Дело № 2-448/2020 копия
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 ноября 2020 года. п.Октябрьский Пермского края
Октябрьский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Лямзиной Т.М.,
при секретаре Плясуновой О.С.,
с участием пом. прокурора Октябрьского района Пермского края Чикурова Н.Н.,
ответчика – индивидуального предпринимателя Лоншакова ФИО8
представителя третьего лица – ООО ПКФ «Стройлес» Сысолова ФИО9.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Лоншакову ФИО10 об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического и пожарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района Пермского края обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к предпринимателю Лоншакову ФИО11. (далее – ИП Лоншаков ФИО12.) об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического и пожарного законодательства. С учетом уточненных исковых требований указал, что прокуратурой района в августе-сентябре 2020 года проведена проверка исполнения законодательства в сфере лесопользования, законодательства об отходах производства и потребления, законодательства об охране вод и атмосферного воздуха, земельного законодательства, законодательства о пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства в деятельности ИЛ Лоншакова ФИО13. и ООО «ПКФ «Стройлес», в ходе которой установлено, что ИП Лоншаков ФИО14. и ООО «ПКФ «Стройлес» осуществляют деятельность по лесозаготовке, в том числе распиловке и строганию древесины по адресу: <адрес> и <адрес>.
На территории пункта переработки древесины расположены следующие объекты недвижимости: цех по переработке древесины № (<адрес>), цех по переработке древесины № (<адрес>), цех по переработке древесины № (<адрес>), цех по переработке древесины № (<адрес>), гараж (<адрес>), открытая площадка для складирования готовой продукции.
Указанные объекты недвижимости принадлежат на праве собственности ООО «ПКФ «Стройлес» и переданы по договорам аренды ИП Лоншакову ФИО15
В ходе проверки прокуратурой установлены нарушения санитарно-эпидемиологического и пожарного законодательства.
Просит обязать ИП Лоншакова ФИО16 срок до ДД.ММ.ГГГГ определить и согласовать в установленном порядке классы опасности отходов по степени воздействия на человека и окружающую среду, а также разработать и утвердить в установленном порядке проект санитарно-защитной зоны; проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с инвентаризацией всех источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с качественной и количественной характеристикой каждого из них и получить положительное санитарно-эпидемиологического заключение на проект предельно допустимых выбросов; программу контроля за загрязнением атмосферного воздуха (на границе санитарно-защитной зоны предприятия и на границе жилой застройки), в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарного законодательства на пункте переработки древесины по адресу: <адрес> и <адрес>, 19, а именно: обеспечить на территории открытых складов лесоматериалов адресной электрической пожарной сигнализацией с ручными пожарными извещателями; обеспечить источники наружного противопожарного водоснабжения необходимым запасом воды для нужд пожаротушения из расчета расхода воды 15 л/с и продолжительности тушения пожара 3 часа; обеспечить оповещение о пожаре в зданиях и навесах складов лесоматериалов, а на территории открытых складов - по громкоговорящей распорядительно-поисковой диспетчерской связи, звуковой сигнализации.
Пом. прокурора Октябрьского района Чикуров Н.Н. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал, по существу изложил доводы, содержащиеся в исковом заявлении.
Ответчик ИП Лоншаков ФИО17 в судебном заседании исковые требования признал.
Представитель третьего лица – ООО ПКФ «Стройлес» Сысолов ФИО18. в судебном заседании требования прокурора признал в полном объеме, указав, что часть нарушений устранена, в настоящее время ведется активная работа по устранению всех выявленных прокуратурой нарушений.
Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные письменные доказательства, считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - «Закон») граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно выписке из Единого государственного реестра об объекте недвижимости земельный участок с кадастровым номером № расположен по адресу <адрес>, площадью 8665+/-6 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - объекты промышленного и коммунально - складского назначения. На данном земельном участке расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами №, № (л.д. 91-92).
Согласно договору купли-продажи № от ДД.ММ.ГГГГ Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Пермском крае передало в собственность ООО ПКФ «Стройлес» земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью 8665 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, вид разрешенного использования – объекты промышленного и коммунально - складского назначения (л.д. 88-90)
Данный земельный участок передан ООО ПКФ «Стройлес» на основании акта приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 93).
ООО ПКФ «Стройлес» является собственником следующих объектов недвижимости: земельный участок для содержания здания тракторного гаража, категории земель населенных пунктов, площадью 974 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; земельный участок из земель населенных пунктов, для содержания склада, площадью 559 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №; земельный участок из земель населенных пунктов для содержания здания пагонажного цеха, площадью 1066 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №, земельный участок из земель населенных пунктов для содержания здания тракторного гаража, площадью 974 кв.м., расположенный по адресу <адрес> кадастровый №, земельный участок из земель населенных пунктов для объектов промышленного и коммунально-складского назначения, площадью 4122+/-13 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №, здание тракторного гаража, площадью 973,7 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, кадастровый (условный) № здание погонажного цеха, площадью 450,5 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, кадастровый (условный) №, здания гаража, площадью 719,1 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, кадастровый №, здания склада, площадью 446,7 кв.м., расположенного по адресу <адрес>, кадастровый (условный) №/А, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права и выпиской из Единого государственного реестра об объекте недвижимости (л.д. 87, 94, 95,96, 97-98, 99, 100,101, 102).
Согласно договоров аренды, заключенных ДД.ММ.ГГГГ между ООО ПКФ «Стройлес» и ИП Лоншаковым ФИО19 последнему предоставлены на условиях аренды здание склада, площадью 446,7 кв.м., по адресу <адрес>, здание тракторного гаража, площадью 973,7 кв.м., по адресу <адрес>, здание гаража, площадью 954,1 кв.м., по адресу <адрес>, здание гаража, площадью 719,1 кв.м., по адресу <адрес>, здания погонажного цеха, площадью 450,5 кв.м., по адресу <адрес> (л.д. 103-104, 105-106, 107-108, 109-110, 111-112).
В соответствии с п.п. 3.2.5-3.2.9 указанных договоров арендатор обязан при пользовании объектом соблюдать правила пожарной безопасности (Постановление Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме"), соблюдать отраслевые требования СанПиН, соблюдать локальные отраслевые правила по охране труда и техники безопасности. Выполнять предписания и указания контролирующих органов (технический надзор, санитарный надзор, пожарный надзор). Проводить за свой счет техническую экспертизу и технические осмотры Объекта, принимать своевременные меры по устранению замечаний. Эксплуатировать объект после вынесения решения контролирующих органов и получения письменного заключения этих органов на эксплуатацию данного Объекта (в том числе механизмы и оборудование). Прекратить использование Объекта в случае возникновения опасности для жим здоровья людей.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - «Закон») граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 11 Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Часть 1 статьи 20 Закона регламентирует, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
В силу ч. 1 ст. 24 Закона при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические
(профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 статьи 32 Закона производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.
В соответствии с п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны:
- разрабатывать и осуществлять планы организационно - технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам;
- обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов;
- обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта;
- получать санитарно - эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта);
- обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно - защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами;
- информировать органы и учреждения государственной санитарно -эпидемиологической службы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций;
- выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно - эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил.
Южным филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Пермском крае» ДД.ММ.ГГГГ проведено санитарно-эпидемиологического обследования территории жилого дома по адресу: <адрес> близлежащей территории, в ходе которого установлено, следующее:
- объекты производственной базы ИП Лоншакова ФИО20 и ООО «ПКФ «Стройлес», согласно публичной кадастровой карте расположены на расстоянии менее 100 м. от ближайших жилых домов, что не соответствует требованиям п. 5.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, п. 2.1. СанПиН 2.1.2.2645-10, а также п. 2.2. СанПиН 2.1.2.2645-10;
- у ИП Лоншакова ФИО21 отсутствуют:
- проект санитарно-защитной зоны, что не соответствует требованиям п. 2 ст. 11, п. 4 ст. 12, ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 3.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п.п. 3.1.6., 3.1.7., 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест»;
- проект предельнодопустимых выбросов (ПДВ) загрязняющих веществ в атмосферный воздух с инвентаризацией всех источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с качественной и количественной характеристикой каждого из них;
- положительное санитарно-эпидемиологическое заключение на проект ПДВ, что является нарушением требований п.п. 4.1.1., 4.2.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест», п. 3 ст. 11, ст. 20 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;
- разработанная программа контроля за загрязнением атмосферного воздуха (на границе санитарно-защитной зоны предприятия и на границе жилой застройки), что не соответствует требованиям ст. 11, п. 4. ст. 20, п. 1. ст. 32 Федерального закона № ФЗ-52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4.1.1. СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
ИП Лоншаковым ФИО22 не определен класс опасности по степени воздействия отходов на человека и окружающую среду при осуществлении производственной деятельности, что подтверждается отсутствием заключения о классе опасности отходов в нарушение требований п. 2.3. СанПиН 2.1.7.1322-03, ст. 14 ФЗ-89 от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», не осуществляется производственный лабораторный контроль за загрязнением атмосферного воздуха (на границе санитарно-защитной зоны предприятия и на границе жилой застройки), протоколы лабораторного контроля не предоставлены, что не соответствует требованиям ст. 11, п. 4 ст. 20, п. 1 ст. 32 Федерального закона № ФЗ-52 от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 2.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», п. 4.1.1., 5.1 СанПиН 2.1.6.1032-01 «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест» (л.д. 73-77).
Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее Правила), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Также ИП Лоншаковым ФИО23 допущены нарушения требований пожарной безопасности на пункте переработки древесины, расположенном в <адрес>, что подтверждается справкой начальника 25 Отдела надзорной деятельности и профилактики работы по Октябрьскому городскому округу и Уинскому муниципальному округу управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Пермскому краю (л.д. 67-68).
Таким образом, учитывая изложенное, а также признание иска ответчиком, суд полагает, что требования прокурора Октябрьского района в защиту интересов Российской Федерации, неопределенного круга лиц к ИП Лоншакову ФИО24. об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического и пожарного законодательства подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд считает срок указанный прокурором разумным и необходимым для устранения установленных нарушений.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования прокурора Октябрьского района Пермского края в защиту интересов неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Лоншакову ФИО25 об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического и пожарного законодательства – удовлетворить.
Возложить обязанность на индивидуального предпринимателя Лоншакова ФИО26 (ОГРНИП №, ИНН №), осуществляющего производственную деятельность по адресу: <адрес> и <адрес>, 19, в срок до ДД.ММ.ГГГГ определить и согласовать в установленном порядке классы опасности отходов по степени воздействия на человека и окружающую среду, а также разработать и утвердить в установленном порядке:
- проект санитарно-защитной зоны;
- проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с инвентаризацией всех источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу с качественной и количественной характеристикой каждого из них и получить положительное санитарно-эпидемиологического заключение на проект предельно допустимых выбросов;
- программу контроля за загрязнением атмосферного воздуха (на границе санитарно-защитной зоны предприятия и на границе жилой застройки).
Возложить обязанность на индивидуального предпринимателя Лоншакова ФИО27 (ОГРНИП №, ИНН №) в срок до ДД.ММ.ГГГГ устранить нарушения требований пожарного законодательства на пункте переработки древесины по адресу: <адрес> и <адрес>, 19, а именно:
- обеспечить на территории открытых складов лесоматериалов адресной электрической пожарной сигнализацией с ручными пожарными извещателями;
- обеспечить источники наружного противопожарного водоснабжения необходимым запасом воды для нужд пожаротушения из расчета расхода воды 15 л/с и продолжительности тушения пожара 3 часа;
- обеспечить оповещение о пожаре в зданиях и навесах складов лесоматериалов, а на территории открытых складов - по громкоговорящей распорядительно-поисковой диспетчерской связи, звуковой сигнализации;
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Октябрьский районный суд Пермского края в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 12 ноября 2020 года.
Председательствующий Т.М. Лямзина
Судья:
Секретарь судебного заседания:
Подлинный документ находится в производстве Октябрьского районного суда Пермского края и подшит в деле 2-448/2020