№ 2-2481/2021
70RS0004-01-2021-001844-57
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2021 г. Советский районный суд города Томска в составе
председательствующего Шукшиной Л.А.
при секретаре Мадьяровой Н.В.,
с участием:
представителей истца Назаревича И.В. – Штукина А.Н., Струк М.А., действующих на основании доверенности от 23.03.2021 сроком на один год,
представителя ответчика ООО «Томскгеонефтегаз»» Федорова Н.А., действующего на основании доверенности № 2 от 11.01.2021 сроком по 31.12.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Назаревича Игоря Вячеславовича к обществу с ограниченной ответственностью «Томскгеонефтегаз» о взыскании компенсаций за расторжение трудового договора, неиспользованный отпуск, процентов за нарушение сроков выплаты заработной платы,
установил:
Назаревич И.В. обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Томскгеонефтегаз» о взыскании компенсаций за расторжение трудового договора, неиспользованный отпуск, процентов за нарушение сроков выплаты заработной платы за расторжение трудового договора.
В обоснование требований указал, что 01.09.2016 между сторонами был заключен трудовой договор, по условиям которого истец был принят на работу на должность Генерального директора с окладом 260000 руб. Дополнительным соглашением от 03.08.2019 трудовой договор был продлен на три года – до 01.09.2022, однако 03.03.2021 был расторгнут по инициативе уполномоченного органа. После расторжения трудового договора ответчиком в нарушение ст. 140 ТК РФ не произведен окончательный расчет перед истцом. По условиям п. 3.6 трудового договора в случае прекращения трудового договора с работником ему выплачивается компенсация в размере 100 среднемесячных заработков. Ссылаясь на ст. 279 ТК РФ истец, с учетом изменения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит взыскать с ООО «Томскгеонефтегаз» компенсации за расторжение трудового договора в размере 31027575, 00 рублей, за неиспользованный отпуск в количестве 139 дней в размере 1167 рублей 14 копеек, проценты за нарушение срока их выплат в размере 571800, 69 рублей.
Истец Назаревич И.В. в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.
Суд, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, определил о рассмотрении дела в отсутствии неявившегося ответчика.
Представители истца в судебном заседании иск поддержали, пояснили, что Назаревич И.В. работал в организации с 01.09.2016 года. При этом с ним ранее неоднократно заключались срочные трудовые договоры. После заключения договора, ему предоставлялись отпуска за 2013 – 2015 годы, т.е предшествующие периоды. В части установленной компенсации при увольнении злоупотреблений правом со стороны истца не имеется.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, пояснил, что Назаревич И.В. действительно осуществлял трудовую деятельность в ООО «Томскгеонефтегаз» с установлением ему должностного оклада в размере 250000 рублей. Согласно решению единственного участника общества – ООО ... Назаревич И.В. был досрочно освобожден от занимаемой должности по п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ без указания мотивов. Включение в трудовой договор условий о выплатах в размере 100 окладов не отвечает принципам соразмерности и является злоупотреблением правом со стороны истца. Просил учесть и неблагополучное материальное положение организации. Размер компенсации за неиспользованный отпуск равняется 74 дням (117 начисленных - 43 оплаченных) из расчета за один день отпуска в размере 12 107,14 рублей.
Суд, заслушав участников процесса, изучив письменные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Правовое регулирование труда руководителя организации осуществляется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее - ТК РФ), другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором (часть первая статьи 273, статья 274 ТК РФ).
Положения главы 43 ТК РФ "Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации" распространяются на руководителей организаций (директоров, генеральных директоров и др., временные единоличные исполнительные органы хозяйственных обществ и др.) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности за исключением тех случаев, когда руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества (например, руководитель частного учреждения, которое создано им самим).
В силу пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об общества с ограниченной ответственностью" к компетенции общего собрания участников общества относится образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий, если уставом общества решение указанных вопросов не отнесено к компетенции совета директоров.
Согласно статье 40 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества.
Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества.
В соответствии с разделом 11 Устава ООО «Томскгеонефтегаз» в обществе действует Совет директоров. Пунктом 11.2.2. Устава установлено, что к компетенции Совета директоров относится установление размера вознаграждения и денежных компенсаций Единоличному исполнительному органу Общества, Генеральному директору, членам коллегиального исполнительного органа, управляющему. Как установлено ч. 3 п. 10.2 Устава к исключительной компетенции участника Общества относится назначение Генерального директора Общества и досрочное прекращение его полномочий, единоличного исполнительного органа управляющего и условий договора с ним.
В судебном заседании установлено, что 01.09.2016 между ООО «Томскгеонефтегаз» в лице председателя Совета директоров ... и Назаревичем И.В. был заключен трудовой договор по работе, по условиям которого истец избран на должность генерального директора.
Заработная плата установлена в соответствии с п. 3.1 трудового договора 250000 руб. и районный коэффициент 1,3. По условиям п. 3.6 трудового договора в случае истечения срока действия трудового договора, досрочного расторжения трудового договора по инициативе Общего собрания участников Общества или по инициативе временно исполняющего обязанности генерального директора ему выплачивается компенсация в размере ста среднемесячных заработков.
Приказом от 03.03.2021 трудовой договор с Назаревичем И.В. прекращен по п. 2 ч. 1 ст. 278 ТК РФ (в связи с принятием решения уполномоченным органом) без указания мотивов увольнения, с выплатой в соответствии со ст. 127 ТК РФ заработной платы, денежной компенсацией за неиспользованный отпуск в количестве 43 календарных дней, что подтверждается соответствующими платежными поручениями и стороной истца не оспаривается.
В силу статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 278 настоящего Кодекса при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя ему выплачивается компенсация в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Как разъяснено в абзаце втором пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 г. N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации", прекращение трудового договора с руководителем организации по основанию, установленному пунктом 2 статьи 278 Трудового кодекса Российской Федерации, не является мерой юридической ответственности и не допускается без выплаты ему компенсации, предусмотренной статьей 279 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 140 Трудового кодекса Российской Федерации при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Как установлено судом, истец был уволен с должности генерального директора по решению уполномоченного органа юридического лица, при увольнении ему не была выплачена компенсация при прекращении трудового договора с руководителем организации, компенсация за неиспользованный отпуск выплачена не в полном объеме.
Вместе с тем, в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" обращено внимание на то, что при реализации гарантий, предоставляемых Трудовым кодексом Российской Федерации работникам в случае расторжения с ними трудового договора, должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 г. N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации" при рассмотрении исков руководителей организаций, членов коллегиальных исполнительных органов организаций о взыскании выходных пособий, компенсаций и (или) иных выплат в связи с прекращением трудового договора суду необходимо проверить соблюдение требований законодательства и иных нормативных правовых актов при включении в трудовой договор условий о таких выплатах.
В соответствии с пунктом 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июня 2015 г. N 21 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении законодательства, регулирующего труд руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации" судам необходимо иметь в виду, что размер компенсации, предусмотренной статьей 279 ТК РФ при прекращении трудового договора по пункту 2 статьи 278 ТК РФ, определяется трудовым договором, то есть соглашением сторон, а в случае возникновения спора - судом.
В случае возникновения спора о ее размере размер компенсации определяется судом исходя из целевого назначения данной выплаты, направленной на предоставление защиты от негативных последствий, которые могут наступить для уволенного руководителя организации в результате потери работы, но не ниже его трехкратного среднего месячного заработка (часть первая статьи 279 ТК РФ).
Из приведенных нормативных положений трудового законодательства в их системной взаимосвязи и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что установленная работнику трудовым договором оплата труда, включая выходное пособие, компенсации и иные выплаты в связи с прекращением заключенного с ним трудового договора, должны быть предусмотрены законом или действующей у работодателя системой оплаты труда, устанавливаемой коллективным договором, соглашениями, другими локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При установлении в трудовом договоре с конкретным работником названных выплат должны учитываться законные интересы организации, других работников, иных лиц, то есть должен соблюдаться общеправовой принцип недопустимости злоупотребления правом.
При принятии решения о размере компенсации суд учитывает фактические обстоятельства дела, так, длительность периода работы истца в должности руководителя организации, время, остающееся до истечения срока действия трудового договора (1 год), то, что размер испрашиваемой компенсации не соответствует действующей в организации системы оплаты труда, носит произвольный характер, финансовое положение ООО «Томскгеонефтегаз», наличие у него высокой задолженности перед государственными внебюджетными фондами, по исполнительным производствам и приходит к выводу о её снижении до трехкратного размера, что составляет, с учетом районного коэффициента 975 000 рублей (250000*3+30%).
Частью 1 ст. 127 ТК РФ установлено, что при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. В случае спора о размерах сумм, причитающихся работнику при увольнении, работодатель обязан не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете, выплатить не оспариваемую им сумму.
В силу части 1 статьи 122 Трудового кодекса Российской Федерации оплачиваемые отпуска должны предоставляться сотрудникам ежегодно, то есть в каждом рабочем году.
Из приведенных нормативных положений следует, что в случае увольнения работника, не использовавшего по каким-либо причинам причитающиеся ему отпуска, работодатель обязан выплатить такому работнику денежную компенсацию за все неиспользованные отпуска. Расчет этой компенсации производится исходя из заработной платы работника, размер которой, по общему правилу, устанавливается в трудовом договоре, заключенном между работником и работодателем в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда, и должен соответствовать нормативным положениям статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации и постановлению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922 "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы".
В период работы у ответчика истец не реализовал свое право на ежегодный оплачиваемый отпуск, исходя из установленной продолжительности ежегодного основного отпуска 28 календарных дней, дополнительного – 16 дней (согласно трудового договора) в количестве 117 дней, что подтверждается представленными графиками отпусков, табелями учета рабочего времени, приказами о предоставлении отпусков, расчетом.
При этом, компенсация за неиспользованный отпуск за 43 дня в размере 526 844,32 рублей была произведена ответчиком.
Данный факт подтверждается и не оспаривается ответчиком заверенными копиями расчетных листков, инкассовыми поручениями на сумму № 173247 от 05.03.2021 г. - 179 075,33 руб., № 305908 от 28.04.2021г. -179075,34 руб., № 503581 от 25.05.2021 г. – 294 929,92 руб., а также постановлениями о распределении денежных средств от 23.04.2021 г. на сумму 307 887,34 руб., от 27.04.2021 г. - на сумму 48 997,48 руб.).
Соответственно, размер компенсации за неиспользованный отпуск за 74 дня (117 неиспользованных - 43 оплаченных), составляет 895 928,36 рублей исходя из среднего заработка в размере 12 107,14 рублей за один день (3723309, 05 рублей заработная плата за последний год (307, 53 дней) и подлежит взысканию с ответчика.
Согласно ст. 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка РФ от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплате по день фактического расчета включительно.
Указанная обязанность работодателя является безусловной и не зависит от его вины.
Периодом просрочки выплаты дополнительной компенсации является заявленный истцом период с 03.03.2021 по 13.07.2021, размер процентов составит 80262 рублей 82 копеек, исходя из следующего расчета:
с 04.03.2021 по 25.03.2021 – 9541, 73 руб. (1870 928 рублей 36 копеек (общая сумма) х 4, 25% / 300 х 18 (календарных дней);
с 22.03.2021 по 25.04.2021 –19644, 65 руб. (1870 928 рублей 36 копеек х 4, 5% / 300 х 35);
с 26.04.2021 по 14.06.2021 –31182, 14 руб. (1870 928 рублей 36 копеек х 5% / 300 х 50);
с 15.06.2021 по 13.07.2021 –19894, 20 руб. (1870 928 рублей 36 копеек х 5, 5% / 300 х 29).
Тем самым, в пользу истца с ответчика подлежит взысканию компенсация за досрочное расторжение трудового договора в размере 975 000 рублей, компенсация за неиспользованные отпуска в размере 895928 рублей, компенсацию за несвоевременно выплаченную заработную плату за период с 03.03.2021 по 13.07.2021 в размере 80262 рублей 82 копеек.
В силу подпункта 8 п. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 Налогового кодекса РФ, государственная пошлина уплачивается ответчиком пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.
Исчисленная в соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ государственная пошлина в размере 17554 рублей 64 копеек подлежит взысканию с ответчика в доход муниципального образования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Назаревича Игоря Вячеславовича удовлетворить частично.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Томскгеонефтегаз» (ИНН 7017268432) в пользу Назаревича Игоря Вячеславовича задолженность по заработной плате в размере 1870928 рублей 36 копеек, из которых: компенсация за досрочное расторжение трудового договора в размере 975 000 рублей, компенсация за неиспользованные отпуска в размере 895928 рублей,
кроме того взыскать компенсацию за несвоевременно выплаченную заработную плату за период с 03.03.2021 по 13.07.2021 в размере 80262 рублей 82 копеек.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Томскгеонефтегаз» (ИНН 7017268432) в доход муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 17554 рублей 64 копеек.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца со дня вынесения мотивированного текста путем подачи апелляционной жалобы в Советский районный суд г. Томска.
Судья: