Дело № 2а-3414/2023
73RS0001-01-2023-003177-54
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 августа 2023 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Анциферовой Н.Л.,
при ведении протокола помощником судьи Чернохаевой И.А., секретаре Хайруллиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновским транспортным прокурором к Главному управлению МЧС России по Ульяновской области о возложении обязанности исключить суда из реестра маломерных судом,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновский транспортный прокурор обратился в суд с административным иском к Главному управлению МЧС России по Ульяновской области о возложении обязанности исключить суда из реестра маломерных судом.
Требования мотивированы тем, что Ульяновской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере соблюдения законодательства при регистрации прав на маломерные суда.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из следующих указанных реестров судов Российской Федерации: государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
Пунктом 1.1 статьи 16 КВВТ РФ предусмотрено, что не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.
Пунктом 2 статьи 17 КВВТ РФ предусмотрено, что государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом.
По информации Главного управления МЧС России по Ульяновской области установлено, что в настоящее время на учете Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Ульяновской области в соответствующем реестре маломерных судов находятся следующие маломерные суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей до 8 киловатт включительно, которые не подлежат государственной регистрации: надувная моторная лодка <данные изъяты>
Собственником данного судна числится Соловьев А.С.
Иных сведений о собственниках, владельцах, пользователях маломерных судов в настоящее время не имеется.
В то же время Главное управление МЧС России по Ульяновской области и Центр ГИМС Главного управления МЧС России по Ульяновской области надлежащих мер для снятия данных судов с регистрационного учета маломерных судов и их исключения из реестра маломерных судов, в том числе путем обращения с соответствующими исковыми заявлениями в суд, не предпринимают. Более того, согласно ответу Главного управления МЧС России по Ульяновской области, снятие судов с учета, в том числе по представлению прокуратуры, невозможно в связи с тем, что необходимо заявление судоводителя.
При указанных обстоятельствах, в отсутствие заявления судоводителя, данное исключение судов из реестра маломерных судов в принудительном порядке возможно только по решению суда.
Допущенные нарушения не способствуют соблюдению требований безопасности судоходства.
Помимо этого, исходя из пунктов 2 и 17 Правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, утвержденных приказом МЧС России от 01.06.2021 № 355, государственная регистрация, а также исключение судов из Реестра маломерных судов осуществляется подразделениями Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России. В Ульяновской области таким органом является Центр ГИМС Главного управления МЧС России по Ульяновской области.
Исходя из указанного, исключение судов, не подлежащих государственной регистрации, из Реестра маломерных судов может быть осуществлено только Центром ГИМС Главного управления МЧС России по Ульяновской области, который является структурным подразделением Главного управления МЧС России по Ульяновской области и не зарегистрирован в качестве самостоятельного юридического лица.
В части негативных последствий наличия данного судна в Реестре маломерных судов необходимо отметить следующее.
Поскольку вышеуказанные суда не подлежат государственной регистрации, то при их проверке сотрудниками Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Ульяновской области при выявлении соответствующих нарушений к правонарушителям не могут применяться нормы частей 1, 3 ст. 11.8 и ч. 1 ст. 11.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако в связи с тем, что вышеуказанные суда в настоящее на соответствующем регистрационном учете маломерных судов и включены в реестр маломерных судов, то сотрудники Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Ульяновской области при выявлении соответствующих нарушений привлекают судоводителей к административной ответственности по вышеуказанным нормам закона. При этом судоводителями маломерных судов могут быть не только собственники данных маломерных судов, но и иные лица, которым собственники предоставили суда во временное пользование. Таким образом, настоящее исковое заявление предъявлено прокурором в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в интересах неопределённого круга лиц, так как определить кто может оказаться судоводителями указанных маломерных судов невозможно. При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Помимо этого, негативные последствия могут наступить и для государства, так как пока маломерные суда состоят на соответствующем регистрационном учете и внесены в реестр маломерных судов, то по ним собственники судов обязаны оплачивать соответствующие налоги. При этом собственники данных маломерных судов могут обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением о признании незаконными действий налогового органа по взысканию с них налога на маломерное судно, так как фактически судно не подлежит государственной регистрации и, соответственно, лицо не обязано оплачивать по нему налог. И в данном случае при удовлетворении их исковых требований собственники маломерных судов помимо возврата уплаченного налога могут требовать уплаты судебных расходов, которые будут взысканы с государства.
Просит обязать Главное Управление МЧС России по Ульяновской области в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу исключить из реестра маломерных судов надувную моторную лодку <данные изъяты>
Представитель административного истца транспортный прокурор Семенов В.В. в судебное заседание не явился, извещался. Ранее в судебном заседании административные исковые требования поддержал по доводам, изложенным в административном иске.
Представитель административного истца Четвертаков А.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал.
Представитель административного ответчика Ушакова А.Е. в судебном заседании административные исковые требования не признала. Пояснила, что в реестре маломерных судов по заявлению собственника Соловьева А.С. зарегистрировано судно: моторная лодка <данные изъяты>., дата постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ Масса лодки составляет менее 200 кг, мощность двигателя не превышает 8 киловатт. Пунктом 1 ст. 16 КВВТ РФ предусмотрено, что судно подлежит государственной регистрации в Государственном судовом реестре, а маломерное судно - в реестре маломерных судов. Согласно п. 2 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом. Постановлением Правительства Российской Федерации 08 февраля 2022 года № 132 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых)номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда. Согласно п. 3 ст. 16 КВВТ РФ под государственной регистрацией судна и прав на него понимается - акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Пункт 1.1 в ст. 16 КВВТ РФ появился после внесения в нее изменений Федеральным законом от 23.04.2012 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна». Впоследствии Федеральным законом от 03.07.2016 № 367-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества» внесены изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ. Федеральный закон от 03.07.2016 № 367-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, с 04.07.2016. Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 23.04.2012 № 36-ФЗ данный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, то есть с 27.05.2012. Согласно выписке из реестра маломерных судов, Соловьеву А.С. принадлежит судно – <данные изъяты> <данные изъяты> зарегистрировано в реестре 24.07.2009, то есть до введения в действие и появления п. 1.1 в ст. 16 КВВТ РФ. Пунктом 1 ст. 16 КВВТ РФ предусмотрено, что правила, установленные настоящим Кодексом, применяются к отношениям в области внутреннего водного транспорта, возникшим после введения настоящего Кодекса в действие. Федеральным законом от 23 апреля 2012 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна не предусмотрено в качестве основания исключении из реестра маломерных судов изменение законодательства. До 31 декабря 2016 года включительно при постановке судна на учет в реестр маломерных судов Центр ГИМС ГУ МЧС России по Ульяновской области руководствовался приказом МЧС РФ от 29.06.2005 № 500 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий». Данный приказ с 01.01.2017 утратил силу. Согласно п. 2 Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, государственной регистрации в ГИМС МЧС России подлежат принадлежащие юридическим и физическим лицам: самоходные суда внутреннего плавания и иные плавучие объекты вместимостью менее 80 тонн с главными двигателями мощностью менее 55 киловатт или с подвесными моторами независимо от мощности, водные мотоциклы (гидроциклы) и несамоходные суда вместимостью менее 80 тонн (кроме пассажирских, наливных, военных, прогулочных парусных и спортивных парусных судов, судов смешанного (река-море) плавания, а также принадлежащих физическим лицам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 кг, байдарок - менее 150 килограммов и надувных безмоторных судов - менее 225 кг), эксплуатируемые во внутренних водах. Вместе с тем необходимые изменения, касающиеся определения понятия маломерного судна в целях определения наличия или отсутствия правовых оснований для его государственной регистрации, в установленном законом порядке в Правила государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам, утвержденные Приказом МЧС России от 29 июня 2005 года № 500, не внесены, поэтому могут применяться в части не противоречащей Кодексу внутреннего водного транспорта РФ. Исключение маломерного судна из реестра маломерных судов является прекращением права собственности на такое судно. Перечень оснований для исключения судна из Реестра маломерных судов является исчерпывающим. В абз. 7 п. 7 Письма МЧС России от 27.03.2017 № 43-1762-29 «О применении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденных Приказом МЧС России от 24.06.2016 № 340, предусмотрено, что исключение маломерного судна из реестра маломерных судов, в том числе не подлежащего государственной регистрации, или подлежащего государственной регистрации в Государственном судовом реестре, но зарегистрированного ГИМС МЧС России до вступления в силу Федерального закона от 23.04.2012 № 36-ФЗ, вносящего изменения в федеральное законодательство в части определения понятия маломерного судна, не является обязательным и возможно только по заявлению собственника. Вместе с тем информация о необходимости (возможности) снятия с регистрационного учета (в связи с изменением законодательства) судов, не подлежащих учету, была неоднократно размещена в средствах массовой информации (периодических печатных изданиях, на радио, TV), в сети «Интернет». К собственнику вышеуказанного судна не применялись нормы статей 11.8 и 11.8.1 КоАП РФ. Собственник до настоящего времени не обращался в Главное управление об исключении данного судна из реестра маломерных судов и Главное управление не отказывало в предоставлении ему в данной услуге. Следовательно, на момент регистрации 21.07.2009 спорного судна органы ГИМС действовали в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства. Учитывая, что закон обратной силы не имеет, суда, ранее зарегистрированные в судовых книгах и не подлежащие государственной регистрации в реестре маломерных судов в соответствии с Законом в настоящее время, не подлежат принудительному снятию с регистрационного учета. Таким образом, Главное управление МЧС России по Ульяновской области не нарушало интересы Российской Федерации, а также права и свободы граждан. В настоящее время по действующему регламенту смена собственника не предусматривает исключение маломерного судна из реестра маломерных судов.
Заинтересованное лицо Соловьев А.С. в судебное заседание не явился, извещался.
Представитель заинтересованного лица УФНС России по Ульяновской области Леванова С.Ф. в судебное заседание не явилась, извещалась, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя. Из письменного отзыва следует, что в соответствии с пп.13 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения: весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил, зарегистрированные в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 23.04.3023 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения понятия маломерного судна». Надувная моторная лодка <данные изъяты> собственником которой является Соловьев А.С., не подлежит государственной регистрации в УФНС России по Ульяновской области, так как не является объектом налогообложения.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.4 ст. 218 КАС РФ в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу требований ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Ульяновской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере соблюдения законодательства при регистрации прав на маломерные суда.
По информации Главного управления МЧС России по Ульяновской области установлено, что в настоящее время на учете Центра ГИМС Главного управления МЧС России по Ульяновской области в соответствующем реестре маломерных судов находятся следующие маломерные суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей до 8 киловатт включительно, которые не подлежат государственной регистрации: надувная моторная лодка <данные изъяты>
Собственником данного судна числится Соловьев А.С.
Полагая, что ГУ МЧС России по Ульяновской области и Центр ГИМС Главного управления МЧС России по Ульяновской области обязано исключить судно, не соответствующее требованиям законодательства и не являющееся маломерным судном, из реестра на основании решения суда либо по заявлению судовладельца, прокурор обратился с настоящими требованиями в суд.
Понятие судна как транспортного средства приведено в абз. 5 ст. 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, согласно которому им является самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река - море) плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода.
Маломерное судно - судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором не должно превышать двенадцать (абз. 17 ст. 3 КВВТ РФ).
Статьей 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов (пункт 1).
На основании п. 2 ст. 17 КВВТ РФ государственная регистрация маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в реестре маломерных судов уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Порядок государственной регистрации этих судов в реестре маломерных судов устанавливается указанным органом.
Постановлением Правительства Российской Федерации 08 февраля 2022 № 132 утверждено Положение о Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет в установленном порядке классификацию, государственную регистрацию, учет, первичные и ежегодные технические освидетельствования и осмотры маломерных судов, присвоение им государственных (бортовых) номеров, выдачу судовых билетов и иных документов на зарегистрированные маломерные суда (п. 6 Положения).
В соответствии с пунктом 3 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке (пункт 5 статьи 16 данного Кодекса).
Согласно пункту 1.1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации не подлежат государственной регистрации шлюпки и плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно, спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха, беспалубные несамоходные суда, длина которых не должна превышать 12 метров.
Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» были внесены изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, в соответствии с которыми не подлежат государственной регистрации шлюпки и иные плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограмм включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 кВт (10,9 л. с.) включительно, а также спортивные парусные суда, длина которых не должна превышать 9 метров, которые не имеют двигателей и на которых не оборудованы места для отдыха. Аналогичная норма содержится в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации и Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» в статью 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми не подлежат государственной регистрации плавучие средства, которые являются принадлежностями судна, суда массой до 200 килограммов включительно и мощностью двигателей (в случае установки) до 8 киловатт включительно.
Федеральный закон от 03.07.2016 № 367-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования, с 04.07.2016, что предусмотрено ст. 4 Федерального закона.
В пункте 3 статьи 4 Закона N 367-ФЗ установлено, что судовые документы, выданные до 01.01.2018, продолжают действовать в течение срока, на который они были выданы.
Согласно выписке из реестра маломерных судов Соловьеву А.С. принадлежит судно: надувная моторная лодка <данные изъяты> двигатель <данные изъяты> дата постановки на учет – ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из ответа ГУ МЧС России по Ульяновской области № 26/20-4-2 от 11.08.2023, с 2005 года на основании п. 3 приказа МЧС России № 500 от 29.06.2005 «Об утверждении правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» судно, право собственности и иные вещные права на судно, а также ограничения (обременения) прав на него (ипотека, доверительное управление) подлежат государственной регистрации в судовой книге (приложение № 1).
Под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством.
Государственная регистрация судна в судовой книге, прав собственности и иных вещных прав на него, а также ограничений (обременений) прав на судно является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
С момента государственной регистрации судна в судовой книге оно приобретает право плавания под Государственным флагом Российской Федерации.
До 01.03.2022 на основании Приказа МЧС России № 340 от 24.06.2016 реестр маломерных судов (далее - Реестр) велся на бумажных носителях и в электронном виде. При несоответствии записей на бумажных носителях и в электронном виде, приоритет имеют записи на бумажных носителях.
Реестр хранится и ведется в местах, недоступных для посторонних лиц, в условиях, обеспечивающих предотвращение уничтожения, блокирования, хищения и модифицирования информации.
Ведение Реестра на бумажных носителях осуществляется в органах регистрации в виде записей в книге в соответствии с приложением № 2 к настоящим Правилам и судовых делах, содержащих копии документов, представленных для предоставления государственной услуги, и иные документы и материалы, относящиеся к судну.
Ведение Реестра в электронном виде осуществляется централизованно в виде единой базы данных в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие Реестра с иными федеральными информационными системами и сетями. Реестр, ведущийся в электронном виде, формируется органами регистрации на основе данных Реестра, ведущимся на бумажных носителях, и соответствует ему по форме и содержанию.
Реестр, ведущийся в электронном виде, является частью Автоматизированной информационной системы ГИМС МЧС России (далее - АИС ГИМС МЧС России).
На основании п. 14 Приказа МЧС России № 340 от 24.06.2016 Государственная регистрация изменений, вносимых в Реестр, осуществляется органом регистрации, осуществившим государственную регистрацию судна, по заявлению собственника (ов) либо уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании п. 15 Приказа МЧС России № 340 от 24.06.2016 государственная регистрация ограничения (обременения) права на судно производится органом регистрации, осуществившим государственную регистрацию судна, по заявлению собственника (ов) либо лица, в пользу которого устанавливается ограничение (обременение) прав на судно.
На основании п. 17 Приказа МЧС России № 340 от 24.06.2016 исключение судна из Реестра осуществляется органом регистрации, осуществившим государственную регистрацию судна, по заявлению собственника (ов) либо уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 21 приказ МЧС России № 355 от 01.06.2021 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, используемых в некоммерческих целях» реестр ведется в электронном виде. В Реестр в регистрационную запись о государственной регистрации маломерного судна вносятся записи о маломерном судне, правах собственности на маломерные суда, ограничениях (обременениях) прав на маломерные суда, изменениях в Реестр, исключении маломерных судов из Реестра и иных вещных правах на маломерное судно (приложение 3).
На основании п. 22 приказ МЧС России № 355 от 01.06.2021 датой внесения записи в Реестр является дата совершения регистрационной записи о государственной регистрации маломерного судна в Реестре, права собственности на маломерное судно, ограничений (обременений) прав на маломерное судно, изменений в Реестр, исключения маломерного судна из Реестра.
Согласно п. 23 приказ МЧС России № 355 от 01.06.2021 номер регистрационной записи присваивается при государственной регистрации маломерного судна в Реестре по результатам внесения сведений, содержащихся в документах, необходимых для государственной регистрации маломерного судна, и результатов его осмотра.
В судебном заседании в качестве свидетеля был допрошен ФИО12., который пояснил, что работает старшим государственным инспектором ГУ МЧС России по Ульяновской области. Судно <данные изъяты>» состоит на учете в Центре ГИМС. В настоящее время это судно не подлежит регистрации, поскольку суммарный вес судна меньше 200 кг. Если судно было поставлено в реестр до выхода ФЗ №36, то может состоять на учете. Центр ГИМС не имеет право снять судно с учета без заявления собственника. При постановке на учет надувная лодка осматривалась. Лодки проходят, освидетельствование раз в пять лет. Раньше осмотр судов проводился ежегодно.
В судебном заседании в качестве свидетеля был ФИО13 которая пояснила, что работает государственным инспектором по маломерным судам ГУ МЧС России по Ульяновской области. В ее должностные обязанности входит регистрация, освидетельствование маломерных судов. Одним из оснований для исключения судна является волеизъявления собственника. До 01.03.2022 на основании Федерального закона №36 судна подлежали снятию с учета. Цифровой реестр ведет государственный инспектор по маломерным судам. Сведения в реестре обновляются только при предоставлении государственной услуги.
Порядок и условия исключения судна из соответствующего реестра судов определены в статье 21 КВВТ РФ.
Согласно статье 21 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 03 июля 2016 года N 367-ФЗ) исключению из соответствующего реестра судов подлежит судно:
1) в отношении которого правообладателем подано заявление об исключении этого судна из реестра судов;
2) которое погибло или пропало без вести;
3) которое конструктивно погибло;
4) которое перестало соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса;
5) в отношении которого вступило в законную силу судебное решение о принудительной продаже судна;
6) которое утратило качества судна в результате перестройки или других изменений.
Из абзаца 7 пункта 7 Письма МЧС России от 27 марта 2017 года N 43-1762-29 «О применении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», утвержденных Приказом МЧС России от 24 июня 2016 N 340, следует что исключение маломерного судна из реестра маломерных судов, в том числе не подлежащего государственной регистрации, или подлежащего государственной регистрации в Государственном судовом реестре, но зарегистрированного ГИМС МЧС России до вступления в силу Федерального закона от 23 апреля 2012 года N 36-ФЗ, вносящего изменения в федеральное законодательство в части определения понятия маломерного судна, не является обязательным и возможно только по заявлению собственника.
В соответствии с пунктом 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 года N 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество, прав граждан и организаций, связанных с участием в юридическом лице, запись о которых внесена в государственный реестр, осуществляется путем предъявления исков (о признании права собственности или об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительным решения собрания участников юридического лица и т.п.), судебные акты по которым могут выступать основанием для внесения соответствующих записей в государственный реестр (пункт 6 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Доводы административного истца о том, что Центр ГИМС ГУ МЧС России по Ульяновской области при выявлении нарушений привлекают судоводителей к административной ответственности, подлежат отклонению, поскольку к собственнику данного судна не применялись ст. 11.8 и ст. 11.8.1 КоАП РФ.
Собственник Соловьев А.С. до настоящего времени в Центр ГИМС ГУ МЧС России по Ульяновской области с заявлением об исключении судна из реестра маломерных судов не обращался.
Также необоснованным является довод административного истца в части, что собственники маломерных судов обязаны оплачивать налоги.
Из ответа УФНС России по Ульяновской области следует, что в информационном ресурсе налогового органа отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на надувную лодку <данные изъяты> имеются сведения о регистрации права собственности на моторную лодку <данные изъяты>, мощность двигателя 10 л.с. Указанная моторная лодка зарегистрирована за Соловьевым А.С. с 24.07.2009 по настоящее время.
В соответствии с пп.13 п. 2 ст. 358 НК РФ не являются объектом налогообложения: весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил, зарегистрированные в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 23.04.3023 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части определения понятия маломерного судна». Надувная моторная лодка <данные изъяты> собственником которой является Соловьев А.С., не подлежит государственной регистрации в УФНС России по Ульяновской области, так как не является объектом налогообложения.
Согласно письму ФНС России от 02.07.2021 N БС-4-21/9370 «О реализации Федерального закона от 02.07.2021 N 305-ФЗ (по вопросам налогообложения имущества)» с налогового периода 2020 года к необъектам налогообложения отнесены весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил, зарегистрированные в порядке, установленном до дня вступления в силу Федерального закона от 23.04.2012 N 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» (пункт 74 статьи 2, часть 14 статьи 10 Закона).
На момент государственной регистрации (24.07.2009) моторной лодки <данные изъяты> органы ГИМС действовали в соответствии с требованиями действующего на тот момент законодательства, доказательства обращения собственника судна с заявлением об исключении его из реестра маломерных судов не представлены, прокурором не доказан факт несоответствия судна требованиям пункта 1.1 статьи 16 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, предъявляемым к маломерным судам.
При таком положении заявленные Ульяновским транспортным прокурором к Главному управлению МЧС России по Ульяновской области требования о возложении обязанности исключить суда из реестра маломерных судом удовлетворению не подлежат.
В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 123 Конституции РФ) суд по данному делу обеспечил равенство прав участников процесса представлению, исследованию и заявлению ходатайств.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175 -180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18.08.2023