Судья: Капцова Т.Ю. Дело № 33а-28028/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда
в составе: председательствующего Хлопушиной Н.П.,
судей Вороновой М.Н., Елизаровой М.Ю.
при секретаре Кулаковой Т.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании 26 августа 2019 года апелляционную жалобу Румянцева А.Б. на решение Волоколамского городского суда Московской <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по административному исковому заявлению Румянцевой Д. А. о признании незаконным и отмене решения Окружной избирательной комиссии многомандатного избирательного округа <данные изъяты> по выборам депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа от <данные изъяты> <данные изъяты> «О регистрации Румянцева А. Б. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской <данные изъяты> по многомандатному избирательному округу <данные изъяты>».
Заслушав доклад судьи Вороновой М.Н.,
объяснения Румянцева А.Б., представителя Румянцева А.Б. – Елисеевой И.Ш., представителя ОИК № 1 – Акимова О.В., представителя МООПП «КПРФ» - Мозговой И.М.,
заключение прокурора Смирновой М.В., полагающей решение суда подлежащим оставлению без изменения,
установила:
решением Избирательной комиссии Московской <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> на Территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> возложены полномочия избирательной комиссии Волоколамского городского округа.
Решением ТИК <данные изъяты> Московской <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> сформирована окружная избирательная комиссия многомандатного избирательного округа <данные изъяты> по выборам депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа в количестве 7 членов с правом решающего голоса.
Решением ТИК <данные изъяты> Московской <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> на <данные изъяты> назначены выборы депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской <данные изъяты>.
Решением окружной избирательной комиссия многомандатного избирательного округа <данные изъяты> (далее – ОИК <данные изъяты>) от <данные изъяты> <данные изъяты> кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской <данные изъяты> по многомандатному избирательному округу <данные изъяты> зарегистрирована Румянцева Д. А., основание регистрации – подписи избирателей в поддержку самовыдвижения.
Решением той же избирательной комиссии от <данные изъяты> <данные изъяты> кандидатом в депутаты по тому же избирательному округу зарегистрирован Румянцев А. Б., основание регистрации – выдвижение избирательным объединением Московское О. О. политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (далее – МООПП «КПРФ»).
Считая данное решение незаконным, Румянцева Д.А. обратилась в суд с административным исковым заявлением о его отмене, ссылаясь на нарушение ее, Румянцевой Д.А., избирательных прав и принципа равенства всех кандидатов. В обосновании иска указала, что в целях заверения списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением МООПП «КПРФ», была предоставлена выписка из протокола по отдельным вопросам повестки дня, а не само решение (постановление) избирательного объединения; из буквального содержания постановления третьего этапа 48-й отчетно-выборной Конференции МООПП «КПРФ» следует, что голосование было проведено за каждого кандидата, поименованного в списке, а не по вопросу выдвижения списка кандидатов в целом, при этом голосование не являлось тайным; в постановлении (выписке из протокола) конференции избирательного объединения от <данные изъяты> указано, что список кандидатов по форме ТИК прикладывается, между тем такой документ в ТИК представлен не был; представленный список кандидатов, подписанный Фёдоровой Н.М., не является составной частью постановления, кроме того, подписан лицом, не давшим своего согласия на назначение уполномоченным представителем МООПП «КПРФ»; документы для заверения списка предоставлены лицом, не давшим письменного согласия быть уполномоченным представителем указанного избирательного объединения; к заявлениям о согласии баллотироваться кандидатами, являющимися членами политической партии «КПРФ», не были приложены документы, подтверждающие членство в партии; в ТИК не представлены копии паспортов отдельных кандидатов, а также документы, подтверждающие смену фамилии, имени или отчества кандидатов. Кроме того, заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Румянцев А.Б. адресовал в ТИК <данные изъяты> Московской <данные изъяты>, а не в окружную избирательную комиссию многомандатного избирательного округа <данные изъяты>; в заявлении кандидата не указан год окончания организации, осуществляющий образовательную деятельность, не указано место работы, - указанный кандидатом набор букв не позволяет однозначно его установить; указанные в заявлении сведения о должности и месте работы не подтверждены; в избирательную комиссию не представлены копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения, заверенные кандидатом либо уполномоченным представителем избирательного объединения.
Решением Волоколамского городского суда Московской <данные изъяты> от <данные изъяты> административный иск удовлетворен: признано незаконным и отменено решение избирательной комиссии о регистрации Румянцева А.Б. кандидатом в депутаты.
Не соглашаясь с данным решением, Румянцев А.Б. обжалует его в апелляционном порядке, указывая, что суд дал ошибочную оценку фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, неверно истолковал материальный закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные О. и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
При этом с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу (часть 10 статьи 239 КАС РФ).
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно Федеральному закону № 67-ФЗ, определяющему основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации, выдвижение кандидата - самовыдвижение кандидата, инициатива избирательного объединения в определении кандидата в выборный орган, на выборную государственную или муниципальную должность (статья 2). Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с данным Федеральным законом, иным законом (пункт 1 статьи 32 названного Федерального закона).
Румянцева Д.А. и Румянцев А.Б. являются зарегистрированными кандидатами на предстоящих <данные изъяты> выборах депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской <данные изъяты> по многомандатному избирательному округу <данные изъяты>; основание регистрации Румянцевой Д.А. - подписи избирателей в поддержку самовыдвижения, Румянцева А.Б. - выдвижение избирательным объединением МООПП КПРФ.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального О. или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что <данные изъяты> Федорова Н.М., действуя в качестве уполномоченного представителя МООПП «КПРФ», представила в ТИК <данные изъяты> пакет документов для заверения списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа по пяти многомандатным избирательным округам, выдвинутого данным избирательным объединением, в том числе заявление кандидата Румянцева А.Б. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа по многомандатному избирательному округу <данные изъяты>, выписку из протокола третьего этапа 48-й отчетно-выборной Конференции МООПП «КПРФ», список кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа, выдвинутых МООПП «КПРФ», подписанный Федоровой Н.М., заявления уполномоченных по финансовым вопросам, иные документы (л.д. 126-127); <данные изъяты> ТИК <данные изъяты> заверила список кандидатов от вышеуказанного избирательного объединения.
<данные изъяты> кандидат Румянцев А.Б. представил в избирательную комиссию следующие документы: копию паспорта, копию документа, подтверждающего сведения об образовании, документ, подтверждающий сведения о месте работы, документ, подтверждающий принадлежность к политической партии, сведения о доходах, первый финансовый отчет, сведения о реквизитах специального избирательного счета, др. документы (л.д. 44, 45).
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 35 Федерального закона № 67-ФЗ законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, в котором определяется, по какому одномандатному (многомандатному) избирательному округу выдвигается каждый кандидат (далее - список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам). В этом случае законом субъекта Российской Федерации также может быть предусмотрено заверение списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам организующей выборы избирательной комиссией.
Согласно пп. «а» п. 14.1 указанной выше статьи в случае выдвижения избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и необходимости в соответствии с законом субъекта Российской Федерации его заверения организующей выборы избирательной комиссией уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в пункте 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, представляет в организующую выборы избирательную комиссию список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат; в силу пп. «е» п. 14.1 - решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального О., общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального О. или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного О. о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком.
Согласно части 1 статьи 27 Закона Московской <данные изъяты> от 04.06.2013 N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской <данные изъяты>", регламентирующей выдвижение избирательным объединением кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком, уполномоченный представитель избирательного объединения вместе с заявлением каждого кандидата, указанным в части 2 статьи 23 настоящего Закона, не позднее чем за 50 дней до дня голосования представляет в избирательную комиссию, организующую выборы, в числе прочего, следующие документы: список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, в котором указываются фамилия, имя и отчество каждого включенного в него кандидата, дата и место его рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, а также номер и (или) наименование одномандатного (многомандатного) избирательного округа, по которому выдвигается кандидат (пункт 1 части 1); решение съезда политической партии (конференции или общего собрания ее регионального О., общего собрания иного структурного подразделения политической партии, а в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях", соответствующего органа политической партии, ее регионального О. или иного структурного подразделения), съезда (конференции, собрания) иного общественного объединения, его регионального или местного О. о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком (пункт 6 части 1).
В силу части 2 статьи 27 Закона решение съезда или конференции (общего собрания) избирательного объединения о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком оформляется в форме документа, определенного уставом избирательного объединения, подписывается руководителем соответственно избирательного объединения, регионального О. избирательного объединения, иного структурного подразделения избирательного объединения либо иного органа, предусмотренного уставом избирательного объединения, и заверяется печатью избирательного объединения, регионального О. избирательного объединения, иного структурного подразделения избирательного объединения (если избирательное объединение является юридическим лицом).
При этом, согласно пункту 4 части 2 статьи 27 Закона, в документе указывается решение о выдвижении кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам списком и итоги тайного голосования за это решение (с приложением списка кандидатов по одномандатным округам).
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 25 Федерального закона от <данные изъяты> N 95-ФЗ «О политических партиях» решения об избрании руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии и ее региональных О., а также о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления принимаются тайным голосованием.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции установил, что в целях заверения списка кандидатов, выдвинутого МООПП «КПРФ» по многомандатным избирательным округам, в ТИК <данные изъяты> была представлена выписка из протокола по отдельным вопросам повестки дня третьего этапа 48-й отчетно-выборной Конференции МООПП «КПРФ» от <данные изъяты> (л.д. 128-153).
Из содержания выписки следует, что в повестку дня конференции 5 вопросом был включен вопрос о выдвижении избирательным объединением списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской <данные изъяты> по многомандатным избирательным округам на выборах, назначенных на <данные изъяты> (лист 3 выписки).
По пятому вопросу участники конференции слушали председательствующего Васильева Н.И. о выдвижении избирательным объединением списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской <данные изъяты> по многомандатным избирательным округам. По вопросу внесения кандидатур в бюллетень имело место отрытое персональное голосование, по результатам которого постановили включить в бюллетень для тайного голосования по вопросу выдвижения списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской <данные изъяты> по многомандатным избирательным округам определенный список кандидатов (листы 10-11 выписки из протокола). Далее открытым голосованием была утверждена форма бюллетеней для тайного голосования, в том числе по вопросу выдвижения списка кандидатов по одно(много)многомандатным избирательным округам (лист 12 выписки). Затем имел место перерыв для выдачи бюллетеней и тайного голосования (лист 12 выписки).
Далее на листах 16-17 выписки указано, что выступил председатель счетной комиссии о результатах тайного голосования по вопросу о выдвижении избирательным объединением списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа по многомандатным округам, были оглашены результаты тайного голосования по каждому из кандидатов (голоса «за», «против», «воздержался» в отношении каждого кандидата) (листы 16-17 выписки). Далее по результатам открытого голосования («за»: 74, «против»: нет, «воздержались»: нет) постановили следующее: 1. Утвердить протокол счетной комиссии <данные изъяты> о результатах тайного голосования по вопросу о выдвижении списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской <данные изъяты> по многомандатным округам. 2. На основании утвержденного протокола счетной комиссии выдвинуть список кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа по многомандатным округам в составе согласно тайного голосования (листы 17-18 выписки из протокола).
Следовательно, сначала открытым голосованием были определены кандидатуры, которые включаются в бюллетень для тайного голосования, далее тайным голосованием были определены кандидаты, которые подлежат дальнейшему включению в список кандидатов, подлежащий выдвижению избирательным объединением по многомандатным избирательным округам, и наконец, открытым голосованием было принято решение о выдвижение списка кандидатов в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа по многомандатным избирательным округам.
Таким образом, из буквального содержания представленной в ТИК <данные изъяты> выписки из протокола следует, что на конференции МООПП «КПРФ», состоявшейся <данные изъяты>, было проведено только одно тайное голосование, - это голосование по отдельным персоналиям для признания их набравшими достаточное количество голосов для последующего выдвижения в составе списка кандидатов по многомандатным избирательным округам; тайного голосования за весь список кандидатов, подлежащий выдвижению МООПП «КПРФ» по многомандатным избирательным округам на выборах депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа, не проводилось. Вместе с тем, только тайное голосование за список кандидатов в целом позволяет определить волеизъявление участников конференции или собрания, членов регионального О. политической партии, не только по поводу персонального состава списка кандидатов, но и по поводу необходимости выдвижения именно такого списка кандидатов для участия в соответствующей избирательной кампании.
Следовательно, при выдвижении МООПП «КПРФ» списка кандидатов по многомандатным избирательным округам на предстоящих <данные изъяты> выборах депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа имело место несоблюдение требований к выдвижению списка кандидатов, предусмотренных Федеральным законом № 67-ФЗ, Федеральным законом "О политических партиях" и Законом Московской <данные изъяты> «О муниципальных выборах в Московской <данные изъяты>».
В соответствии с п. 3 ч. 24 статьи 30 Закона Московской <данные изъяты> «О муниципальных выборах в Московской <данные изъяты>» основаниями отказа в регистрации кандидата являются для кандидатов, выдвинутых политической партией, - несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Кроме того, суд первой инстанции установил, что в нарушение положений пункта 4 части 2 статьи 27 Закона Московской <данные изъяты> «О муниципальных выборах в Московской <данные изъяты>» к представленному в ТИК <данные изъяты> решению (в виде выписки из постановления конференции) МООПП «КПРФ» от <данные изъяты> не прилагался список выдвинутых кандидатов, несмотря на то, что упоминание о нем имеется в тексте постановления (л.д. 145).
Ссылка Румянцева А.Б. и представителя МООПП «КПРФ» на представленный в ТИК представителем избирательного объединения Список кандидатов в депутаты (л.д. 163-163) обоснованно признана судом несостоятельной в силу нижеследующего.
Во-первых, данный документ носит самостоятельный характер, отличный от документа, поименованного в пункте 4 части 2 статьи 27 Закона Московской <данные изъяты> N 46/2013-ОЗ и в решении конференции от <данные изъяты>.
Во-вторых, согласно части 12 статьи 25 Закона Московской <данные изъяты> от <данные изъяты> N 46/2013-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской <данные изъяты>" список назначенных уполномоченных представителей избирательного объединения представляется в избирательную комиссию, организующую выборы. В списке уполномоченных представителей избирательного объединения указываются: фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер, дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), номер телефона каждого уполномоченного представителя избирательного объединения, а для уполномоченного представителя по финансовым вопросам также сведения о том, что это уполномоченный представитель по финансовым вопросам. К данному списку прилагается также письменное согласие каждого из перечисленных лиц осуществлять указанную деятельность.
Действительно, из содержания выписки из протокола МООПП «КФРФ» от <данные изъяты> усматривается, что Федорова Н.М. была назначена уполномоченным представителем избирательного объединения при проведении выборов депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской <данные изъяты>. Вместе с тем, в нарушение требований части 12 статьи 25 Закона "О муниципальных выборах в Московской <данные изъяты>" к списку назначенных уполномоченных представителей избирательного объединения, представленному в ТИК <данные изъяты> (л.д. 155-156), не было приложено письменное согласие Федоровой Н.М., данное назначившему ее избирательному объединению, осуществлять указанную деятельность. Представленное в ТИК заявление Федоровой Н.М. не может быть признано надлежащим заявлением (согласием), поскольку заявитель дала согласие быть представителем только по финансовым вопросам и только избирательного объединения «<данные изъяты>ное О. МОСКОВСКОГО О. О. политической партии «КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (л.д. 157).
Следовательно, Федорова Н.М. не имела права не только заверять список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением, но и в принципе представлять в ТИК какие-либо документы от имени МООПП «КПРФ».
Кроме того, по смыслу части 1 статьи 27 Закона Московской <данные изъяты> «О муниципальных выборах в Московской <данные изъяты>», заявление гражданина о согласии баллотироваться кандидатом в составе списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, должно быть оформлено в соответствии положениями части 2 статьи 23 указанного Закона.
Согласно положениям вышеупомянутой правовой нормы при проведении выборов депутатов Совета депутатов окружная избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 27 настоящего Закона, считается выдвинутым по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата Совета депутатов.
В силу части 3 статьи 23 Закона в заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
По смыслу указанных выше нормоположений, заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты гражданин, включенный в список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, должен адресовать соответствующей окружной избирательной комиссии либо комиссии, на которую возложены полномочия данной окружной избирательной комиссии.
Из материалов дела усматривается, что заявление Румянцева А.Б. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты по многомандатному избирательному округу <данные изъяты> в нарушение положений закона адресовано ТИК <данные изъяты> Московской <данные изъяты>, а не ОИК <данные изъяты> (л.д. 53).
Кроме того, в заявлении Румянцев А.Б. не указал сведения о годе окончания организации, осуществляющей образовательную деятельность; при этом данное указание в силу части 3 статьи 23 Закона «О муниципальных выборах в Московской <данные изъяты>» является обязательным.
Согласно пп. «в» и «в.1» п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
Несмотря на то, что на момент принятия избирательной комиссией решения о регистрации кандидата Румянцева А.Б. среди документов, представленных для выдвижения и регистрации, отсутствовал ряд необходимых документов, одновременно ряд документов были оформлены с нарушением требований Федерального закона № 67-ФЗ, Закона Московской <данные изъяты> «О муниципальных выборах в Московской <данные изъяты>» и Федерального закона "О политических партиях", избирательная комиссия зарегистрировала Румянцева А.Б. кандидатом в депутаты, нарушив требования действующего законодательства и принцип равенства всех кандидатов.
При таких данных судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения о признании незаконным и отмене решения ОИК многомандатного избирательного округа <данные изъяты> по выборам депутатов Совета депутатов Волоколамского городского округа от <данные изъяты> <данные изъяты> о регистрации Румянцева А.Б. кандидатом в депутаты Совета депутатов Волоколамского городского округа Московской <данные изъяты> по многомандатному избирательному округу <данные изъяты>.
Доводы апелляционной жалобы Румянцева А.Б. аналогичны доводам, приводившимся в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения и оценки последнего, они не опровергают правомерность обжалуемого судебного акта, поскольку связаны с субъективной оценкой фактических обстоятельств дела, ошибочным истолкованием положений действующего избирательного законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Волоколамского городского суда Московской <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу Румянцева А.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи