Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-304/2018 ~ М-183/2018 от 05.02.2018

    дело № 2-304/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2018 года                                        город Оха, Сахалинская область

Охинский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Разяповой Е.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем Безызвестных М.С., с участием:

истца - заместителя Охинского городского прокурора Бутенко Е.О.,

представителя ответчика - комитета по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» Михеевой С.В.,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - общества с ограниченной ответственностью «Управление домами № 6» Черняковой О.Н.,

рассмотрев в помещении Охинского городского суда Сахалинской области в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Охинского городского прокурора в интересах Клюкач Татьяны Николаевны к комитету по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» о возложении обязанности организовать работу по замене индивидуального прибора учета электроэнергии, расположенного по адресу: <адрес> течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу,

установил:

5 февраля 2018 года заместитель Охинского городского прокурора в интересах Клюкач Татьяны Николаевны обратился в суд с иском к администрации и комитету по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» о возложении обязанности в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу произвести замену индивидуального прибора учета электроэнергии в жилом помещении - <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ прокурор уточнил исковые требования и просил возложить на администрацию и комитет по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» обязанность организовать работу по замене индивидуального прибора учета электроэнергии, расположенного по адресу: <адрес> течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.

14 июня 2018 года прокурор отказался от указанных требований иска к администрации муниципального образования городской округ «Охинский»; определением суда от 14 июня 2018 года производство по настоящему делу в части исковых требований к данному ответчику прекращено.

В настоящем судебном заседании заместитель прокурора настаивал на удовлетворении требования (в последней редакции) к комитету по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский».

В обоснование этого требования заместителем прокурора в заявлении и судебном заседании приведены следующие обстоятельства.

Собственником жилого помещения в многоквартирном доме по указанному выше адресу является муниципальное образование городской округ «Охинский», от имени которого полномочия по управлению муниципальной собственностью исполняет комитет по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» (далее КУМИ и Э МО ГО «Охинский»).

Данное жилое помещение передано в пользование Клюкач Т.Н. по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ .

По информации АО «Охинская «ТЭЦ» (ресурсоснабжающая организация) индивидуальный прибор учета электроэнергии, поставляемой в квартиру Клюкач Т.Н., не соответствует требованиям действующего законодательства по своему классу точности (2,5), истек межповерочный интервал после его последней поверки, очередная поверка прибора запрещена, как несоответствующего требованиям стандарта, поэтому он подлежит замене, что в силу действующего законодательства является обязанностью его собственника. Поскольку в этом случае прибор признается нерасчетным, начисление платы за электроэнергию ее поставщик производит, исходя из установленного норматива потребления данной коммунальной услуги.

Однако администрация муниципального образования городской округ «Охинский» отказала Клюкач Т.Н. в удовлетворении ее заявления о замене счетчика, сославшись на то, что местным бюджетом соответствующие расходы не предусмотрены.

В настоящем судебном заседании заместитель прокурора исковые требования поддержал по приведенным основаниям, настаивал на их удовлетворении.

Истец Клюкач Т.Н. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, требования заместителя прокурора поддерживает и просит их удовлетворить.

Представитель КУМИ и Э МО ГО «Охинский» с иском не согласна, просит отказать в его удовлетворении, полагает, что индивидуальный прибор учета электроэнергии, поставляемой в квартиру ФИО2 и расположенный вне жилого помещения - на подъездной лестничной площадке, не является муниципальной собственностью, постольку у ответчика нет обязанности по его замене.

Определением суда от 27 марта 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена управляющая организация многоквартирного дома по указанному выше адресу - общество с ограниченной ответственностью «Управление домами № 6», представитель которого Черняковой О.Н. полагает исковые требования прокурора к КУМИ и Э МО ГО «Охинский» законными и обоснованными, указав, что обязанность по сохранности, ремонту и замене прибора, предназначенного для учета потребленной электроэнергии в отдельном жилом помещении многоквартирного дома, лежит на собственнике этого жилого помещения, поскольку общедомовому имуществу не относится, независимо от того, где этот прибор установлен - вне жилого помещения либо внутри него.

Определением суда от 21 мая 2018 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена член семьи нанимателя жилого помещения Клюкач Т.Н. Клюкач А.В., которая в судебное заседание, о котором уведомлена, не явилась по неизвестным суду причинам, свою позицию по иску прокурора до суда не довела.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика АО «Охинская ТЭЦ» в настоящее судебное заседание, будучи о нем извещен, не явился, о причинах неявки суд не уведомил, об отложении дела не просил, отзыва на иск не представил.

На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие истца Клюкач Т.Н., третьих лиц Клюкач А.В. и АО «Охинская ТЭЦ».

Выслушав явившихся участников дела, изучив представленные доказательства, руководствуясь статьями 210, 289, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), статьей 38 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ), статьями 11, 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора.

Так, по общему правилу, установленному статьей 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома (статья 289 ГК РФ).

Статья 290 ГК РФ определяет, что собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

На основании части 2 статьи 30 ЖК РФ собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

Вместе с этим часть 3 статьи 30 ЖК РФ обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

Комитет по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» является органом местного самоуправления, реализующим полномочия в сфере, в частности учета и распределения муниципального жилищного фонда; распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования городской округ «Охинский».

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что жилое помещение - <адрес>, предоставленное в пользование ФИО2 по договору социального найма от ДД.ММ.ГГГГ , является муниципальной собственностью, подключена к электросети, по которой поставку электроэнергии осуществляет АО «Охинская ТЭЦ».

Управление имуществом многоквартирного дома по указанному адресу осуществляет ООО «Управление домами № 6» на основании договора от 19 июня 2015 года, согласно пункту 4.5 которого плата за услуги, в частности, по электроэнергии собственниками и нанимателями жилых помещений вносится непосредственно ресурсоснабжающей организации АО «Охинская ТЭЦ.

В силу пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» возложил на собственников жилых домов, собственников помещений в многоквартирных домах обязанность обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также надлежащую эксплуатацию этих приборов учета, их сохранность и своевременную замену.

Так, на основании части 9 статьи 11 названного Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (часть 2 статьи 13 указанного Федерального закона); действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий (часть 8 статьи 13 указанного Федерального закона).

В силу требования пункта 138 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 мая 2012 года № 442, для учета электрической энергии, потребляемой гражданами, а также на границе раздела объектов электросетевого хозяйства и внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома подлежат использованию приборы учета класса точности 2,0 и выше.

Приборы учета класса точности ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа, используемые гражданами на дату вступления в силу настоящего документа, могут быть использованы ими вплоть до истечения установленного срока их эксплуатации. По истечении установленного срока эксплуатации приборов учета такие приборы учета подлежат замене на приборы учета класса точности не ниже, чем указано в пункте 138 настоящего документа (абзац второй пункта 142 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии»).

Обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника такого прибора учета. При этом под эксплуатацией прибора учета для целей настоящего документа понимается выполнение действий, обеспечивающих функционирование прибора учета в соответствии с его назначением на всей стадии его жизненного цикла со дня допуска его в эксплуатацию до его выхода из строя, включающих, в том числе осмотры прибора учета, техническое обслуживание (при необходимости) и проведение своевременной поверки. Установка, замена и эксплуатация приборов учета, используемых гражданами, осуществляется в соответствии с настоящим документом, если жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не установлено иное (абзац третий пункта 145 «Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии»).

Так, аналогичная обязанность предусмотрена пунктом 81 «Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее - Правила № 354), согласно которому оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

В силу пункта 80 Правил № 354 к использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Обязанность по обеспечению проведения поверок указанных приборов учета в сроки, установленные технической документацией на прибор учета, неразрывно связана с закрепленной подпунктом «г» пункта 34 Правил № 354 обязанностью потребителя в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.

Подпунктом «д» пункта 81 (12) Правил № 354 предусмотрено, что прибор учета считается вышедшим из строя, в том числе, в случае истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.

При отсутствии индивидуального прибора учета электрической энергии (далее ИПУ) и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется, исходя из норматива потребления коммунальной услуги по электроснабжению с применением повышающего коэффициента (пункты 42,59,60 Правил № 354).

Технические требования к однофазным счетчикам электрической энергии класса точности 2,5 устанавливались ГОСТ 6570-96 «Счетчики электрические активной и реактивной энергии индукционные. Общие технические условия», который был введен в действие 1 июля 1997 года и утратил силу 1 ноября 2007 года.

В период с 1 июня 2004 года по 30 июня 2005 года действовало изменение № 1 ГОСТ 6570-96 «Счетчики электрические активной и реактивной энергии индукционные. Общие технические условия» (принято Постановлением Госстандарта РФ от 4 ноября 2003 года № 311-ст), согласно которому срок эксплуатации однофазных счетчиков электрической энергии класса точности 2,5 ограничен первым межповерочным интервалом и с 1 октября 2000 года запрещено производить их поверку как не соответствующих требованиям стандарта.

Таким образом, вышеуказанные приборы учета электроэнергии класса точности 2,5 выбыли из эксплуатации, в связи с чем были исключены из государственного реестра средств измерений, постольку данные электросчетчики (класса точности ниже 2,0) с истекшим сроком межповерочного интервала не поверяются, а подлежат замене.

Судом установлено и подтверждается материалами дела (в том числе осмотром на месте), что для учета потребленной электроэнергии в предоставленной ФИО2 квартире установлен ИПУ типа СО-2М2 (электрический счетчик однофазный) , год выпуска 1971, дата установки 9 ноября 1999 года, класс точности 2,5, межповерочный интервал данного типа приборов 16 лет, дата последней государственной поверки IV-1999 год, таким образом срок межповерочного интервала поверки указанного прибора учета истек в 2015 году, очередной поверке он не подлежит в силу приведенных выше причин, постольку считается вышедшим из строя и подлежащим замене собственником жилого помещения.

При указанных обстоятельствах показания подлежащего замене ИПУ не могут учитываться при расчетах, постольку плата за потребленную энергию на основании пунктов 42,59,60 Правил № 354 начисляется по установленному нормативу потребления электроэнергии.

Разрешая заявленные исковые требования в порядке части 3 статьи 196 ГПК РФ, проверяя доводы сторон, оценив представленные по делу доказательства в порядке статей 12,56,57 ГПК РФ, применяя приведенные нормы права, суд исходит из того, что обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возложена на собственника такого прибора учета.

Суд не может принять во внимание как состоятельный довод ответчика о том, на нем не лежит обязанность по замене индивидуального прибора учета электрической энергии, поскольку он расположенный не в квартире истца Клюкач Т.Н., а на лестничной площадке.

В соответствии с пунктом 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 494 в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая, в том числе из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, сетей (кабелей) от внешней границы до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

Бремя содержания имущества, в том числе и на лестничной площадке, закон возложил на собственника, следовательно, прибор учета электрической энергии, потребляемой в отдельном жилом помещении, должен проверяться, меняться за счет собственника этого жилого помещения, независимо от его места установки. Ссылка ответчика на то, что управляющая организация должна обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность общедомового имущества, в том числе инженерного технического оборудования, несостоятельна, поскольку из этого не следует обязанность данной организации за счет собственных средств производить замену и установку индивидуальных приборов учета собственников жилых помещений в этом доме.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков.

Названная льгота по уплате государственной пошлины по признаку субъектного состава является специальной нормой для всех случаев, когда государственные органы, органы местного самоуправления выступают по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, как в качестве истцов, так и в качестве ответчиков, и не поставлена в зависимость от категории рассматриваемого спора.

В связи с чем, на ответчика КУМИ и Э МО ГО «Охинский», являющегося органами местного самоуправления, в полной мере распространяется установленная подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ льгота по уплате государственной пошлины, следовательно, государственная пошлина согласно требованиям 103 ГПК РФ с данного ответчика взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

Исковые требования Оинского городского прокурора в интересах Клюкач Татьяны Николаевны к комитету по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» удовлетворить.

Обязать комитет по управлению муниципальным имуществом и экономике муниципального образования городской округ «Охинский» организовать работу по замене индивидуального прибора учета электроэнергии, расположенного по адресу: <адрес>, в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу

Настоящее решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Охинский городской суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме (с учетом выходных и нерабочих праздничных дней) 19 июня 2018 года.

Судья Охинского городского суда

Сахалинской области                                                  Разяпова Е.М.

Копия верна: судья                                                      Разяпова Е.М.

2-304/2018 ~ М-183/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Клюкач Татьяна Николаевна
Охинский городской прокурор
Ответчики
Комитет по управлению муниципальным имуществом и экономике МО ГО "Охинский"
Администрация муниципального образования городской округ "Охинский"
Другие
АО "Охинская ТЭЦ"
Суд
Охинский городской суд Сахалинской области
Судья
Разяпова Евгения Михайловна
Дело на странице суда
ohinskiy--sah.sudrf.ru
05.02.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.02.2018Передача материалов судье
06.02.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.02.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.03.2018Судебное заседание
18.05.2018Судебное заседание
21.05.2018Судебное заседание
14.06.2018Судебное заседание
19.06.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее