УИД 10RS0013-01-2021-000874-13 Дело № 12-136/2021
Р Е Ш Е Н И Е
27 сентября 2021 года город Петрозаводск
Судья Прионежского районного суда Республики Карелия Антипина Н.Н., рассмотрев жалобу администрации Прионежского муниципального района РК на постановление начальника отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия от хх.хх.хх г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
у с т а н о в и л а:
постановлением начальника отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия от хх.хх.хх г. администрация Прионежского муниципального района РК (далее - Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 80 000 рублей.
В жалобе, поданной в Прионежский районный суд РК, защитник Администрации по доверенности А. просит признать незаконным указанное постановление, производство по делу прекратить, ссылаясь на отсутствие состава административного правонарушения.
В судебном заседании защитник А. жалобу поддержал по обстоятельствам, в ней изложенным, дополнительно пояснив, что АО «ПКС-Водоканал» после строительства хх.хх.хх г. очистных сооружений в ... и до настоящего времени отказывается их принимать в аренду, взяв на себя по договору обязанность только принимать сточные воды, которые проходя по канализационным трубам, выходят на поверхность, при переполнении канализационного колодца.
Представитель Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия по доверенности Б. в судебном заседании заявила о необоснованности поданной жалобы, законности и обоснованности оспариваемого постановления.
Проверив материалы дела, доводы жалобы, заслушав лиц, явившихся в судебное заседание, свидетеля, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Основанием для привлечения Администрации к административной ответственности явился выявленный хх.хх.хх г. факт сброса сточных вод в водный объект (ручей без названия) с координатами ... в районе расположения канализационных очистных сооружений ....
Значение терминов, образующих объект административного правонарушения, в том числе «правила водопользования», «водопользование без изъятия воды», «сброс сточных вод в водные объекты», разъяснено Водным кодексом РФ.
В частности, согласно статье 1 Водного кодекса РФ:
водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (п. 4 ст. 1);
водопользователь - это физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом (п. 8 ст. 1);
использование водных объектов (водопользование) - это использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (п. 14 ст. 1);
сточные воды - это дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади (п. 14 ст. 1).
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения порядка, установленного правилами водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образуют деяния (действия или бездействие), заключающиеся в нарушении установленных правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты. Условия водопользования установлены в главе 5 Водного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 37 Водного кодекса РФ водопользование осуществляется с предоставлением или без предоставления водных объектов для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных настоящим Кодексом целей.
В силу ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных названным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон №7) хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со ст. 34 Закона №7 хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1 настоящей статьи, проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.
Статьей 19 Закона №7 установлено, что нормирование в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды и обеспечение экологической безопасности (ч. 1). Нормирование в области охраны окружающей среды заключается в установлении нормативов качества окружающей среды, нормативов допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, иных нормативов в области охраны окружающей среды, а также федеральных норм и правил и нормативных документов в области охраны окружающей среды (ч. 2).
Частью 2 статьи 55 Водного кодекса РФ установлено, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Содержание радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений в водных объектах не должно превышать соответственно предельно допустимые уровни естественного радиационного фона, характерные для отдельных водных объектов, и иные установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации нормативы (часть 4 статьи 56 Водного кодекса РФ).
Статьей 3 Водного кодекса РФ предусмотрено, что водное законодательство и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах значимости водных объектов в качестве основы жизни и деятельности человека, приоритета охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса РФ (ст. 9 Водного кодекса РФ).
Пунктом 2 части 2 статьи 5 Водного кодекса РФ установлено, что к поверхностным водным объектам отнесены водотоки (реки, ручьи, каналы).
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с положениями ст. ст. 26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.
В соответствии со ст. 22 Водного кодекса РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование должно содержать, в том числе: цель, виды и условия использования водного объекта или его части, требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных, в том числе дренажных вод.
В силу ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ водопользователи при использовании водных объектов обязаны: не допускать причинение вреда окружающей среде; вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами.
Пунктом 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ предусмотрено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии с п. 1 ст. 31 Водного кодекса РФ государственный водный реестр представляет собой систематизированный свод документированных сведений о водных объектах, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, собственности физических лиц, юридических лиц, об их использовании, о речных бассейнах, о бассейновых округах.
В государственном водном реестре осуществляется государственная регистрация договоров водопользования, решений о предоставлении водных объектов в пользование, перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, а также прекращения договора водопользования (ч. 2 ст. 31 Водного кодекса РФ).
Государственный водный реестр создается в целях информационного обеспечения комплексного использования водных объектов, целевого использования водных объектов, их охраны, а также в целях планирования и разработки мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий (часть 3 статьи 31 Водного кодекса РФ).
Ведение государственного водного реестра осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 10 статьи 31 Водного кодекса РФ).
Статьей 44 Водного кодекса РФ установлено, что запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты: содержащие природные лечебные ресурсы (п. 1 ч. 2); отнесенные к особо охраняемым водным объектам (п. 2 ч. 2). Запрещается сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, расположенные в границах: зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (п. 1 ч. 3); первой, второй зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов (п. 2 ч. 3); рыбоохранной зоны озера Байкал, рыбохозяйственных заповедных зон (п. 3 ч. 3).
Из пояснений лиц, участвующих в деле, следует, что как водный объект безымянный ручей, поименованный в оспариваемом постановлении, в государственном водном реестре не зарегистрирован, договор на его водопользование с Администрацией не заключался.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 указанной статьи, а именно - организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, - на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.
Частью 2 ст. 42 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на органы местного самоуправления поселения, городского округа была возложена обязанность до 1 июля 2013 года осуществить инвентаризацию водопроводных и канализационных сетей, участвующих в водоснабжении и водоотведении (транспортировке воды и сточных вод), утвердить схему водоснабжения и водоотведения, определить гарантирующую организацию, установить зоны ее деятельности.
Из материалов дела следует, что сточными водами, о сбросе которых в водный объект заявляет административный орган, являются сточные воды, поступающие из наружных сетей канализации ..., которые арендует АО «ПКС - Водоканал».
Свидетель В., заместитель директора по правовым и корпоративным вопросам АО «ПКС-Водоканал», показала, что АО «ПКС-Водоканал» осуществляет на территории Прионежского района деятельность по водоотведению. На территории ... хх.хх.хх г. были возведены новые очистные сооружения, которые им переданы не были. АО «ПКС-Водоканал» не производит очистку сточных вод, так как это не предусмотрено договором. В точке, где заканчивается граница эксплуатационной ответственности АО «ПКС-Водоканал» на сетях канализации, не установлена заглушка, и сточные воды проходя далее по трубам, выливаясь через канализационный коллектор, попадают в ручей, впадающий в Онежское озеро. АО «ПКС-Водоканал» должно передавать сточные воды для очистки, но в связи с отсутствием договорных отношений этого не делается. Заглушка в точке, где заканчиваются канализационные сети, арендуемые АО «ПКС-Водоканал», не ставится, так как тогда сточные воды, переполняя канализационный коллектор, будут выливаться в почву из данной точки, что Обществу не выгодно, поэтому сточные воды самотеком проходят дальше по сетям канализации.
Из пояснений лиц, участвующих в деле, плана канализационных сетей, следует, что через канализационный коллектор на поверхность выходят сточные воды, собираемые АО «ПКС-Водоканал» по канализационным сетям .... Общество для отвода сточных вод использует как сети, находящиеся в аренде, так и не находящиеся в аренде.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» запрещается совмещение функций органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Таким образом, поскольку Федеральным законом от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» не предусмотрено оказание услуг в сфере водоотведения органами местного самоуправления, а лишь их организация, то, с учетом вышеизложенных правовых норм, нахожу, что в действиях Администрации отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в связи с чем постановление подлежит отмене, производство по делу прекращению.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
р е ш и л а :
жалобу администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия удовлетворить.
Постановление начальника отдела государственного экологического надзора Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Республики Карелия от хх.хх.хх г. № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Прионежского муниципального района Республики Карелия отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Карелия через Прионежский районный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня получения его копии.
Судья Н.Н.Антипина