УИД 38RS0022-01-2020-000121-12
№ 33а-3335/2020
Судья 1 инстанции Абрамчик И.М.
Судья-докладчик Усова Н.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 апреля 2019 г. г. Иркутск
Судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Усовой Н.М.,
судей Гусаровой Л.В., Медведевой Н.И.,
с участием прокурора Нарижняк О.Н.,
при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-328/2020 по административному иску Федерального казенного учреждения колония-поселение № 14 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю об установлении административного надзора в отношении Т.,
по апелляционной жалобе Т. на решение Тайшетского городского суда Иркутской области от 22 января 2020 г.,
установила:
в обоснование административного иска указано, что приговором Лесосибирского городского суда Красноярского края от 27.09.2017 Т. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 166, ч. 1 ст. 167 УК РФ и ему на основании ч. 2 ст.69, ч. 5 ст. 69, ст. 70 УК РФ назначено наказание в виде 3 лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
За период отбывания наказания административный ответчик допустил ряд нарушений установленного порядка отбывания наказания, признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Административный истец просил суд установить в отношении Т., освобождаемого из мест лишения свободы административный надзор, сроком на 3 года и следующие административные ограничения: обязательную явку 4 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица, в ночное время с 22.00 до 06.00 часов; запрета посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в указанных мероприятиях.
Решением Тайшетского городского суда Иркутской области от 22.01.2020 административное исковое заявление удовлетворено. Суд установил в отношении Т. административный надзор сроком на 2 года, с исчислением срока со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, установив одновременно следующие административные ограничения:
- обязательная явка поднадзорного лица один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрет пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в ночное время с 22 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин.;
- запрета выезда за пределы муниципального образования городской округ Лесосибирск Красноярского края.
Не согласившись с постановленным решением суда, административный ответчик обратился с апелляционной жалобой, указав в обоснование на суровость решения суда. Указывает, что ранее не был судим, отбывая наказание признал свою вину. Выражает несогласие с установленным судом срока административного надзора, а также ограничениями, в том числе – запрета выезда за пределы муниципального образования городской округ Лесосибирск Красноярского края, поскольку в связи с наличием заболеваний он намерен проживать в летнее время на свежем воздухе на даче. Указывает, что в связи с указанным ограничением он не сможет навестить своего пожилого отца, проживающего в Республике Хакасия, а также будет лишен возможности выезжать со своей семьёй на отдых за город.
Просит решение суда первой инстанции пересмотреть и принять по делу более мягкое решение.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу помощник Тайшетского межрайонного прокурора Штогрина А.И. просит в апелляционную жалобу административного ответчика оставить без удовлетворения.
Поскольку по делу выполнены требования ч. 2 ст. 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАСРФ) о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле о месте и времени рассмотрения дела, а их неявка в силу ч. 4 ст. 272 названного Кодекса не является препятствием для рассмотрения дела, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав доклад судьи Усовой Н.М., объяснения Т., участвовавшего в судебном заседании посредством систем видеоконференц-связи, доводы апелляционной жалобы поддержавшего, заключение прокурора НарижнякО.Н., проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Федерального закон № 64-ФЗ).
Согласно ст. 2 указанного Федерального закона, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в ст. 3 данного Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
В соответствии с п. 2 ч. 1, п. 1 ч. 3 ст. 3, Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную или неснятую судимость, за совершение преступления при рецидиве преступлений; если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Административные ограничения, устанавливаемые при административном надзоре, определены в ст. 4 Федерального закона
№ 64-ФЗ.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что приговором Лесосибирского городского суда от 27.09.2017 Т..Н. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 166, ч. 1 ст. 167 УК РФ с назначением наказания в соответствии с ч.2 ст. 69 УК РФ в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы. На основании ст. 70 УК РФ к назначенному наказанию частично присоединено неотбытая часть наказания, назначенное с применением ч.5 ст. 69 УК РФ по приговору Лесосоибирского городского суда от 08.10.2015 и приговору Енисейского районного суда от 07.12.2015 и по совокупности приговоров окончательно назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 3 года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Приговором Енисейского районного суда Красноярского края от 07.12.2015 Т. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 166, п. «а» ч. 2 ст. 166 УК РФ с назначением наказания по правилам ч. 3 ст. 69 УК РФ в виде 1 года 7 месяцев лишения свободы с применением ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком в 2 года.
Приговором Лесосибирского городского суда Красноярского края от 08.10.2015 Т. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч.1 ст. 166, ч.1 ст. 166, ч.1 ст. 167, ч.1 ст. 161 УК РФ с назначением наказания по правилам ч.2 ст. 69 УК РФ в виде 1 года 10 месяцев лишения свободы с применением ст. 73 УК РФ условно с испытательным сроком в 2 года.
Постановлениями Лесосибирского городского суда Красноярского края от 14.03.2016, 27.01.2016, 03.06.2016, 28.10.2016, 03.03.2017 испытательный срок по приговорам от 07.12.2015 и 08.10.2015 продлялся с установлением дополнительных обязанностей.
Постановлением Лесосибирского городского суда Красноярского края от 28.04.2017 отменено условное осуждение по приговорам от 07.12.2015 и 08.10.2015 и в соответствии с ч.5 ст. 69 УК РФ Т. к отбытию назначено наказание в виде 2 лет 6 месяцев лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Таким образом, Т. отбывает наказание по совокупности преступлений, приговоров в связи с совершением преступлений небольшой и средней тяжести преступлений, тяжкого преступления, предусмотренного п.«а» ч.2 ст. 166 УК РФ.
Согласно характеристике на Т., выданной начальником отряда Мараховским Е.А., осужденный допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, характеризуется отрицательно.
Из справки о поощрениях и взысканиях следует, что осужденный Т. не поощрялся, за период отбывания наказания совершил 4 нарушения установленного порядка отбывания наказания, за которые подвергался взысканиям в виде водворений в штрафной изолятор, выговоров, признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Постановлением начальника ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 18.11.2019 Т. признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Доказательств свидетельствующих о том, что постановление начальника ФКУ КП-51 ГУФСИН России по Красноярскому краю от 18.11.2019 признано незаконным и отменено, в установленном законом порядке, материалы дела не содержат.
Разрешая заявленные административные исковые требования Федерального казенного учреждения колония-поселение № 14 с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Красноярскому краю, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, учитывая, что Т. судим за совершение преступления небольшой и средней тяжести преступлений, тяжкого преступления, предусмотренного п.«а» ч.2 ст. 166 УК РФ, также в период отбывания наказания признавался злостнымнарушителем установленного порядка отбывания наказания, руководствуясь положениями п.п. 1, 2 ч. 1 и п.1 ч. 3 ст. 3, п. 1 ч. 1 ст.5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», разъяснениями, изложенными в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», пришел к выводу об установлении в отношении Т. административного надзора сроком на два года с установлением указанных административных ограничений.
Судебная коллегия находит выводы суда, изложенные в решении, соответствующими установленным по делу обстоятельствам, представленным сторонами доказательствам, нормам материального и процессуального права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.
В ходе апелляционного рассмотрения судебной коллегией не установлено нарушений прав и законных интересов административного ответчика установленным в отношении него административным надзором и возложением на него административных ограничений.
При выборе конкретных административных ограничений, установленных ст. 4 указанного выше Федерального закона, суд учел разъяснения пленума Верховного Суда РФ в п. 22 постановления от 16.05.2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и принял во внимание фактические обстоятельства дела, личность административного ответчика, его поведение при отбывании наказания.
Определенные судом административные ограничения в отношении Т. соответствуют требованиям ст. 4 Федерального закона «Обадминистративном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», оснований для их изменения, судебная коллегия не усматривает.
Вопреки доводам апелляционной жалобы административные ограничения устанавливались судом исходя из обстоятельств и степени опасности совершенного Т. преступления, характеристики личности, направлены на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения лицом, в отношении которого устанавливается административный надзор.
В силу ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
Ограничения, установленные Законом об административном надзоре, согласуются с положениями Конституции Российской Федерации и подлежат применению в отношении определенной категории граждан, обладающими признаками повышенной опасности для общества.
Таким образом, Федеральным законом от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» ответственность не устанавливается и не отягчается, административный надзор не является мерой уголовного наказания, он устанавливается для предупреждения совершения лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, поэтому установление административного надзора нельзя рассматривать как ухудшение положения осужденного.
Установление в отношении Т. административного надзора не свидетельствует о нарушении его прав, поскольку временное ограничение прав и свобод определенной категории лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, установлено федеральным законом в целях защиты государственных и общественных интересов прав и согласуется с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации. При этом вводимые законодателем ограничения обеспечивают достижение указанных целей и не являются чрезмерными.
Административный надзор не является продолжением уголовного наказания либо дополнительным наказанием, как ошибочно полагает автор жалобы, а служит мерой предотвращения совершения повторных преступлений с его стороны путем систематического наблюдения за ним и оказания на него индивидуального профилактического воздействия со стороны органов внутренних дел.
В случае объективной невозможности исполнения установленных судом административных ограничений Т., как поднадзорное лицо, на основании ст. 10 Федерального закона № 64-ФЗ в дальнейшем вправе обратиться в суд с заявлением как о досрочном прекращении административного надзора, так и о частичной отмене установленных судом административных ограничений, а также согласовывать с органом внутренних дел свое пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить поводом для отмены решения суда.
Судебная коллегия находит выводы и решение суда законными и обоснованными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению, и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Иркутского областного суда
определила:
решение Тайшетского городского суда Иркутской области от
22 января 2020 г. по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Судья-председательствующий Н.М. Усова
Судьи Л.В. Гусарова
Н.И. Медведева