Дело № 2-16/20
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 января 2020 года с. Кызыл-Мажалык
Барун-Хемчикский районный суд Республики Тыва в составе председательствующего Манчыылай С.Ш., при секретаре Соян Б.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к муниципальному унитарному многоотраслевому производственному предприятию жилищно-коммунального хозяйства <адрес> о предоставлении информации о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и локальных нормативных правовых актах, содержащих сведения о данных рабочих местах,
с участием помощника прокурора О,
у с т а н о в и л :
прокурор <адрес> Н действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику, прося МУ МПП ЖКХ <адрес> предоставить информацию о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и локальных нормативных правовых актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.
В обоснование своих требований прокурор указал, что проведена проверка исполнения органами местного самоуправления и организациями законодательства о социальной защите инвалидов. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов В силу ст. 25 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее – Закона "О занятости населения в Российской Федерации"), работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости в том числе информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Проверкой установлено, что ответчиком ежемесячная информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также информации о локальных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов не представляется в ГКУ РТ «<адрес>», и по данному факту прокуратурой директору направлено представление об устранении нарушений, что до настоящего времени не устранено.
В судебном заседании помощник прокурора О. исковое заявление поддержал по основаниям, указанным в нем.
Представитель ответчика будучи извещенным надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах пропуска судебного заседания суду не сообщил, каких-либо ходатайств от него не поступало, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие на основании ч.4 ст.167 ГПК РФ.
Представитель третьего лица - ГКУ РТ "<адрес>" будучи извещенным надлежащим образом о времени, месте и дате в судебное заседание не явился, представитель просила рассмотреть дело без их участия.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии с п. 2 ст. 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются гарантии социальной защиты.
Согласно п. "ж" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Трудового кодекса Российской Федерации запрещается дискриминация в сфере труда. Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Конвенцией о правах инвалидов (заключена в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, документ вступил в силу для Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ) предусмотрено, что государства-участники признают право инвалидов на труд наравне с другими, оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов. Государства-участники обеспечивают и поощряют реализацию права на труд, в том числе теми лицами, которые получают инвалидность во время трудовой деятельности, путем принятия, в том числе в законодательном порядке, надлежащих мер, направленных, в частности, на запрещение дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда (подпункт "a" пункта 1 статьи 27 названной конвенции).
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"). Целью такой политики является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (преамбула данного закона).
В соответствии со ст. 20 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда, в том числе установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
В силу ст. 25 Закона "О занятости населения в Российской Федерации", работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости в том числе информацию о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно ст. 3 Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ N 608 ВХ-1 «О квотировании рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите», квотирование рабочих мест для приема на работу граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в трудоустройстве, устанавливается для инвалидов, имеющих в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалидов рекомендации к труду, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста шестнадцати лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, несовершеннолетних, освобожденных из воспитательно-трудовых колоний, изъявивших желание трудоустроиться.
Информация об оформлении трудовых отношений с гражданами, трудоустроенными в пределах установленной квоты, в десятидневный срок направляется работодателем в орган исполнительной власти Республики Тыва в сфере труда и социальной защиты населения и территориальный орган службы занятости населения по <адрес> (ч. 2 ст. 9).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района директору ГКУ РТ "<адрес>" направлено требование о предоставлении сведений относительно трудоустройства инвалидов.
ДД.ММ.ГГГГ прокурору ГКУ РТ "<адрес>" направлены сведения по организациям, где сообщено о том, что ответчиком информация о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также информации о локальных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов не предоставлена в ГКУ РТ «<адрес>», также не выполняет квоту для приема на работу инвалидов.
ДД.ММ.ГГГГ директору МУ МПП ЖКХ <адрес>, прокуратурой района направлено представление по устранению выявленного нарушения.
Согласно книге учета отправленных документов, в тот же день представление получено ответчиком.
Таким образом, судом установлено, что МУ МПП ЖКХ <адрес>, в нарушение Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», нарушая право лиц, которые являются инвалидами, на их трудоустройство, не выполняет возложенную законом обязанность по исполнению законодательства в сфере социальной защиты прав инвалидов на трудоустройство, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, являющихся инвалидами.
При таких обстоятельствах, суд возлагает обязанность на МУ МПП ЖКХ <адрес> предоставить информацию о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и локальных нормативных правовых актах, содержащих сведения о данных рабочих местах.
Исковые требования заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц - инвалидов, гарантированных Конституцией Российской Федерации и ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", направлены на пресечение бездействия, нарушающего указанное право, а также создающего угрозу нарушения данного права в будущем.
С учетом изложенного, суд полагает, что исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Предоставление 10-дневного срока со дня вступления решения суда в законную силу для устранения ответчиком допущенных нарушений, является разумным сроком для исполнения ответчиком настоящего решения и обеспечивает соблюдение баланса интересов сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковое заявление прокурора <адрес> к муниципальному унитарному многоотраслевому производственному предприятию жилищно- коммунального хозяйства <адрес> о предоставлении информации о наличии свободных рабочих мест для трудоустройства инвалидов и локальных нормативных правовых актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, – удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное многоотраслевое производственное предприятие жилищно- коммунального хозяйства <адрес> в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу представить в ГКУ РТ «<адрес>» ежемесячную информацию о наличии свободных рабочих местах и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, а также информацию о локальных нормативных правовых актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Тыва через Барун-Хемчикский районный суд в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ (выходные дни- 25, ДД.ММ.ГГГГ).
Председательствующий С.Ш. Манчыылай