Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2015 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Патова С.М.
при секретаре Путниной И.С.,
с участием помощника Минусинского межрайонного прокурора Погодаевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Минусинского межрайонного прокурора в интересах Путяковой М.П. к МКОУ Малоничкинская ООШ № 14 о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ (л.д.20-22), в интересах Путяковой М.П. к МКОУ Малоничкинская ООШ № 14 о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы в сумме 10889 рублей 85 копеек. Свои требования мотивируя тем, что истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком. Заработная плата Путяковой М.П. начисляется неверно и в связи с этим, в полном объеме не выплачивается. Общий размер недоначисленной и невыплаченной заработной платы Путяковой М.П. за период ее работы с сентября 2014 г. по ноябрь 2014 г. составляет 10889 рублей 85 копеек.
В ходе рассмотрения дела протокольным определением суда от 19 февраля 2015 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено Управление образования администрации Минусинского района (л.д.23).
В судебном заседании помощник прокурора Погодаева Ю.В настаивала на уточненных исковых требованиях в полном объеме, суду пояснила, что районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда, однако ответчик при исчислении заработной платы истцу допустил выплату заработной платы в меньшей сумме.
Истец Путякова М.П., извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д.28), в зал суда не явилась.
Ответчик МКОУ Малоничкинская ООШ № 14, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом (л.д.29), в зал суда своего представителя не направил, ходатайств по делу не заявлял и не просил о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя, возражений на иск не представил.
Третье лицо Управление образования администрации Минусинского района, извещенное о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в зал суда своего представителя не направило.
Суд, с учетом положений ст.167 ГПК РФ в протокольной форме определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как следует из заявления прокурора и объяснений помощника прокурора в судебном заседании, прокурор обратился в суд в интересах Путяковой М.П. по тем основаниям, что в отношении последней было нарушено право об оплате труда.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд считает, что прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Путяковой М.П. в соответствии с требованиями ст. 45 ГПК РФ.
В соответствии с ч.2 ст. 7, ч.3 ст. 37 Конституции Российской Федерации: в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата- это вознаграждение за труд, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Согласно данной статьи тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад - базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Согласно ч.3 ст. 133 ТК РФ (в редакции Федеральных законов от 30.06.06г. № 90-ФЗ и от 20.04.07г. № 54-ФЗ) месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации. Данный размер МРОТ не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно статье 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах с особыми климатическими условиями.
Согласно статье 148 ТК РФ оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В данном случае, в период с 01.01.14г. – не менее 5554 рублей в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 02.12.13 № 336-ФЗ.
При этом, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы должны начисляться к заработной плате сверх установленного федеральным законодательством минимального размера оплаты труда.
В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ.
Заработная плата конкретного работника устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, при этом оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, в соответствии со статьями 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает что заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Согласно статье 315 ТК РФ: «Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате».
Статьи 316 и 317 ТК РФ содержат отсылочные нормы о размерах и порядке выплаты указанной надбавки.
Постановлением Администрации Красноярского края № 393-п от 13.11.92г. «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 01.11.92г. районный коэффициент для заработной платы для г. Минусинска и Минусинского района установлен в размере 1,30; при этом затраты на введение районного коэффициента 1,30 осуществляются за счет средств предприятий и организаций.
Согласно Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.07 г. № 922, при минимальном размере оплаты труда -5554 рубля в месяц, северная надбавка и районный коэффициент с 01.01.14г. должны были начисляться на данную сумму.
Истцу Путяковой М.П. была не доплачена указанная денежная сумма, прокурор просит взыскать в пользу Путяковой М.П. задолженность по заработной плате за период с сентября 2014 года по ноябрь 2014 года в размере 10889 рублей 85 копеек. Указанную сумму прокурор просит взыскать в пользу истца с ответчика, полагая его виновным в неисполнении требований действующего законодательства РФ.
Суд полагает установленными изложенные прокурором обстоятельства; соглашается с истцом в том, что ее трудовые права были нарушены невыплатой работодателем - МКОУ Малоничкинская ООШ № 14 сумм районного и северного коэффициентов в размере 30 % каждый, начисленных на минимальный размер оплаты труда.
При этом суд соглашается с правовой оценкой установленных обстоятельств, данной прокурором в иске и с расчетом задолженности по заработной плате за период с сентября по ноябрь 2014 года, которая составила 10889 рублей 85 копеек (л.д.20-21).
Учитывая изложенное, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п.п.9 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ, с ответчика в доход муниципального образования город Минусинск подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 435 рублей 59 копеек.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Путяковой М.П. к МКОУ Малоничкинская ООШ № 14 о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить.
Взыскать с МКОУ Малоничкинская ООШ № 14 в пользу Путяковой М.П. задолженность по заработной плате в сумме 10889 рублей 85 копеек.
Взыскать в доход муниципального образования город Минусинск с МКОУ Малоничкинская ООШ № 14 государственную пошлину в размере 435 рублей 59 копеек.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий:
Решение в окончательной форме принято 18.05.2015 г.