№
УИД: 63RS0№-29
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
16 мая 2019 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - ВРИО руководителя Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области Филипенко В.М. по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
В отношении должностного лица – врио руководителя Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области Филипенко В.М., заместителем руководителя Управления Министерства культуры РФ по Приволжскому федеральному округу составлен протокол об административном правонарушении от 02.04.2019 года, согласно которому Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области нарушен порядок рассмотрения акта государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Особняк Сурошникова, 1907 г., арх. Щербачев А.А.», расположенный по адресу: <адрес>. Таким образом, Врио руководителя У. охраны объектов культурного наследия <адрес> совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.7.13 КоАП.
В судебном заседании представитель Филипенко В.М. возражал против привлечения Филипенко В.М. к административной ответственности по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Представитель Управления Министерства культуры РФ по Приволжскому федеральному округу в судебное заседание не явился, просил проинформировать управление о результатах рассмотрения дела об административных правонарушениях.
Выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ, в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении, выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с ч.1 ст.7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Согласно ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ У. Минкультуры России ПФО в отношении У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> проведена внеплановая документарная и выездная проверка полноты и качества осуществления переданных Российской Федерацией полномочий в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в ходе которой были выявлены нарушения требований законодательства.
В рамках указанной проверки в деятельности регионального органа охраны памятников, в том числе, были выявлены нарушения, а именно: У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> нарушен порядок рассмотрения акта государственной историко-культурной экспертизы научно-проектной документации для проведения ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Особняк Сурошникова, 1907 г., арх. Щербачев А.А.», расположенный по адресу: <адрес>.
В соответствии с п.4 ст.32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» заключение историко-культурной экспертизы, оформленное в виде акта, подлежит обязательному размещению федеральным органом охраны объектов культурного наследия, региональным органом охраны объектов культурного наследия на официальных сайтах указанных органов охраны объектов культурного наследия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Порядок проведения государственной историко-культурной экспертизы определяется положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В нарушение п.30 Положения орган охраны объектов культурного наследия, не разместил на официальном сайте в сети «Интернет» сводку предложений, поступивших во время общественного обсуждения заключения экспертизы, с указанием позиции, в течение 10 рабочих дней со дня окончания общественного обсуждения. Акт государственной историко-культурной экспертизы по объекту культурного наследия федерального значения «Особняк Сурошникова, 1907 г., арх. Щербачев А.А» выполненный ДД.ММ.ГГГГ экспертами Яковлевой О.Б., Малиховой Н.Г., Вострокнутовой О.Ю., а размещен на официальном сайте в сети «Интернет» У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.3.1 Положения об У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, У. возглавляет руководитель У., назначаемый на должность и освобождаемый от должности <адрес>. Руководитель осуществляет руководство деятельностью У. на принципах единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на У. задач и осуществление им своих полномочий.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № врио руководителя У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> назначен Филипенко В.М.
Согласно положениям статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведётся такое дело. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Гарантии прав лица, привлекаемого к административной ответственности при производстве по делу об административном правонарушении, установлены частью 3 статьи 28.2 КоАП РФ: при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе; указанным лицам должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении, они вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Положениями ст.28.2 КоАП РФ предусмотрено, что административный орган обязан предоставить привлекаемому к административной ответственности лицу возможность реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой Кодекса.
Составление протокола об административном правонарушении представляет собой процессуальное действие в рамках административной процедуры, завершающее формирование доказательственной основы, которая в дальнейшем может лишь корректироваться с учётом доводов, выдвигаемых участниками административного производства при рассмотрении дела об административном правонарушении и обжаловании решения административного органа.
По смыслу части 2 статьи 26.2 и части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, как протокол, так и содержащиеся в нем объяснения и сведения являются основными средствами доказывания по делам об административных правонарушениях.
Таким образом, при составлении протокола об административном правонарушении должностные лица, уполномоченные на это действие, обязаны обеспечить соблюдение прав лица, в отношении которого составляется протокол, в частности, заблаговременно известить это лицо о времени и месте составления протокола по конкретному составу правонарушения, независимо от того, когда он составляется.
Не извещение лица, привлекаемого к административной ответственности о времени и дате составления протокола об административном правонарушении является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку лицо, привлекаемое к ответственности, в таком случае лишается предоставленных Кодексом процессуальных прав и гарантий защиты: прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений и представления доказательств, на заявление ходатайств и отводов, использованию юридической помощью защитника.
Из материалов дела следует, что У. Минкультуры России ДД.ММ.ГГГГ в 17-46 час. на имя руководителя культурного наследия <адрес> Филипенко В.М. по электронной почте направлено уведомление о предложении явки ДД.ММ.ГГГГ, в 16-30 часов по адресу: <адрес> для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ.
Иных доказательств уведомления У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> о времени и месте составления протокола не имеется.
ДД.ММ.ГГГГ Врио руководителя У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> Филипенко В.М. направил в адрес У. Минкультуры России по ПФО письмо с ходатайством о переносе даты составления протокола в связи с отсутствием возможности прибыть к обозначенному времени ввиду территориальной отдаленности.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя У. М. культуры РФ по Приволжскому федеральному округу в отсутствие представителя У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ в отношении Филипенко В.М.
Принимая во внимание время получения У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> уведомления о времени и месте составления протокола, а также территориальную удалённость места нахождения административного органа в городе Нижний Новгород, суд считает, что объём предоставленного времени лицу, привлекаемому к административной ответственности, не может быть признано достаточным и разумным, в связи с чем, у ВРИО руководителя У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> отсутствовала реальная возможность воспользоваться своими правами и обеспечить явку представителя на составление протокола по делу об административном правонарушении.
Надлежащим извещением может быть признано только извещение, направленное заблаговременно и обеспечивающее привлекаемому к ответственности лицу возможность осуществления предоставляемых КоАП РФ процессуальных прав и гарантий, в том числе на представление возражений, а также доказательств и дополнительных материалов по делу.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, составлен в отношении ВРИО руководителя У. государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> в отсутствие его представителя с нарушением требований, предусмотренных статьей 28.2 названного Кодекса. Лицу, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, не были созданы необходимые условия для реализации права на непосредственное участие при составлении протокола об административном правонарушении.
Указанное нарушение является существенным, влекущим нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении.
Следовательно, протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, и не мог быть использован судом при вынесении постановления.
В силу ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о назначении административного наказания либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.24.5 настоящего Кодекса.
Согласно ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Принимая во внимание, что, представленные доказательства не свидетельствуют о совершении ВРИО руководителя Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области Филипенко В.М. административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. п. 2 ч.1 ст. 24.5, 29.9 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении ВРИО руководителя Управления государственной охраны объектов культурного наследия <адрес> Филипенко В.М. (<адрес>) по факту совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст.7.13 КоАП РФ, прекратить по п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение 10 суток с момента получения постановления через Ленинский районный суд <адрес>.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья