Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4928/2018 ~ М-2592/2018 от 27.04.2018

Дело (17) 66RS0-19

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

(мотивированное решение изготовлено 10.07.2018 года)

г. Екатеринбург <//>

Ленинский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Ивановой О.А. при секретаре судебного заседания Романычевой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белоярского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетнего Ниязова Д. Т. к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Свердловской области о возложении обязанности по обеспечению жизненно необходимыми лекарственными препаратами к немедленному исполнению,

У С Т А Н О В И Л:

Белоярский межрайонный прокурор, действующий в интересах несовершеннолетнего Ниязова Д.Т., обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Свердловской области о возложении обязанности по обеспечению жизненно необходимыми лекарственными препаратами к немедленному исполнению. В обоснование заявленных требований указал, что Белоярской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения федерального законодательства при обеспечении лекарственными препаратами несовершеннолетнего Ниязова Д.Т., в ходе которой установлено, что несовершеннолетний Ниязов Д.Т., 2004 года рождения, является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ от <//>. <//> Ниязову Д.Т. поставлен диагноз «<данные изъяты>», что следует из заключения Медико - генетического центра Российской академии медицинских наук. Консилиумом Института педиатрии ФГБНУ «Научный центр здоровья детей» в 2014 году принято решение, что в связи с тяжелым состоянием ребенка и быстрым прогрессированием заболевания, поскольку <данные изъяты> носит прогрессирующий характер и приводит к ранней инвалидизации. По жизненным показаниям больному Ниязову Д.Т. необходимо еженедельное внутривенное введение ферментозаместительного препарата <данные изъяты>, что соответствует 6 флаконам препарата. Данный препарат при соблюдении дозы является единственным эффективным патогенетическим средством терапии для больных с этой тяжелой прогрессирующей наследственной патологией. Учитывая изложенное, просил возложить на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность по организации бесплатного обеспечения ребенка-инвалида Ниязова Д.Т. жизненно необходимым лекарственным препаратом «<данные изъяты> на весь период его нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данного препарата. Возложить на Министерство здравоохранения Российской Федерации обязанность по финансированию бесплатного обеспечения ребенка-инвалида Ниязова Д.Т. жизненно необходимым лекарственным препаратом <данные изъяты> на весь период его нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данного препарата. Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Свердловской области, выразившееся в надлежащем рассмотрении обращения Алексенцевой Ю.Р. по вопросам дальнейшего обеспечения Ниязова Д.Т. лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниям.

В судебном заседании помощник прокурора Рыжова Е.Ю., действующая на основании удостоверения, поддержала исковые требования в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Законный представитель Ниязова Д.Т.Алексенцева Ю.Р. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по указанным в иске основаниям.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Свердловской области Соколов Д.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, указанным в представленном в суд отзыве на исковое заявление.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания был извещен в срок и надлежащим образом, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие, представив в суд отзыв на исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований к Министерству здравоохранения Российской Федерации отказать.

Учитывая изложенное, в соответствии с положениями ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело при данной явке и вынести решение.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, о дополнении которых сторонами не заявлено, каждое представленное доказательство в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом.

На основании ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Здоровье человека - высшее неотчуждаемое благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности. Провозглашая право на охрану здоровья и медицинскую помощь одним из основных конституционных прав, государство обязано осуществлять комплекс мер по сохранению и укреплению здоровья населения, в том числе посредством развития государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, установления правовых гарантий получения каждым необходимой медико-социальной помощи.

Признание основополагающей роли охраны здоровья граждан как неотъемлемого условия жизни общества, ответственности государства за сохранение и укрепление здоровья граждан предопределяет содержание правового регулирования отношений, связанных с реализацией данного конституционного права, характер норм, регламентирующих оказание гражданам медицинской помощи.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Согласно п.п. 3 п. 5 ст. 13 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» государственной регистрации не подлежат лекарственные препараты, ввозимые в Российскую Федерацию для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента на основании разрешения, выданного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрено, что инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

В соответствии с п. 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 09.08.2005 № 494 «О порядке применения лекарственных средств у больных по жизненным показаниям» в случае необходимости индивидуального применения по жизненным показаниям лекарственного средства, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, решение о назначении указанного препарата принимается консилиумом федеральной специализированной медицинской организации, оформляется протоколом и подписывается главным врачом или директором федеральной специализированной медицинской организации.

Статьей 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Подпунктом 5 п. 2 ст. 81 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения». В соответствии с данным Перечнем дети-инвалиды в бесплатном порядке по рецептам врачей обеспечиваются, в том числе, всеми лекарственными средствами по медицинским показаниям.

Вышеуказанным постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что дети первых трех лет жизни и дети-инвалиды в возрасте до 18 лет обеспечиваются всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно. Одновременно с этим, больные с некоторыми редкими (орфанными) заболеваниями (фенилкетонурией, острой перемежающей порфирией, преждевременным половым развитием, гематологическими заболеваниями, гемобластозами, цитопениями, наследственными гемопатиями) также обеспечиваются необходимыми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно.

В отдельных случаях при отказе гражданам в лекарственном обеспечении региональными органами управления здравоохранением отмечается отсутствие утвержденного Министерством здравоохранения Российской Федерации стандарта лечения соответствующего заболевания.

Вместе с тем, стандарт медицинской помощи содержит усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения, в том числе медицинских услуг, зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов, медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания и иного исходя из особенностей заболевания (состояния), в связи с чем, не является алгоритмом лечения конкретного заболевания (состояния) пациента, а служит инструментом для планирования объемов и стоимости медицинской помощи при формировании программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Кроме того, Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.

Как следует из материалов дела, несовершеннолетний Ниязов Д.Т., 2004 года рождения, является ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ от <//>.

<//> Ниязову Д.Т. поставлен диагноз «<данные изъяты>», что следует из заключения Медико - генетического центра Российской академии медицинских наук.

Консилиумом Института педиатрии ФГБНУ «Научный центр здоровья детей» в 2014 году принято решение, что в связи с тяжелым состоянием ребенка и быстрым прогрессированием заболевания, поскольку <данные изъяты> носит прогрессирующий характер и приводит к ранней инвалидизации. По жизненным показаниям больному Ниязову Д.Т. необходимо еженедельное внутривенное введение ферментозаместительного препарата <данные изъяты>, что соответствует 6 флаконам препарата.

Из справки, выданной ГБУЗ СО «ОДКБ » следует, что Ниязов Д.Т. с 2016 года начал получать ферментозаместительную терапию препаратом <данные изъяты>, который водился ему капельно, еженедельно в условиях дневного стационара педиатрического отделения ГБУЗ СО «ОДКБ » г. Екатеринбурга.

Как следует из письма Министерства здравоохранения Свердловской области от <//> Ниязов Д.Т. с 2016 года обеспечивался данным препаратом за счет средств областного бюджета. Последний государственный контракт на данный препарат заключен Минздравом Свердловской области <//>.

Однако Министерство здравоохранения Свердловской области после проверки в 2017 году Счетной палатой Свердловской области законности и эффективности использования средств областного бюджета, выделенных на реализацию мероприятия «Обеспечение лекарственными препаратами отдельных категорий граждан, проживающих в Свердловской области», стало полагать, что в соответствии с п. 9 ст. 83 Закона № 323-ФЗ приобретение незарегистрированного лекарственного средства за счет средств областного бюджета невозможно, даже если Министерством здравоохранения Российской Федерации дано разрешение на ввоз незарегистрированного лекарственного средства конкретному пациенту.

Вместе с тем, с 01.01.2018 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», внесенные Федеральным законом от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», согласно которым вводится классификатор мер социальной защиты и перечень категорий получателей мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, утвержденный приказом Минтруда России от 30.06.2017 № 542н.

Данный классификатор содержит указание на источник финансирования. Так, в разделе классификатора «0802» (обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты) в строке «02 03 00 00» (ребенок-инвалид) в графе источник финансирования указан код 0100 (федеральный бюджет), из чего можно сделать вывод о том, что обеспечение льготных категорий граждан, в том числе незарегистрированными лекарствами по жизненным показаниям, производится за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований в части возложения на Министерство здравоохранения Российской Федерации обязанности по финансированию бесплатного обеспечения ребенка-инвалида Ниязова Д.Т. жизненно необходимым лекарственным препаратом <данные изъяты> на весь период его нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данного препарата, а также возложении на ответчика Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность по организации бесплатного обеспечения ребенка-инвалида Ниязова Д.Т. жизненно необходимым лекарственным препаратом «<данные изъяты> на весь период его нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данного препарата.

Кроме того, как следует из материалов дела, прокурорской проверкой установлено, что Алексенцева Ю.Р., являющаяся матерью Ниязова Д.Т., обращалась в Территориальный орган Росздравнадзора по Свердловской области по вопросу обеспечения Ниязова Д.Т. лекарственным средством <данные изъяты> В связи тем, что вопросы, изложенные Алексенцевой Ю.Р., не входят в компетенцию указанного органа, обращение было перенаправлено для рассмотрения в Министерство здравоохранения Свердловской области.

Как следует из ответа Министерства здравоохранения Свердловской области от <//>, направленного по результатам рассмотрения обращения Алексенцевой Ю.Р. в Территориальный орган Росздравнадзора по Свердловской области, финансирование дальнейшего обеспечения Ниязова Д.Т. лекарственным препаратом должно осуществляться за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства Свердловской области № 16-ПП «Об утверждении Положения, структуры, предельного лимита штатной численности и фонда по должностным окладам в месяц Министерства здравоохранения Свердловской области» Министерство здравоохранения Свердловской области является областным исполнительным органом государственной власти Свердловской области, участвующим в выработке государственной политики Свердловской области в сфере охраны здоровья граждан, в сфере функционирования, развития и охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территории Свердловской области, и осуществляющим реализацию в указанных сферах государственной политики Свердловской области и единой государственной политики Российской Федерации, а также реализующим отдельные государственные полномочия Российской Федерации, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Указанным Положением на Министерство здравоохранения Свердловской области возложены, в том числе, полномочия по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями.

Вместе с тем, судом установлено, что фактически обращение Алексенцевой Ю.Р. Министерством здравоохранения Свердловской области, в нарушение ст. 10 Федерального закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан российской Федерации», от 02.05.20206 № 59-ФЗ» не рассмотрено, порядок дальнейшего обеспечения ее несовершеннолетнего сына-инвалида лекарственным препаратом, который необходим ему по жизненным показаниям, не разъяснен.

Доказательств обратного представителем Министерства здравоохранения Свердловской области в судебном заседании вопреки положениям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено, в связи с чем суд находит обоснованными исковые требования в части признания незаконным бездействия Министерства здравоохранения Свердловской области, выразившееся в надлежащем рассмотрении обращения Алексенцевой Ю.Р. по вопросам дальнейшего обеспечения Ниязова Д.Т. лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниям, поскольку данные действия ответчика могли привести к усугублению ситуации и ухудшению здоровья истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Белоярского межрайонного прокурора, действующего в интересах несовершеннолетнего Ниязова Д. Т. к Министерству здравоохранения Российской Федерации, Министерству здравоохранения Свердловской области о возложении обязанности по обеспечению жизненно необходимыми лекарственными препаратами к немедленному исполнению удовлетворить.

Возложить на Министерство здравоохранения Российской Федерации обязанность по финансированию бесплатного обеспечения ребенка-инвалида Ниязова Д. Т. жизненно необходимым лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с действующим законодательством на весь период его нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данного препарата.

Возложить на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанность по организации бесплатного обеспечения ребенка-инвалида Ниязова Д. Т. жизненно необходимым лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с действующим законодательством на весь период его нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данного препарата.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Свердловской области, выразившееся в ненадлежащем рассмотрении обращения Алексенцевой Ю.Р. по вопросам дальнейшего обеспечения Ниязова Д.Т. лекарственным препаратом, необходимым ему по жизненным показаниям.

Решение суда в части возложения на Министерство здравоохранения Российской Федерации обязанности по финансированию бесплатного обеспечения ребенка-инвалида Ниязова Д. Т. жизненно необходимым лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с действующим законодательством на весь период его нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данного препарата подлежит немедленному исполнению.

Решение суда в части возложения на Министерство здравоохранения Свердловской области обязанности по организации бесплатного обеспечения ребенка-инвалида Ниязова Д. Т. жизненно необходимым лекарственным препаратом <данные изъяты> в соответствии с действующим законодательством на весь период его нуждаемости в полном объеме с учетом его заболевания и назначения по медицинским показаниям до момента отмены применения данного препарата подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья О.А. Иванова

2-4928/2018 ~ М-2592/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Белоярский межрайонный прокурор
Ответчики
Министерство здравоохранения РФ
Министерство зравоохранения СО
Другие
ФГБУН Научный центр здоровья детей
Суд
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Тихонова(Иванова) Ольга Анатольевна
Дело на странице суда
leninskyeka--svd.sudrf.ru
27.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.05.2018Передача материалов судье
04.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.05.2018Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
29.05.2018Предварительное судебное заседание
13.06.2018Предварительное судебное заседание
05.07.2018Судебное заседание
10.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее