Дело №2-594/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 апреля 2011 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска в составе:
председательствующего – судьи Надёжиной С.Ю.,
с участием секретаря судебного заседания – Жидкиной Н.Н.,
с участием в деле:
истца Руненкова В.П.,
его представителя Емельяновой С.В., представившей ордер №53 от 17.03.2011г. и удостоверение №39,
представителя ответчика - Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия Черашева Р.В., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Руненкова Владимира Павловича к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия о признании незаконным приказа №39 от 25.01.2011г. о привлечении к дисциплинарной ответственности в форме выговора
установил:
Руненков В.П. обратился в суд с иском к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия о признании незаконным приказа №39 от 25.01.2011г. о привлечении к дисциплинарной ответственности в форме выговора.
Указал, что с 05.01.1994г. по настоящее время замещает должность директора ГКУ «Саранское территориальное лесничество».
11.07.2008г. между ним и Министерством природных ресурсов заключен трудовой договор, которым определен круг должностных обязанностей директора Учреждения и урегулированы права и обязанности сторон, вытекающие из трудовых правоотношений.
С 31.12.2010г. в соответствии с порядком, утвержденным Постановлением Правительства РМ от 01.11.2010 № 418 «Об изменении типа существующих государственных учреждений лесного хозяйства Республики Мордовия в целях создания государственных казенных учреждений лесного хозяйства Республики Мордовия» ГУ «Саранское территориальное лесничество» преобразовано в ГКУ «Саранское территориальное лесничество».
Приказом Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования РМ №39 от 25.01.2011 года он был привлечен к дисциплинарной ответственности в форме выговора с формулировкой «за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем выполнении служебных обязанностей по осуществлению государственного лесного контроля и надзора на закрепленной территории». Тем же приказом он предупрежден, что в случае допущения повторного нарушения служебных обязанностей без уважительных причин к нему будет применено дисциплинарное взыскание в форме увольнения.
С приказом он не согласен и считает его незаконным.
В силу п.5.2 трудового договора, заключенного между ним и Министерством природных ресурсов Республики Мордовия от 11.07.2008г., за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение директором по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, Минприроды РМ имеет право применить дисциплинарные взыскания в виде замечания, выговора или увольнения. Осуществление государственного лесного контроля и надзора на землях лесного фонда, в том числе и на территории Саранского территориального лесничества в его трудовые обязанности не входит.
В соответствии с действующим законодательством государственный лесной контроль и надзор лишь могут осуществлять государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определённых в соответствии с ч.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации. Перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор и являющихся государственными лесными инспекторами, устанавливается указанными органами. Законодательством Республики Мордовия директор ГУ «Саранское территориальное лесничество» (ГКУ «Саранское территориальное лесничество») не отнесён к кругу должностных лиц, на которых возложено исполнение государственной функции по осуществлению на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора на территории Республики Мордовия, в том числе и на территории Саранского лесничества.
Предупредив его о том, что в случае допущения повторного нарушения служебных обязанностей без уважительных причин к нему будет применено дисциплинарное взыскание в виде увольнения, работодатель фактически применил к нему два дисциплинарных взыскания одновременно: выговор и замечание, что запрещено ст.193 ТК Российской Федерации.
Просил признать незаконным приказ Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия №39 от 25.01.2011г. о привлечении Руненкова Владимира Павловича к дисциплинарной ответственности в форме выговора с формулировкой «за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем выполнении служебных обязанностей по осуществлению государственного лесного контроля и надзора на закреплённой территории» и предупреждения Руненкова Владимира Павловича о применении увольнения в случае допущения повторного нарушения служебных обязанностей без уважительных причин.
В судебном заседании истец Руненков В.П., его представитель Емельянова С.В. исковые требования поддержали и просили их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия Черашев Р.В. иск не признал, против удовлетворения исковых требований возражал.
Представил письменное возражение на исковое заявление, где указал, что 29.12.2010г. в Минлесхоз поступило представление прокуратуры Ленинского района г. Саранска о нарушениях лесного законодательства от 21.12.2010г. в деятельности ГУ «Саранское территориальное лесничество», на основании чего Комиссией Минлесхоза Республики Мордовия была проведена проверка по фактам, указанным в представлении. В результате проведенной служебной проверки Комиссией установлено, что факты, указанные в представлении, нашли свое подтверждение. Государственные лесной контроль и надзор работниками Учреждения осуществляются некачественно, несвоевременно и неполно. В связи с этим 24 января 2011 года в присутствии помощника прокурора Ленинского района г.Саранска ГР.А. Комиссией единогласно было принято решение за допущенные нарушения служебных обязанностей рекомендовать Министру лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия: применить к директору ГКУ РМ «Саранское территориальное лесничество» В.П. Руненкову дисциплинарное взыскание в форме выговора. Предупредить В.П. Руненкова о том, что в случае допущения им повторного нарушения служебных обязанностей без уважительных причин к нему будет применено дисциплинарное взыскание в форме увольнения по инициативе работодателя.
После чего был вынесен приказ Минлесхоза Республики Мордовия от 25 января 2011 года №39 о применении к Руненкову В.П. дисциплинарного взыскания в форме выговора. Приказом Минлесхоза Республики Мордовия от 11.05.2010г. №353 утверждён перечень должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор и являющихся государственными лесными инспекторами, в соответствии с которым директора территориальных лесничеств, подведомственные министерству, являются государственными лесными инспекторами Республики Мордовия. В соответствии с Уставом ГКУ РМ «Саранское территориальное лесничество», а ранее с Уставом ГУ «Саранское территориальное лесничество» одной из основных задач и функций данного Учреждения является осуществление государственного лесного контроля и надзора на закрепленной за ним территории лесного фонда. Согласно Уставу Учреждения осуществление государственного лесного контроля и надзора является непосредственной служебной обязанностью директора территориального лесничества. Таким образом, довод Руненкова В.П. о том, что осуществление государственного лесного контроля и надзора не относится к его трудовым обязанностям, является полностью необоснованным.
Выслушав объяснения сторон, показания свидетелей, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 11.07.2008г. между Министерством природных ресурсов Республики Мордовия в лице Шумкина В.Т. и директором ГУ «Саранское территориальное лесничество» Руненковым В.П. был заключен трудовой договор на неопределённый срок, согласно которому директор является единоличным исполнительным органом Учреждения и самостоятельно решает все вопросы деятельности Учреждения, за исключением вопросов, отнесённых законодательством РФ и РМ к ведению иных органов.
В соответствии с п.5.2 договора за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение Директором по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, Минприроды Республики Мордовия имеет право применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор и увольнение по соответствующим основаниям. Дисциплинарное взыскание действует в течение года и может быть снято до истечения этого срока по инициативе Минприроды Республики Мордовия, просьбе Директора или по ходатайству профессионального союза работников Учреждения (л.д.5-8).
26 ноября 2010 г. директором ГУ «Саранское территориальное лесничество» Руненковым В.П. была обнаружена незаконная рубка леса и самовольный захват земель лесного фонда под строительство второй очереди биатлонного центра в кварт. 243 выдел 8 на территории подведомственной ГУ «Саранское территориальное лесничество», по этим фактам отобраны объяснения у лесничего ГР.Ж. и лесника ГР.Е.
Приказом от 11.01.2011г. №04-п им был объявлен выговор.
Согласно приказу в результате проведённой проверки соблюдения лесного законодательства в Саранском участковом лесничестве государственным лесным инспектором Республики Мордовия директором ГУ «Саранское территориальное лесничество» Руненковым В.П. выявлен факт незаконной порубки в квартале 243, выдел 8.
Вырубка произведена без разрешительных документов, выявлен факт самовольного захвата земель лесного фонда площадью 0,68 га. Вышеуказанные нарушения выявлены в Саранском участковом лесничестве – лесничий ГР.Б., в обходе №4, где свои должностные обязанности исполняет лесник ГР.Е. На основании вышеизложенного, за ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей, бездействие на протяжении октября, ноября месяцев 2010г. по предотвращению незаконной порубки, по возведению капитального строительства на территории лесного фонда без разрешительных документов обоим данным сотрудникам объявлен выговор.
30.11.2010г. директором ГУ «Саранское территориальное лесничество» Руненковым В.П. прокурору Ленинского района г. Саранска было направлено сообщение о том, что в квартале №243, выдел №8 Саранского участкового лесничества ГУ «Саранское территориальное лесничество» была обнаружена незаконная рубка деревьев породы «Дуб» в количестве 37 шт., общим объёмом 6,39 куб.м., «Липа» в количестве 5 шт. общим объёмом 0,9 куб.м., «Осина» в количестве 400 шт. общим объёмом 97,4 куб.м. Ущерб, причинённый федеральному бюджету незаконной рубкой, составил 479256 руб. 40 коп. Просил провести расследование и установить лиц, виновных в незаконной рубке.
По сообщению Руненкова В.П. прокуратурой Ленинского района г. Саранска совместно с УВД г. Саранска и ГУ «Саранское территориальное лесничество» была произведена проверка с выездом на место рубки деревьев – квартал №243 выдел №8.
Было установлено, что Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия разрешительных документов на вырубку лесных насаждений в квартале 243 выделе 8 Саранского участкового лесничества ГУ «Саранское территориальное лесничество» не выдавалось.
Представлением прокуратуры Ленинского района г. Саранска об устранении нарушений требований лесного законодательства от 21.12.2010г. установлены факты ненадлежащего исполнения должностными лицами ГКУ «Саранское территориальное лесничество» Руненковым В.П. и ГР.Ж. функций по осуществлению государственного лесного контроля и надзора.
В представлении указано, что ненадлежащее исполнение вышеуказанными работниками Учреждения своих служебных обязанностей способствовало сокрытию следов лесонарушения по незаконной рубке деревьев, их бездействие на протяжении сентября-ноября 2010 года способствовало производству работ по возведению объектов капитального строительства на территории земель лесного фонда без разрешительной документации, вырубке деревьев и причинению ущерба федеральному бюджету в размере 499168,16 рублей. Таким образом, принцип охраны и защиты леса работниками Учреждения не соблюдается. Государственный лесной контроль и надзор должным образом не организованы, мероприятия по контролю и надзору проводятся несвоевременно и не полно. Выявленные прокуратурой Ленинского района г.Саранска нарушения закона допущены вследствие ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей, что указывает на отсутствие надлежащего контроля за их деятельностью со стороны директора Учреждения Руненкова В.П.
В представлении было предложено решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей работников Учреждения, в том числе директора Учреждения Руненкова В.П., виновных в выявленных нарушениях закона.
04.01.2011г. по результатам проверки УУМ ОМ №3 УВД по г. Саранск было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Указано, что 25.12.2010г. в ДЧ ОМ №3 поступил материал проверки по факту незаконной порубки деревьев в квартале 243 выдела 8 Саранского участкового лесничества ГУ «Саранское территориальное лесничество». 29.11.2010г. в квартале 243 выдела №8 Саранского участкового лесничества ГУ «Саранское территориальное лесничество», расположенного в лесном массиве Юго-Западного района г. Саранска было установлено, что неизвестными лицами была произведена рубка деревьев, материальный ущерб составил 479256 руб. В соответствии с разрешением №49 от 09.09.2010г. рубка деревьев на указанной территории была поручена работникам МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» в связи со строительством спортивного объекта. Таким образом, на момент принятия решения события преступления, предусмотренного ч.3 ст. 260 УК РФ, не усматривается, так как производилась не порубка деревьев, а вырубка зелёных насаждений для строительства объекта «Региональный центр – специализированная детско-юношеская спортивная школа олимпийского резерва по зимним видам спорта г. Саранска».
Из заключения Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 24.01.2011г. следует, что Комиссия Минлесхоза Республики Мордовия провела проверку по фактам, указанным в представлении прокуратуры Ленинского района г. Саранска о нарушениях лесного законодательства от 21.12.2010г. Одной из основных функций ГКУ РМ «Саранское территориальное лесничество» является осуществление государственного лесного контроля и надзора на закреплённой за Учреждением территории. Директором Учреждения В.П. Руненковым работникам данного учреждения – лесничему Саранского участкового лесничества ГР.Ж. и леснику ГР.Е. был объявлен выговор. В связи с чем Комиссией было принято решение за допущенные нарушения служебных обязанностей рекомендовать Министру лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия применить к директору ГКУ РМ «Саранское территориальное лесничество» В.П. Руненкову дисциплинарное взыскание в форме выговора. Предупредить Руненкова В.П. о том, что в случае допущения им повторного нарушения служебных обязанностей без уважительных причин к нему будет применено дисциплинарное взыскание в форме увольнения по инициативе работодателя (л.д.19).
Приказом №39 от 25.01.2011г. Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в ненадлежащем выполнении служебных обязанностей по осуществлению государственного лесного контроля и надзора на закреплённой территории применить к директору ГКУ РМ «Саранское территориальное лесничество» В.П. Руненкову дисциплинарное взыскание в виде выговора. Предупредить В.П. Руненкова о том, что в случае допущения им повторного нарушения служебных обязанностей без уважительных причин к нему будет применено дисциплинарное взыскание в форме увольнения по инициативе работодателя (л.д.4).
Судом исследовалась правомерность наложения на Руненкова В.П. дисциплинарного взыскания в виде выговора.
Суд считает приказ №39 от 25.01.2011г. Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия законным и обоснованным в части применения к В.П. Руненкову дисциплинарного взыскания в виде выговора по следующим основаниям.
Свидетель ГР.Д. суду пояснил, что является Министром лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия. Вопрос вырубки деревьев для строительства второй очереди «биатлонного центра» в г. Саранске рассматривался на заседании Правительства Республики Мордовия. В поручении Первого заместителя Председателя Правительства – Министра финансов Республики Мордовия, данном на планёрке 16.08.2010г., конкретно не было указано, из какого фонда будет производиться вырубка. Для самой вырубки к ним должен был обратиться заказчик или застройщик, но к ним никто не обращался, поэтому он не выяснял, в каком фонде будет вырубка. Поручение давалось ему и Сушкову В.Ф. Для решения вопроса им нужно было выехать на место, осмотреть участок и договориться о порядке выдачи разрешений на вырубку, так как земельный участок, на котором будет производиться вырубка, является пограничным. Но они не выезжали на это место и лес не осматривали, так как в письменном виде к ним никто не обращался. Ему лично неизвестны точные границы участка под вырубку и под строительство биатлонного комплекса, так как это не входит в его полномочия, этим занимается его заместитель. По его мнению ГР.Г., давая разрешение ГОСУКС на вырубку леса, не мог знать, что это – федеральный лес, он дал такое разрешение по указанию своего начальства, полагая, что лес находится на городских землях. Руненков В.П. должен был предупредить ГР.Г. о том, что это – федеральные земли, так как это входило в его полномочия. Он сам узнал о вырубке только из представления прокуратуры. Работы по вырубке велись в течение 1-2 недель, с использованием бензопил, пни затем корчевали, лес вывозили на лесовозах, также применяли трактора и краны. Все эти работы производились на территории, вверенной Руненкову В.П., а точнее – ГКУ «Саранское территориальное лесничество», директором которого он является, поэтому он должен был знать, что на ней происходит, т.б. всё работы производились в непосредственной близости в черте города. Руненков В.П. знал о постановлении, которым на него возложена обязанность лесного контроля. За ненадлежащее выполнение своих обязанностей, повлекшее такие последствия он был наказан. О том, что за вырубленные деревья в лесу ещё и были перечислены деньги Администрации городского округа Саранск в сумме 3115083-13 узнал только в суде.
Свидетель ГР.Г. суду пояснил, что является директором КУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства». Он действительно 09.09.2010г. выдал разрешение №49 ГОСУКС Республики Мордовия на вырубку зелёных насаждений в Юго-Западной части Лесопарка г. Саранска для строительства объекта «Региональный центр спортивной подготовки по биатлону и лыжным гонкам». Работы по строительству комплекса встали, надо было срочно осваивать федеральные деньги и он посчитал, что в другие инстанции не следует обращаться для выдачи такого разрешения. Если бы он чётко знал, что лес, который он разрешил вырубить, является федеральным, то он разумеется не выдал бы разрешения. Но он не знал, что данная территория относится к лесному фонду. Указанные деревья вырезали бензопилами, тралевали, пни корчевали и затем деревья вывозили. Все работы заняли 7-8 дней. На участке присутствовала также рабочая техника: экскаваторы и лесовозы. Затем убрали валежник и сухостой. В обязанности Руненкова В.П. входило остановить незаконную вырубку лесов, находящихся в ведении ГУ «Саранское территориальное лесничество». О том, что вырубка произошла незаконно, он узнал из представления прокуратуры.
В соответствии со статьёй 98 Лесного кодекса Российской Федерации государственный лесной контроль и надзор осуществляются путем охраны лесов от нарушений лесного законодательства (лесной охраны) и проведения проверок соблюдения лесного законодательства.
Государственный лесной контроль и надзор осуществляются органами государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Государственный лесной контроль и надзор могут осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.
На основании п.6 ч.1 ст.83 Лесного кодекса Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление на землях лесного фонда государственного лесного контроля и надзора, государственного пожарного надзора в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 настоящего Кодекса, а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 настоящего Кодекса.
На основании п.3 Постановления Правительства РФ от 22.06.2007 N 394 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного лесного контроля и надзора» государственный лесной контроль и надзор осуществляют Федеральное агентство лесного хозяйства, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственный лесной контроль и надзор могут осуществлять государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации.
Из п.7 указанного Положения следует, что перечень должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, указанных в абзаце втором пункта 3 настоящего Положения, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор и являющихся государственными лесными инспекторами, устанавливается указанными органами.
Приказом Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 26.03.2010г. №207 был установлен перечень должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор в Республике Мордовия, к таким лицам отнесены директора, главные лесничие, инженеры по охране и защите леса, инженеры по лесопользованию, участковые инспектора, лесничие подведомственных министерству территориальных лесничеств – государственные лесные инспектора Республики Мордовия.
Согласно Книге учёта входящей корреспонденции по Саранскому лесхозу главным лесничим ГУ «Саранское территориальное лесничество» был получен данный приказ Минлесхоза РМ, устанавливающий перечень должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль 29.03.2010г. (запись №18), то есть истец знал о том, что он должен осуществлять государственный лесной контроль.
Как следует из п. 3.2.1 и п.1.4 Устава Государственного учреждения «Саранское территориальное лесничество» от 27.07.2010г. и Устава Государственного казённого учреждения «Саранское территориальное лесничество с изменениями, утверждёнными Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 31.12.2010г. №1133 учредителем Учреждения является Республика Мордовия. Учреждение находится в ведении Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия в соответствии с его компетенцией.
В соответствии с п.3.2. Уставов одной из целей Учреждения в пределах закреплённой за ним территории является осуществление государственного лесного контроля и надзора и государственного пожарного надзора в лесах.
В соответствии с пп.1 п.3.3. Устава в соответствии с предметом и целями деятельности Учреждение осуществляет в границах земель лесного фонда, определённых Уполномоченным органом в соответствии с проектными документами лесоустройства государственный лесной контроль и надзор.
В соответствии с п.5.3., 5.4 Уставов директор Учреждения осуществляет свою деятельность на основании настоящего Устава в соответствии с законодательством Российской Федерации, Республики Мордовия, приказами Уполномоченного органа и трудовым договором, заключенным с ним Уполномоченным органом. Директор Учреждения осуществляет общее руководство деятельностью Учреждения, несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на Учреждение функций, подотчётен в своей деятельности Уполномоченному органу. Одним из полномочий директора Учреждения в соответствии с пп.14 п.5.5. Уставов является осуществление государственного лесного контроля и надзора и государственного пожарного надзора в лесах.
Таким образом, судом установлено, что к подотчётной ГУ «Саранское территориальное лесничество» территории относится лесной участок Пригородного лесничества Саранского территориального лесничества, категория земель: леса первой группы, общая площадь 104700000 кв.м. кадастровый номер №, который согласно свидетельству о государственной регистрации права находится в собственности Российской Федерации на основании ст.19 Лесного кодекса Российской Федерации.
Директором ГУ «Саранское территориальное лесничество» является В.П. Руненков.
Являясь работником по трудовому договору и директором ГУ «Саранское территориальное лесничество» как государственного учреждения, подведомственного Министерству лесного хозяйства и природопользования Республики Мордовия, учредителем которого является Республика Мордовия, Руненков В.П. в своей трудовой деятельности обязан соблюдать положения трудового договора, Уставов ГУ и ГКУ «Саранское территориальное лесничество», а также Приказа Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 26.03.2010г. №207, которым на него возлагаются обязанности по осуществлению государственного лесного контроля.
Однако в августе 2010г., когда комиссией по зелёным насаждениям был составлен акт обследования зелёных насаждений в квартале 243, выдел 8 ГУ «Саранское территориальное лесничество», а также в сентябре-октябре 2010г., когда ГОСУКС Республики Мордовия производилась вырубка деревьев и уборка валежника и сухостоя в указанном квартале с использованием бензопил, экскаваторов и лесовозов, мероприятия по лесному контролю и надзору ГУ «Саранское территориальное лесничество» не производились.
Со стороны директора Руненкова В.П. указаний на производство лесного контроля и надзора в данном квартале не поступало.
Напротив, тот факт, что длительные работы по вырубке лесов и в дальнейшем строительство спортивного объекта на землях, введенных ГКУ не были замечены работниками ГКУ вообще, а факт вырубки значительного количества лесных насаждений был отмечен работниками Учреждения только в конце ноября 2010г., свидетельствует о полном бездействии со стороны Учреждения и невыполнении Учреждением уставных функций.
Судом были проверены доводы истца о том, что вырубка леса была разрешена на правительственном уровне Министром лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Шумкиным В.Т.
16.08.2010г. Первым заместителем Председателя Правительства – Министром финансов Республики Мордовия Н.В. Петрушкиным на планёрке было дано поручение Сушкову В.Ф. и Шумкину В.Т. рассмотреть вопрос о выдаче разрешений на вырубку деревьев в районе строительства третьей очереди ЦОПа, лыжно-биатлонного комплекса и принять решение.
Во исполнение указанного поручения 31.08.2010г. Комиссией по обследованию зелёных насаждений был составлен акт №134, которым установлено, что на земельном участке, отведённом под строительство объекта «Региональный центр спортивной подготовки по биатлону и лыжным гонкам Республики Мордовия» произрастают зелёные насаждения в количестве 678 единиц. Для размещения вышеуказанного объекта необходимо удаление зелёных насаждений по данному адресу согласно генерального плана.
В соответствии с указанным актом МУ «Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства» Администрации городского округа Саранск за подписью директора Филева Ю.Г. 09.09.2010г. было выдано разрешение на вырубку зелёных насаждений, а именно ГОСУКС Республики Мордовия было разрешено вырубить зелёные насаждения в количестве 678 деревьев по адресу: г. Саранск, Лесопарк Юго-Западной части г. Саранска, объект «Региональный центр спортивной подготовки по биатлону и лыжным гонкам. II очередь строительства», со сроком действия до 01.11.2010г.
Сам Министр лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Шумкин В.Т., допрошенный в судебном заседании, опроверг утверждение истца о том, что он разрешения на вырубку леса на территории ГКУ «Саранское территориальное лесничество» выдавал, так как к нему с письменным заявлением о предоставлении такого разрешения никто не обращался.
Доводы истца о том, что в его обязанности не входит осуществление лесного контроля на подотчётной территории опровергается также книгой входящей корреспонденции, согласно которой работнику ГУ «Саранское территориальное лесничество» под роспись был вручен приказ Министерства лесного хозяйства и природопользования Республики Мордовия о возложении на директоров территориальных лесничеств обязанности по осуществлению государственного лесного контроля.
Позиция истца по отрицанию обязанности государственного лесного контроля является противоречивой.
Именно приказом Руненкова В.П. как государственным лесным инспектором 11.01.2011г. были объявлены выговоры лесничему Саранского участкового лесничества ГР.В. и леснику обхода №4 Саранского участкового лесничества ГР.Е. в связи с ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, бездействием на протяжении октября, ноября месяцев 2010г. по предотвращению незаконной порубки, по возведению капитального строительства на территории лесного фонда без разрешительных документов. Однако действия по предотвращению незаконной порубки деревьев на вверенной территории являются действиями по охране лесов от нарушений лесного законодательства, то есть в соответствии со ст.98 Лесного кодекса Российской Федерации входят в государственный лесной контроль.
Следовательно, вынося данный приказ, Руненков В.П. фактически признавал тот факт, что на работниках Учреждения, то есть и на Учреждении в целом, и на нём как директоре лежит обязанность по осуществлению государственного лесного контроля.
В соответствии со ст.192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:
1) замечание;
2) выговор;
3) увольнение по соответствующим основаниям.
В связи с чем суд считает, что дисциплинарное взыскание в виде выговора приказом Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 25.01.2011г. №39 было наложено на Руненкова В.П. совершенно обоснованно. Поэтому в данной части суд оставляет исковые требования Руненкова В.П. без удовлетворения.
Вместе с тем, суд не считает законным пункт 2 приказа о предупреждении Руненкова В.П. об увольнении в случае повторного нарушения служебных обязанностей.
По смыслу статей 192, 193 ТК Российской Федерации за один дисциплинарный проступок может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. К Руненкову В.П. фактически пунктом 2 приказа от 25.01.2011г. примерено второе дисциплинарное взыскание (замечание) за тот же самый дисциплинарный проступок, так как основанием для включения в приказ пункта 2 явилась необходимость сделать Руненкову В.П. замечание о недопустимости повторного нарушения им трудовых обязанностей.
В связи с чем суд считает необходимым исковые требования Руненкова В.П. в данной части удовлетворить, признать незаконным и отменить приказ Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия от 25.01.2011г. №39 в части предупреждения Руненкова В.П. о применении увольнения в случае повторного нарушения служебных обязанностей.
Руководствуясь статьями 98, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Руненкова Владимира Павловича к Министерству лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия о признании незаконным приказа №39 от 25.01.2011г. о привлечении к дисциплинарной ответственности в форме выговора удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить приказ Министра лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Республики Мордовия №39 от 25.01.2011г. в части предупреждения Руненкова Владимира Павловича о применении увольнения в случае допущения повторного нарушения служебных обязанностей без уважительных причин.
В остальной части иска Руненкову Владимиру Павловичу отказать.
На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Ленинского районного суда г. Саранска С.Ю. Надёжина