Дело № 2-4586/2018
66RS0003-01-2018-004150-34
Мотивированное решение изготовлено 07 августа 2018 года
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 02 августа 2018 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при секретаре Федишевой Н.И., с участием истца Калининой Г.М., представителя ответчика Лобунец А.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калининой Галины Михайловны к Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга о возврате излишне уплаченного налога,
УСТАНОВИЛ:
Калинина Г.М. обратилась в суд с иском к ИФНС России по Кировскому району г.Екатеринбурга, в обоснование которого указала, что в ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга ей была подана декларация о доходах физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2014 год с целью получения налогового вычета. Через два месяца подано заявление о возврате излишне уплаченного налога с указанием реквизитов банковского счета. Решением от 23 марта 2018 года в возврате налога Калининой Г.М. отказано, поскольку обращение последовало по истечении трехлетнего срока. Считает, что поскольку декларация подана в трехлетний срок, то срок не пропущен. При этом декларация должна расцениваться как заявление о возврате излишне уплаченного налога. Просит признать незаконным решение ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга от 23 марта 2018 года № 1675 об отказе в осуществлении возврата излишне уплаченного налога, обязать ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга устранить допущенное нарушение прав посредством вынесения решения о возврате излишне уплаченного налога на доходы физических лиц за 2014 год в сумме 11702 рубля, взыскать с ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга сумму оплаченной государственной пошлины 300 рублей.
Определением от 02 августа 2018 года к производству суда принято уточнение исковых требований. Калинина Г.М. просит восстановить срок на подачу заявления на возврат налога.
В судебном заседании Калинина Г.М. требования и доводы с учетом уточнений поддержала.
Представитель ответчика Инспекции ФНС России по Кировскому району
г. Екатеринбурга Лобунец А.Р., действующая по доверенности от 18 января 2018 года, против удовлетворения требований возражала. Пояснила, что у налогового органа отсутствует право на восстановление срока на подачу заявления о возврате налога. С момента уплаты налога и подачи заявления прошло более трех лет.
Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. ст. 21 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов.
Согласно п. 1 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Как следует из п. 6 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Частью 3 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам.
Исходя из данных положений закона, в том числе, именно с момента извещения налогоплательщика налоговым органом о факте переплаты, налогоплательщику становится известно о факте переплаты соответствующего налога, а, следовательно, начинают течение сроки, установленные ст. ст. 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что 14 декабря 2017 года Калининой Г.М. подана налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2014 год.
20 февраля 2018 года Калининой Г.М. в ИФНС России по Кировскому району г.Екатеринбурга подано заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога в размере 11702 рубля за 2014 год.
Доказательств тому, что подобное заявление подавалось истцом ранее указанной даты, не имеется.
Решением заместителя начальника ИФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга от 23 марта 2018 года № 1675 в возврате налога в размере 11702 рубля отказано на основании подачи заявления по истечении трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации).
Факт наличия переплаты в указанном размере не оспаривается ответчиком.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 июня 2001 года № 173-О, в котором Конституционный Суд Российской Федерации признал, что норма, изложенная в пункте 8 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации, направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов.
Одновременно, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (то есть трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (пункт 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Трехлетний срок, установленный в ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирует сроки обращения заявителя в налоговый орган и не является сроком давности. Кроме того, нормативное положение, адресованное налоговым органам, не содержит оснований для ограничения конституционных прав граждан, в том числе права на судебную защиту.
Общий срок исковой давности в три года установлен ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации. Течение срока исковой давности определено п. 1 ст. 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая предусматривает его исчисление со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.
Декларация по форме 3-НДФЛ подана Калининой Г.М. в пределах трехлетнего срока – 14 декабря 2017 года. Как пояснила Калинина Г.М. в судебном заседании, она полагала, что сам факт подачи декларации свидетельствует о том, что заявитель желает получить возврат суммы налога. Полагала, что достаточно самого факта подачи декларации. Данная позиция истца является ошибочной, основанной на неверном толковании норм права. Однако указанное также и свидетельствует о наличии уважительных причин для пропуска срока на подачу заявления о возврате налога.
В соответствии с Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 21 июня 2001 года № 173-О, статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующая порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, предусматривает, что налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта (пункт 3); сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика (пункт 7), которое может быть им подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (пункт 8), что порождает обязанность налогового органа в течение месяца со дня подачи заявления возвратить сумму излишне уплаченного налога, если иное не установлено данным Кодексом (пункт 9).
Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на возврат излишне уплаченного налога 11702 рубля, срок подлежит восстановлению. При этом решение налогового органа на момент вынесения является законным, поскольку законодательно у налогового органа отсутствует право на восстановление такого срока самостоятельно.
В силу ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования Калининой Галины Михайловны к Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга о возврате излишне уплаченного налога удовлетворить.
Вернуть Калининой Галине Михайловне излишне уплаченный налог в размере 11702 рубля.
Взыскать с Инспекции ФНС России по Кировскому району г. Екатеринбурга в пользу Калининой Галины Михайловны государственную пошлину 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г.Екатеринбурга в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.В. Войт