Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 марта 2013 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующей судьи Гадючко И.Ю.,
при секретаре Ильинской Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Батышевой Н. Ю. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Петрозаводске Республики Карелия о включении периодов работы в стаж для назначения трудовой пенсии и назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
у с т а н о в и л:
Батышева Н.Ю. обратилась в суд с иском по тем основаниям, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в медсанчасти комбината Урал-Асбест - Асбестовского горздравотдела в качестве клинического лаборанта. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в Деревянской врачебной амбулатории Прионежской ЦРБ в качестве клинического лаборанта, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по беременности и родам. С ДД.ММ.ГГГГ истица работает в Детской поликлинике № 2 г. Петрозаводска в качестве лаборанта клинико-диагностической лаборатории, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по беременности и родам. Батышева Н.Ю. не согласна с позицией ответчика, не включившего указанные периоды в стаж работы истицы. Просит включить в стаж работы следующие периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; назначить досрочную трудовую пенсию с момента наступления права.
В судебном заседании истица поддержала иск, уточнила требования, просила включить периоды нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, в льготном порядке исчисления (1 год как 1 год и 3 месяца), в календарном порядке исчисления остальные периоды работы и обязать ответчика назначить пенсию с 17 мая 2012 года.
Представитель ответчика Михайлов А.К., действующий по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал.
Суд, выслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, обозрев выплатное дело истицы, приходит к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что истица Батышева Н.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 17 мая 2012 года обратилась в ГУ – УПФ РФ в г.Петрозаводске РК с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ - УПФР в г.Петрозаводске РК № от ДД.ММ.ГГГГ истице отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с недостаточной продолжительностью лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения необходимой для установления досрочной трудовой пенсии по старости. Стаж работы истицы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» составляет 22 года 02 месяца 20 дней, что меньше требуемого стажа – 30 лет. Комиссия не включила в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости по указанным основаниям в льготном порядке исчисления стажа – работа в течение года как год и три месяца, периоды нахождения истицы в отпуске по беременности и родам с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и в отпуске по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данные периоды учтены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости по вышеуказанным основаниям, в календарном порядке. В указанный стаж не включены периоды работы истицы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры-лаборанта лабораторного отделения, поскольку указанная должность постановлениями Правительства РФ № 464 и № 781 не предусмотрена, а также периоды нахождения в отпуске по уходу за ребёнком после ДД.ММ.ГГГГ – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Согласно п. п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста (пп. 20 введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 319-ФЗ).
Пунктом 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства РФ N 1066 от 22 сентября 1999 года в выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464.
В соответствии с п. 1 Списка, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Поскольку в соответствии с постановлением N 464 в специальный стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения, засчитывались периоды работы в должности врача и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, период работы истицы в должности медицинской сестры-лаборанта лабораторного отделения (средний медицинский персонал) до ДД.ММ.ГГГГ может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года N 781, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в городе, сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца. Исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом "а", так и подпунктом "б" настоящего пункта. При этом льготный порядок исчисления стажа работы применяется к календарному периоду работы.
Из представленных документов, материалов отказного выплатного дела усматривается, что Батышева Н.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в качестве медсестры – лаборанта в Деревянской врачебной амбулатории Прионежской ЦРБ, в периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребёнком. Указанные периоды учтены в специальный стаж работы истицы в календарном исчислении, поскольку льготное исчисление стажа (работа в течение года как год и три месяца), по мнению ответчика, применяется только в отношении периодов работы.
Однако, согласно разъяснениям Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ (Письмо от 04.11.2002 N 7392-ЮЛ/ЛЧ-25-25/10067) отпуск по беременности и родам включается в специальный страховой стаж. В данном Письме разъяснено, что "период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности и включать его в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Закона о трудовых пенсиях".
В период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребёнком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, действовала ст.167 КЗоТ РСФСР (в редакции Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 19 ноября 1982 года), согласно которой женщине по её заявлению предоставлялся дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет. Дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. Кроме того, в указанный период действовало Постановление Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 года № 677 «Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей», п. 2 которого предусматривал, что с 01 декабря 1989 года продолжительность дополнительного отпуска по уходу за ребёнком без сохранения заработной платы увеличивалась до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачёту в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж. Положение о том, что период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста трех лет не засчитывается в стаж для назначения пенсии на льготных условиях, было введено законом РФ от 25 сентября 1992 года № 3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР».
Следует отметить, что в период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребёнком также действовал и Закон РФ «О государственных пенсиях в РСФСР», кроме того, спорный вопрос регулировался разъяснениями Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29 ноября 1989 года № 375/24-11 «О прядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет», в силу которых, время частично оплачиваемого отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и непрерывный стаж работы, учитывается при назначении государственных пенсий, при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненным к районам Крайнего Севера, а также Карельской АССР, в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что период нахождения истицы в отпусках по беременности и родам, по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ подлежат включению в стаж работы для досрочного назначения пенсии в льготном порядке исчисления.
С 06 октября 1992 года вступил в силу Закон РФ от 25 сентября 1992 года №3543-1 «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РФ», согласно которому период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ). Данным законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
При таких обстоятельствах обоснованной представляется позиция ответчика, не включившего в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ, периоды нахождения истицы в отпуске по уходу за ребёнком после 06 октября 1992 года.
Таким образом, в специальный стаж истицы подлежат включению в календарном исчислении период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве медицинской сестры-лаборанта лабораторного отделения медсанчасти комбината «Ураласбест» (<данные изъяты>) и в льготном исчислении период нахождения в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребёнком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>, с учётом зачтённого в календарном порядке).
С учётом включенных периодов стаж работы истицы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ, составляет меньше требуемого стажа - 30 лет, поэтому оснований для удовлетворения исковых требований Батышевой Н.Ю. об обязании ответчика назначить досрочную трудовую пенсию по старости у суда не имеется, в удовлетворении иска в данной части следует отказать.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы на оплату госпошлины пропорционально удовлетворённым исковым требованиям в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск Батышевой Н. Ю. удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Петрозаводске включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период работы Батышевой Н. Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как работу в течение года как год и три месяца, в календарном исчислении период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год.
В остальной части иска отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Петрозаводске в пользу Батышевой Н. Ю. расходы на оплату госпошлины в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного решения.
Судья И.Ю. Гадючко