Дело № (17) 66RS0№-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
(мотивированное решение изготовлено 10.07.2018 года)
г. Екатеринбург <//>
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Ивановой О.А. при секретаре судебного заседания Романычевой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетнего Ниязова Д. Т. к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Свердловской области о возложении обязанности по обеспечению жизненно необходимыми лекарственными препаратами к немедленному исполнению,
У С Т А Н О В И Л:
Белоярский межрайонный прокурор, действующий в интересах несовершеннолетнего Ниязова Д.Т., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Свердловской области о возложении обязанности по обеспечению жизненно необходимыми лекарственными препаратами к немедленному исполнению. В обоснование заявленных требований указал, что Белоярской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства при обеспечении лекарственными препаратами несовершеннолетнего Ниязова Д.Т., в ходе которой установлено, что несовершеннолетний Ниязов Д.Т., 2004 года рождения, является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ № от <//>. <//> Ниязову Д.Т. поставлен диагноз «<данные изъяты>», что следует из заключения Медико - генетического центра Российской академии медицинских наук. Консилиумом Института педиатрии ФГБНУ «Научный центр здоровья детей» в 2014 году принято решение, что в связи с тяжелым состоянием ребенка и быстрым прогрессированием заболевания, поскольку <данные изъяты> носит прогрессирующий характер и приводит к ранней инвалидизации. По жизненным показаниям больному Ниязову Д.Т. необходимо еженедельное внутривенное введение ферментозаместительного препарата <данные изъяты>, что соответствует 6 флаконам препарата. Данный препарат при соблюдении дозы является единственным эффективным патогенетическим средством терапии для больных с этой тяжелой прогрессирующей наследственной патологией. Учитывая изложенное, просил возложить на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность по организации бесплатного обеспечения ребенка-инвалида Ниязова Д.Т. жизненно необходимым лекарственным препаратом «<данные изъяты> на весь период его нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данного препарата. Возложить на Министерство здравоохранения Российской Федерации обязанность по финансированию бесплатного обеспечения ребенка-инвалида Ниязова Д.Т. жизненно необходимым лекарственным препаратом <данные изъяты> на весь период его нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данного препарата. Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Свердловской области, выразившееся в надлежащем рассмотрении обращения Алексенцевой Ю.Р. по вопросам дальнейшего обеспечения Ниязова Д.Т. лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниям.
В судебном заседании помощник прокурора Рыжова Е.Ю., действующая на основании удостоверения, поддержала исковые требования в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Законный представитель Ниязова Д.Т. – Алексенцева Ю.Р. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области Соколов Д.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в представленном в суд отзыве на исковое заявление.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен в срок и надлежащим образом, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, представив в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Российской Федерации отказать.
Учитывая изложенное, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке и вынести решение.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.
На основании ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Здоровье человека - высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности. Провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи.
Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание гражданам медицинской помощи.
Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно п.п. 3 п. 5 ст. 13 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» государственной регистрации не подлежат лекарственные препараты, ввозимые в Российскую Федерацию для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В соответствии с п. 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2005 № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.
Статьей 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Подпунктом 5 п. 2 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В соответствии с данным Перечнем дети-инвалиды в бесплатном порядке по рецептам врачей обеспечиваются, в том числе, всеми лекарственными средствами по медицинским показаниям.
Вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что дети первых трех лет жизни и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет обеспечиваются всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно. Одновременно с этим, больные с некоторыми редкими (орфанными) заболеваниями (фенилкетонурией, острой перемежающей порфирией, преждевременным половым развитием, гематологическими заболеваниями, гемобластозами, цитопениями, наследственными гемопатиями) также обеспечиваются необходимыми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.
В отдельных случаях при отказе гражданам в лекарственном обеспечении региональными органами управления здравоохранением отмечается отсутствие утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации стандарта лечения соответствующего заболевания.
Вместе с тем, стандарт медицинской помощи содержит усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения, в том числе медицинских услуг, зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания и иного исходя из особенностей заболевания (состояния), в связи с чем, не является алгоритмом лечения конкретного заболевания (состояния) пациента, а служит инструментом для планирования объемов и стоимости медицинской помощи при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Кроме того, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
Как следует из материалов дела, несовершеннолетний Ниязов Д.Т., 2004 года рождения, является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ № от <//>.
<//> Ниязову Д.Т. поставлен диагноз «<данные изъяты>», что следует из заключения Медико - генетического центра Российской академии медицинских наук.
Консилиумом Института педиатрии ФГБНУ «Научный центр здоровья детей» в 2014 году принято решение, что в связи с тяжелым состоянием ребенка и быстрым прогрессированием заболевания, поскольку <данные изъяты> носит прогрессирующий характер и приводит к ранней инвалидизации. По жизненным показаниям больному Ниязову Д.Т. необходимо еженедельное внутривенное введение ферментозаместительного препарата <данные изъяты>, что соответствует 6 флаконам препарата.
Из справки, выданной ГБУЗ СО «ОДКБ №» следует, что Ниязов Д.Т. с 2016 года начал получать ферментозаместительную терапию препаратом <данные изъяты>, который водился ему капельно, еженедельно в условиях дневного стационара педиатрического отделения ГБУЗ СО «ОДКБ №» г. Екатеринбурга.
Как следует из письма Министерства здравоохранения Свердловской области № от <//> Ниязов Д.Т. с 2016 года обеспечивался данным препаратом за счет средств областного бюджета. Последний государственный контракт на данный препарат заключен Минздравом Свердловской области <//>.
Однако Министерство здравоохранения Свердловской области после проверки в 2017 году Счетной палатой Свердловской области законности и эффективности использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию мероприятия «Обеспечение лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, проживающих в Свердловской области», стало полагать, что в соответствии с п. 9 ст. 83 Закона № 323-ФЗ приобретение незарегистрированного лекарственного средства за счет средств областного бюджета невозможно, даже если Министерством здравоохранения Российской Федерации дано разрешение на ввоз незарегистрированного лекарственного средства конкретному пациенту.
Вместе с тем, с 01.01.2018 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», внесенные Федеральным законом от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», согласно которым вводится классификатор мер социальной защиты и перечень категорий получателей мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, утвержденный приказом Минтруда России от 30.06.2017 № 542н.
Данный классификатор содержит указание на источник финансирования. Так, в разделе классификатора «0802» (обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты) в строке «02 03 00 00» (ребенок-инвалид) в графе источник финансирования указан код 0100 (федеральный бюджет), из чего можно сделать вывод о том, что обеспечение льготных категорий граждан, в том числе незарегистрированными лекарствами по жизненным показаниям, производится за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований в части возложения на Министерство здравоохранения Российской Федерации обязанности по финансированию бесплатного обеспечения ребенка-инвалида Ниязова Д.Т. жизненно необходимым лекарственным препаратом <данные изъяты> на весь период его нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данного препарата, а также возложении на ответчика Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность по организации бесплатного обеспечения ребенка-инвалида Ниязова Д.Т. жизненно необходимым лекарственным препаратом «<данные изъяты> на весь период его нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данного препарата.
Кроме того, как следует из материалов дела, прокурорской проверкой установлено, что Алексенцева Ю.Р., являющаяся матерью Ниязова Д.Т., обращалась в Территориальный орган Росздравнадзора по Свердловской области по вопросу обеспечения Ниязова Д.Т. лекарственным средством <данные изъяты> В связи тем, что вопросы, изложенные Алексенцевой Ю.Р., не входят в компетенцию указанного органа, обращение было перенаправлено для рассмотрения в Министерство здравоохранения Свердловской области.
Как следует из ответа Министерства здравоохранения Свердловской области № от <//>, направленного по результатам рассмотрения обращения Алексенцевой Ю.Р. в Территориальный орган Росздравнадзора по Свердловской области, финансирование дальнейшего обеспечения Ниязова Д.Т. лекарственным препаратом должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Свердловской области № 16-ПП «Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Министерства здравоохранения Свердловской области» Министерство здравоохранения Свердловской области является областным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, участвующим в выработке государственной политики Свердловской области в сфере охраны здоровья граждан, в сфере функционирования, развития и охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Свердловской области, и осуществляющим реализацию в указанных сферах государственной политики Свердловской области и единой государственной политики Российской Федерации, а также реализующим отдельные государственные полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указанным Положением на Министерство здравоохранения Свердловской области возложены, в том числе, полномочия по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями.
Вместе с тем, судом установлено, что фактически обращение Алексенцевой Ю.Р. Министерством здравоохранения Свердловской области, в нарушение ст. 10 Федерального закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан российской Федерации», от 02.05.20206 № 59-ФЗ» не рассмотрено, порядок дальнейшего обеспечения ее несовершеннолетнего сына-инвалида лекарственным препаратом, который необходим ему по жизненным показаниям, не разъяснен.
Доказательств обратного представителем Министерства здравоохранения Свердловской области в судебном заседании вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, в связи с чем суд находит обоснованными исковые требования в части признания незаконным бездействия Министерства здравоохранения Свердловской области, выразившееся в надлежащем рассмотрении обращения Алексенцевой Ю.Р. по вопросам дальнейшего обеспечения Ниязова Д.Т. лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниям, поскольку данные действия ответчика могли привести к усугублению ситуации и ухудшению здоровья истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Белоярского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетнего Ниязова Д. Т. к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Свердловской области о возложении обязанности по обеспечению жизненно необходимыми лекарственными препаратами к немедленному исполнению удовлетворить.
Возложить на Министерство здравоохранения Российской Федерации обязанность по финансированию бесплатного обеспечения ребенка-инвалида Ниязова Д. Т. жизненно необходимым лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с действующим законодательством на весь период его нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данного препарата.
Возложить на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность по организации бесплатного обеспечения ребенка-инвалида Ниязова Д. Т. жизненно необходимым лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с действующим законодательством на весь период его нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данного препарата.
Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Свердловской области, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении обращения Алексенцевой Ю.Р. по вопросам дальнейшего обеспечения Ниязова Д.Т. лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниям.
Решение суда в части возложения на Министерство здравоохранения Российской Федерации обязанности по финансированию бесплатного обеспечения ребенка-инвалида Ниязова Д. Т. жизненно необходимым лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с действующим законодательством на весь период его нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данного препарата подлежит немедленному исполнению.
Решение суда в части возложения на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанности по организации бесплатного обеспечения ребенка-инвалида Ниязова Д. Т. жизненно необходимым лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с действующим законодательством на весь период его нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данного препарата подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья О.А. Иванова