РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2013 года город Тула
Зареченский районный суд города Тулы в составе
председательствующего Бабиной А.В.,
при секретаре Рыжковой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-823/2013 по заявлению Меркулова С.В. об оспаривании предписания Заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель в Тульской области Шишкиной С.Г. об устранении нарушения земельного законодательства и изменении вида разрешенного использования земельного участка,
установил:
Меркулов С.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании предписания Заместителя главного государственного инспектора по исполнению и охране земель в Тульской области Шишкиной С.Г. об устранении нарушения земельного законодательства и изменении вида разрешенного использования земельного участка, мотивируя свои требования тем, что 2 апреля 2013 года Заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель в Тульской области Шишкиной С.Г. в отношении него было вынесено предписание об устранении нарушения земельного законодательства, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ - использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием. Заявителю предоставлен срок для устранения нарушения – до 2 октября 2013г. Заявитель считает, что указанным предписанием обязанность по изменению вида разрешенного использования 1/8 доли земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, возложена на него незаконно по следующим основаниям: 1/8 доли в праве собственности на земельный участок, расположенный по адресу <адрес>, кадастровый №, принадлежит Заявителю на основании Договора купли-продажи доли земельного участка и расположенной на нем доли жилого дома от 01.02.2010 г. (дата регистрации 11.02.2010 г, №, свидетельство сер. 71-АГ №, выдано Управлением Росреестра по Тульской области). Часть жилого дома, расположенного на указанном земельном участке принадлежит Заявителю на основании договора о реальном разделе жилого дома от 13.08.2010 г. (запись регистрации в ЕГРПНИ № от 27.08.2010г.)19 марта 2013 года заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель в Тульской области по результатам проведенной плановой проверки соблюдения земельного законодательства составлен акт, в котором были установлены данные, указывающими на наличие события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Также в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении, а 2 апреля 2013 года было вынесено постановление по делу №-УР-Т/13 о назначении административного наказания в виде штрафа в сумме 1 000 (одна тысяча) рублей. 27 апреля 2013 года Заявителем был уплачен штраф в установленной сумме. Предписанием об устранении нарушения земельного законодательства от 02.04.2013 г. по делу №-УР-Т/13 Заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель в Тульской области Шишкиной С.Г. на заявителя была возложена обязанность по изменению вида разрешенного использования 1/8 доли вышеназванного земельного участка в срок до 2 октября 2013 г. Ч.1. ст. 8.8. КоАП РФ предусматривает ответственность за «использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием...». Ст. 7 ЗК РФ подразделяет земли на 7 категорий по целевому назначению. Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, относится к категории «земли населенных пунктов» (п. 2 ч. 1). Правовой статус земель населенных пунктов регламентируется нормами гл. 15 ЗК РФ. так, в соответствии со ст. 83 ЗК РФ, землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. П. 2 ст. 7 ЗК РФ гласит, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. П. 1 ст. 85 ЗК РФ установлено, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам. В соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования г. Тула, утвержденными Решением Тульской городской Думы от 25.03.2009 N 65/1406, земельный участок, доля в праве собственности на который принадлежит Заявителю, находится в жилой территориальной зоне. При вынесении предписания Заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель в Тульской области руководствовалась несоответствием использования Заявителем земельного участка плану зонирования земельных участков МО г. Тула и административным регламентам. Однако п. 4 ст. 85 ЗК РФ закреплено, что земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости, не соответствующие градостроительным регламентам, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. Актом проверки соблюдения земельного законодательства от 19.03.2013 г., протоколом об административном правонарушении и другими материалами административного дела №-УР-Т/13 не установлено наличие опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры вследствие использования Заявителем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. В связи с чем, просил суд Предписание Заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель в Тульской области Шишкиной С.Г. об устранении нарушения земельного законодательства и изменении вида разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании заявитель Меркулов С.В. заявленные требования поддержал в полном объеме и просил их удовлетворить.
В судебном заседании представитель Меркулова С.В. по доверенности Наумова Е.В. заявление поддержала по изложенным в нем основаниям и просила его удовлетворить.
Должностное лицо Заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель в Тульской области Шишкина С.Г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, причины неявки суду не сообщила, не просила о рассмотрении либо об отложении дела в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области (Управление Росреестра по тульской области) по доверенности Данченкова Н.А. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что Земельный участок с кадастровым номером №, площадью 799 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит ФИО7, ФИО8, Меркулову СВ., ФИО15, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12 на праве общей долевой собственности, согласно представленным свидетельствам о государственной регистрации права от 05.02.2010 серия 71-АГ №, от 04.07.2012 серия 71-АГ №, 11.02.2010 серия 71-АГ №, от 23.04.2012 серия 71-АГ №, от 26.01.2010 серия 71-АГ №, от 12.04.2011 серия 71-АГ №, от 26.03.2010 серия 71-АГ №, от 06.04.2010 г. - по 1/8 доли каждому из собственников.
Каждому из вышеназванных собственников принадлежит часть жилого №, расположенного на земельном участке с №.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 № 457, приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 27.10.2009 № 305, Положением об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тульской области, Управление является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию государственного земельного надзора.
Организация, правовые основания и порядок осуществления уполномоченными должностными лицами Управления (государственными инспекторами по использованию и охране земель) функции государственного земельного надзора регламентирован Положением о государственном земельном контроле, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2006г. №689 в редакции Постановления Правительства РФ от 05.06.2013г. М°476 (далее Положение).
В соответствии с п. 3 Положения, Управление осуществляет надзор за соблюдением выполнения требований земельного законодательства, к числу которых относится требование об использовании земель по целевому назначению в соответствии с принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также о выполнении обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Конечными результатами исполнения государственной функции являются: выявление и обеспечение устранения нарушений земельногозаконодательства, установление отсутствия нарушений; исполнение нарушителями земельного законодательства предписаний обустранении нарушений земельного законодательства; привлечение виновных лиц к административной ответственности.
Статьей 74 Земельного Кодекса Российской Федерации определено, что лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством.
Частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом.
19.03.2013 г. уполномоченным должностным лицом проведена плановая выездная проверка в отношении Меркулова С.В. на земельном участке площадью с кадастровым номером №, площадью 799 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что участок по всему периметру огражден забором из металлического профлиста. Вход на земельный участок осуществляется со стороны <адрес>а. В результате контрольных замеров установлено, что площадь и конфигурация земельного участка соответствует проекту границ, отображенных в ситуационном плане, и используется собственниками участка в этих границах.
Однако земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: «под домами индивидуальной жилой застройки». На земельном участке расположен двухэтажный жилой дом, который имеет 8 отдельных выходов.
Согласно представленному техническому паспорту на домовладение, расположенному по адресу: <адрес>, выданному ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное БТИ» по состоянию на 01.10.2009 г. - в графе: «Общие сведения», указано, что данный объект является индивидуальным жилым домом.
Современное законодательство содержит единственное определение индивидуального жилого дома. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ - объект индивидуального жилищного строительства - это отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.
Строение, расположенное по адресу: <адрес>, расположенное на земельном участке с №, состоит из нескольких блоков и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования. Согласно поэтажному плану жилого дома и экспликации к указанному плану, данный жилой дом состоит из 8 квартир.
Исходя из содержания технического паспорта, строение, ранее располагавшееся на земельном участке (которое являлось индивидуальным жилым домом) с обозначением Литер А - отсутствует.
Таким образом, на земельном участке с кадастровым номером №, площадью 799 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, с видом разрешенного использования - под домами индивидуальной жилой застройки, расположен жилой дом, попадающий под определение жилого дома блокированной застройки, данного п. 2 ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Данный факт свидетельствует об использовании собственниками земельного участка с № не для индивидуального жилого дома, а для эксплуатации жилого дома блокированной застройки, т.е. не в соответствии с установленным видом разрешенного использования земельного участка.
По данному факту в отношении каждого из собственников земельного участка с №, площадью 799 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
При рассмотрении указанных административных дел ввиду доказанности совершения административного правонарушения, собственники земельного участка с №, в том числе Меркулов С.В., признаны виновными в совершении вменяемого им административного правонарушения. Постановления о назначении административного наказания, не были обжалованы в установленном законом порядке, по истечении предусмотренного КоАП РФ срока, все постановления вступили в законную силу. Кроме того, постановления о назначении административного наказания исполнены в добровольном порядке -административные штрафы уплачены субъектами в установленный срок.
В соответствии с положениями ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено.
В юридической литературе делается вывод о появлении с момента совершения деликта у правонарушителя двух обязанностей: выполнить соответствующую обязанность (не исполненную ранее в установленном порядке) и понести юридическую ответственность за содеянное (при этом характер выполнения/невыполнения одной обязанности юридически не влияет на содержание другой).
Основное назначение ответственности за совершенное нарушение - это государственное принуждение к реальному исполнению обязанности, а не возложение добавочных обязанностей на лицо, совершившее противоправное действие, так как одна из основных функций юридической ответственности -восстановительная, понуждающая правонарушителя к правомерному поведению. В соответствии с п.п. в) п. 9 Положения, государственные инспекторы уполномочены давать обязательные для исполнения предписания по вопросам соблюдения земельного законодательства, а также предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений земельного законодательства и их последствий.
Исходя из указанных принципов, с целью обеспечения восстановления нарушенных прав, лицам, привлеченным к административной ответственности за совершение нарушений в сфере землепользования выдается предписание об устранении нарушения земельного законодательства.
Таким образом, предписание об устранении нарушения земельного законодательства, выданное Меркулова С.В. выдано уполномоченным должностным лицом, с целью устранения допущенного им нарушения, что соответствует требованиям действующего законодательства.
Документов, которые бы разрешали или запрещали устанавливать сроки для устранения нарушений, отсутствуют. При установлении сроков права заявителя С.Н. Меркулова никаким образом не нарушаются, так как заявитель может обратиться к ним с ходатайством о продлении срока для устранения нарушений, указанных в предписании.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель в Тульской области Шишкиной С.Г., на основании распоряжения Заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель в Тульской области ФИО14 проведена плановая проверка соблюдения земельного законодательства лицами, в том числе Меркуловым С.В., которым на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 799 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.
В ходе проверки установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 799 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> по всему периметру огражден забором из металлического профлиста. Вход на земельный участок осуществляется со стороны <адрес>а. В результате контрольных замеров установлено, что площадь и конфигурация земельного участка соответствует проекту границ, отображенных в ситуационном плане, и используется собственниками участка в этих границах. Земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования: «под домами индивидуальной жилой застройки». На земельном участке расположен двухэтажный жилой дом, который имеет 8 отдельных выходов.
В соответствии со ст. 49 Градостроительного Кодекса РФ объектами индивидуального жилищного строительства являются отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более трех, предназначенные для проживания одной семьи.
Из представленной технической документации (технический паспорт на домовладение, выданный ФГУП «Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости – Федеральное БТИ» усматривается, что строение, расположенное по адресу: <адрес>, расположенное на земельном участке с №, состоит из нескольких блоков и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
На основании ст. 42 Земельного Кодекса РФ, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Таким образом, сотрудники Управления Росреестра по Тульской области пришли к выводу, что в результате проверки выявлено нарушение, ответственность за которое установлена ч.1 ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Указанные нарушения зафиксированы в Акте проверки соблюдения земельного законодательства от 19.03.2013 г., схематическом чертеже земельного участка от 19.03.2013 г. и фототаблице от 19.03.2013 г.
На основании Акта проверки заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель в Тульской области Шишкиной С.Г. в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении от 19.03.2013 г., ответственность за которое установлена ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ.
02.04.2013 г. заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель в тульской области Шишкина С.Г., в присутствии надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Меркулова С.В. вынес постановление о назначении административного наказания по делу №-УР-Т/13 на основании ч.1 ст. 8.8. КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 руб.
Одновременно с Постановлением заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель в тульской области Шишкина С.Г вынесла предписание об устранении нарушения земельного законодательства от 02.04.2013 г. по делу №-УР-Т/13.
В соответствии с частью 1 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, за исключением предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
В силу ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Часть 1 ст. 8.8. КоАП РФ предусматривает ответственность за использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, что влечет наложение административного штрафа на граждан – от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Объективной стороной административного правонарушения является использование земельного участка не по целевому назначению, что подразумевает осуществление землепользования не в соответствии с правовым режимом (установленной категорией земель и разрешенным использованием), определенным компетентным органом.
Согласно ст.ст. 1,7 ЗК РФ правовой режим земель, в том числе земель населенных пунктов, определяется исходя из принадлежности к определенной категории и разрешенного использования.
Заявителем не представлен документ уполномоченного органа государственной власти, подтверждающий изменение разрешенного использования земельного участка №.
Доказательств подтверждающих факт принятия заявителем исчерпывающих мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства, предотвращение и устранение выявленного административного правонарушения, в материалы дела не представлено, в связи с чем суд приходит к выводу о наличии вины заявителя в совершении вменяемого административного правонарушения.
Учитывая, что наличие состава административного правонарушения в действиях заявителя подтверждено материалами дела, срок и порядок привлечения заявителя к административной ответственности административным органом соблюдены, ответчиком всесторонне, полно и объективно и своевременно выяснены обстоятельства дела, оспариваемые постановления вынесены обоснованно и в соответствии с законом, то предусмотренные ГПК РФ основания для признания незаконным и отмены оспариваемого предписания отсутствуют.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что у административного органа имелись законные основания для привлечения заявителя к административной ответственности, административным органом был соблюден установленный порядок привлечения к административной ответственности, в связи с чем, отсутствуют нарушения норм процессуального и материального права при вынесения постановления об административном правонарушении.
Указанный ненормативный правовой акт – предписание принят на основании выявленного правонарушения, состав которого определен в постановлении от 02.04.2013 г. по делу №-УР-Т/13. В свою очередь, указанное Постановление суд нашел в ходе рассмотрения дела законным и обоснованным. Суд учитывает, что предписание является производным от результатов проверки, отраженных в постановлении. Соответственно, так как результаты проверки признаны судом законными, в данном случае основания для отмены обжалуемого предписания отсутствуют.
Доводы заявителя о том, что земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости, не соответствующие градостроительным регламентам, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры, а Актом проверки соблюдения земельного законодательства от 19.03.2013 г., протоколом об административном правонарушении и другими материалами административного дела №-УР-Т/13 не установлено наличие опасности для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры вследствие использования Заявителем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, не могут служить основанием для отмены оспариваемого предписания, поскольку вина заявителя нашла свое подтверждение в ходе судебного заседания, доказательств обратного суду не представлено, а срок установленный для устранения нарушения земельного законодательства не нарушает прав заявителя, так ка последний может обратиться в Управление с заявлением о его продлении.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении заявления Меркулова С.В. об оспаривании предписания Заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель в Тульской области Шишкиной С.Г. об устранении нарушения земельного законодательства и изменении вида разрешенного использования земельного участка, отказать.
Решение может быть обжаловано в тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Зареченский районный суд города Тулы в течение месяца со дня получения решения в окончательной форме.
Председательствующий /подпись/
Копия верна.
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-823/2013 Зареченского районного суда г. Тулы.
Судья –
Секретарь -