Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Рязань 31 января 2018 года
Советский районный суд г.Рязани в составе:
председательствующего судьи Горбатенко Е.Ю.,
при секретаре Полуэктовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по административному исковому заявлению Петрикова Александра Васильевича к администрации г.Рязани о признании незаконным Постановления администрации г.Рязани от 22 ноября 2017 года №,
УСТАНОВИЛ:
Петриков А.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском в обоснование которого указал, что Постановлением администрации г.Рязани от 24 октября 2017 года № он и его члены семьи были признаны малоимущем в целях принятия на учёт нуждающихся в жилых помещениях, в связи с тем, что в имеющемся жилье не соблюдена учётная норма жилой площади. В связи с наличием у него заболевания, указанного а Перечне тяжёлых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, он был включён в отдельные списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма. До настоящего времени жилое помещение истцу не предоставлено. 21 декабря 2017 года в предварительном судебном заседании в помещении Советского районного суда г.Рязани по гражданскому делу по его иску к администрации города Рязани о предоставлении благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке по договору социального найма, представитель администрации города пояснила, что на основании Постановления администрации г.Рязани от 22.11.2017 г. № в ранее принятое Постановление от 24.10.2017 г. № было внесено изменение, которым была исключена фраза о включении Петрикова А.В. в отдельные списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья. Считает, данное Постановление администрации города Рязани незаконным и необоснованным, грубо нарушающим его права и законные интересы. Также ему было вручено письмо из Управления дополнительных мер социальной поддержки, социальной помощи и распределению жилья администрации г.Рязани от 27.11.2017 г. №, в котором приводится обоснование принятого решения, в частности, что для внеочередного предоставления жилья в квартире должно проживать несколько семей. С данным обоснованием он не согласен, полагает, его противоречащим действующему жилищному законодательству. Просил суд признать незаконным Постановление администрации г.Рязани от 22.11.2017 г. №; обязать ответчика отменить Постановление администрации г.Рязани от 22.11.2017 г. №.
Административным истец, представитель административного ответчика, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явились, своих представителей не направили, Административный истец Петриков А.В. представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании ст.150 КАС РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти и (или) организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 219 КАС РФ, такое административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и (или) должностное лицо; в свою очередь, административный истец обязан подтвердить сведения о том, что оспариваемым актом нарушены или могут быть нарушены его права, свободы, законные интересы либо возникла реальная угроза их нарушения, а так же факт соблюдения сроков обращения в суд (ст. ст. 62, 226 КАС РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, Петриков А.В., его отец ФИО4, его двое детей - ФИО4, <данные изъяты> года рождения, ФИО5, <данные изъяты> года рождения, зарегистрированы и проживают в <данные изъяты> квартире, на <данные изъяты> этаже <данные изъяты> этажного жилого дома. находящейся по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м, жилой <данные изъяты> кв.м. Данная квартира относится к муниципальному жилищному фонду.
Постановлением администрации города Рязани № от 22.09.2017 года Петриков А.В. и члены его семьи ФИО4, ФИО4, ФИО5 признаны малоимущему в целях принятия на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Кроме того, с 2017 года Петриков А.В. является инвалидом <данные изъяты> группы и страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. №
Семья Петрикова А.В. признана малообеспеченной.
Частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации установлены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно данной норме гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет.
Между тем, для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 ЖК РФ).
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" действовавшим на момент принятия оспариваемого решения, был утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан.
Каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего в очереди на получение жилья, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне соответствующих заболеваний, пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ не предусмотрено. Для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди, исходя из положений пункта 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.
Как следует из материалов дела, с 24 октября 2017 Петриков А.В. вместе с членами своей семьи (отец и двое несовершеннолетних детей) поставлен на учет по улучшению жилищных условий по категории «малоимущие».
Как следует из Постановления администрации г.Рязани от 22.11.2017 г. № «О снесении изменений в постановление администрации г.Рязани от 24.10.2017 года № «О принятии Петрикова Александра Васильевича и членов его семьи на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма», в постановление администрации г.Рязани от 24.10.2017 года № были внесены изменения, а именно исключено положение, согласно которому Петриков А.В. должен быть включен в отдельные списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Из письма администрации г.Рязани от 27.11.2017 года №. следует, что указанные изменения были внесены, так как в жилом помещении по адресу: <адрес> проживает одна семья (наниматель, сын нанимателя, внуки нанимателя).
Между тем, Петриков А.В. ссылается на право обеспечения жилым помещением в порядке, установленном пунктом 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ, который не устанавливает в качестве обязательного условия внеочередного предоставления жилого помещения проживание гражданина, страдающего хроническим заболеванием, в квартире, занятой несколькими семьями.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, чтоПостановление администрации г.Рязани от 22.11.2017 г. № «О снесении изменений в постановление администрации г.Рязани от 24.10.2017 года № «О принятии Петрикова Александра Васильевича и членов его семьи на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» является незаконным и нарушает права административного истца на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Между тем, требования административного истца об обязании администрации г.Рязани отменить оспариваемое постановление не подлежат удовлетворению.
Вопросы, связанные с отменой признанных незаконными ненормативных постановлений (решений) должностных лиц и органов публичной власти, суд трактует как заявленные в контексте признания таких постановлений (решений, действий) незаконными.
Судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц.
Согласно ст. 227 КАС РФ суд выносит решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Поскольку суд не полномочен отменять решения, принятые другими органами в пределах их компетенции, но с нарушением закона, констатация судом незаконности решения является достаточным основанием для того, чтобы такое решение не влекло правовых последствий. При этом суд в любом случае в резолютивной части судебного постановления констатирует незаконность обжалуемого решения или действия (бездействия).
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Петрикова Александра Васильевича к администрации г.Рязани о признании незаконным Постановление администрации г.Рязани от 22 ноября 2017 года № удовлетворить частично.
Признать Постановление администрации г.Рязани от 22.11.2017 г. № «О снесении изменений в постановление администрации г.Рязани от 24.10.2017 года № «О принятии Петрикова Александра Васильевича и членов его семьи на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» незаконным.
В удовлетворении административных исковых требований об обязании администрации г.Рязани отменить Постановление администрации г.Рязани от 22.11.2017 г. № «О снесении изменений в постановление администрации г.Рязани от 24.10.2017 года № «О принятии Петрикова Александра Васильевича и членов его семьи на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Рязанского областного суда через Советский районный суд г.Рязани в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья -