020Судебное заседание
03.07.2020Судебное заседание
08.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.07.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее