Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-213/2014 ~ М-133/2014 от 21.01.2014

№ 2-213/2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Суровикино Волгоградской области                                    12 марта 2014 г.

Суровикинский районный суд Волгоградской области

в составе: председательствующего судьи                                   И.А. Махаева,

при секретаре судебного заседания                                            Т.Н. Кущевой,

с участием прокурора                                                          Т.М. Хайруллиной,

представителя ответчика - муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

Ближнеосиновский детский сад «Родничок»                       Д.Е. Стороженко,

представителя ответчика - администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области                 О.С. Данюковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Суровикинского района Волгоградской области в защиту интересов неопределённого круга несовершеннолетних лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Ближнеосиновский детский сад «Родничок» и администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Суровикинского района Волгоградской области, действуя в интересах неопределенного круга несовершеннолетних лиц, обратился в суд с заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Ближнеосиновский детский сад «Родничок» (далее детский сад «Родничок») и к администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области о возложении на ответчиков обязанности оборудовать здание детского сада системой телевизионного (видео-) наблюдения на основании следующего. В ходе проведенной проверки было установлено, что руководством детского сада «Родничок» не обеспечено исполнение требований законодательства о защите от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, так как здание указанного детского сада не оборудовано системой телевизионного (видео-) наблюдения, что создаёт предпосылки для проникновения в детский сад лиц, создающих угрозу жизни и здоровью детей и сотрудников, в том числе путём совершения террористических актов. Прокурор просит обязать детский сад «Родничок» и администрацию Суровикинского муниципального района Волгоградской области оборудовать здание образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения.

В судебном заседании прокурор Хайруллина Т.М. исковые требования поддержала, изложив их вышеуказанным образом, просила обязать детский сад «Родничок» и администрацию Суровикинского муниципального района оборудовать здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения в срок до 01 мая 2015 г., поскольку в бюджете района на 2014 г. расходы на установку видеонаблюдения в образовательных учреждениях не были предусмотрены.

Представитель ответчика детский сад «Родничок» Д.Е. Стороженко исковые требования не признал и пояснил, что здание детского сада введено в эксплуатацию в 1990 г. Капитальный ремонт здания детского сада и его реконструкция не проводились. В детском саду действует ряд мероприятий, направленных на обеспечение безопасности воспитанников, сотрудников, посетителей, а именно осуществляется пропускной режим, есть телефоны вызова экстренных служб, действует пожарная сигнализация. Прокурором не представлено доказательств того, что детский сад является тем объектом, на который распространяется действие Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утверждённого Федеральными законом № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 г. Детский сад не обладает собственными денежными средствами для установления системы видеонаблюдения. Просил отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.

Представитель ответчика администрации Суровикинского муниципального района Волгоградской области Данюкова О.С. исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать. Пояснила, что детский сад «Родничок» не относится к тем объектам, на которые распространяется действие Технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утверждённого Федеральным законом № 384-ФЗ от 30.12.2009 г. Нормативно-правовые акты, на которых основывает свои требования прокурор, вступили в законную силу после строительства и введения в эксплуатацию здания данного образовательного учреждения. Оснащение таких объектов социальной инфраструктуры системой видеонаблюдения может осуществляться только в период их реконструкции и капитального ремонта. СНИПом 31-06-2009 общественные здания и сооружения утверждены сводные правила, которые введены в действие с 01 января 2010 г., и согласно п.п. 1.1 данных СНИП распространяется на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых зданий. Приказом Министерства образования и науки от 4 июня 2008 года № 170 утверждено положение о необходимости оснащения учреждений образования камерами видеонаблюдения, однако это положение относится к зданиям федеральных государственных учреждений образования, каковым детский сад «Родничок» не является. Кроме того, в детском саду «Родничок» в дневное время штатными сотрудниками осуществляется охрана, существует пропускной режим посещения, входы в здание контролируются, в вечернее и ночное время охрану объекта осуществляют сторожа, действует пожарная сигнализация и радиопередающее оборудование системы передачи извещения о пожаре «Стрелец-Мониторинг». Для воспитанников и сотрудников детского сада доступны телефоны вызова экстренных служб. Данные меры являются достаточным для обеспечения безопасности. В бюджете района на 2014 г. не предусмотрены расходы на установление системы видеонаблюдения в образовательных учреждениях.

Выслушав стороны, исследовав представленные документы, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.4 ст.3 Федерального закона «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06 марта 2006 г., противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

Согласно п.3 ст.6 вышеназванного Закона органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности учреждения образования.

Как видно из п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями на участие в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 этого Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Как установлено ст. 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствие со ст. 28 того же закона образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся в числе прочего материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

В пункте 6 ст. 28 закона «Об образовании» указано на то, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, в том числе за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.

Следовательно, администрация Суровикинского муниципального района и детский сад «Родничок» являются субъектами противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на них лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укреплённости антитеррористической защищенности здания детского сада.

В силу ч.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии с пунктом 5.39 СНиП 31-06-2009 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

Прокуратурой Суровикинского района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении антитеррористической защищенности образовательных учреждений Суровикинского муниципального района, в результате которой выявлено, что в детском саду «Родничок» отсутствует система технического контроля за обстановкой - видеонаблюдение. Это подтверждается сообщением начальника отдела по образованию администрации Суровикинского муниципального района № 1363 от 26 декабря 2013 г.

Детский сад «Родничок» является муниципальным учреждением, а учредителем, осуществляющим финансирование учреждения, - администрация Суровикинского муниципального района Волгоградской области.

На основании п.42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 г., расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счёт средств своих бюджетов.

В соответствии с п.1.2 приказа Генпрокуратуры РФ от 22 октября 2009 г. № 339 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму», в целях повышения эффективности прокурорского надзора за исполнением законом о противодействии терроризму, на прокуроров, в пределах своей компетенции, возложена обязанность на основе состояния законности систематически проводить проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и их должностными лицами в пределах своей компетенции требований законодательства о противодействии терроризму, в том числе о приоритетном порядке осуществления профилактических мер, добиваясь реализации ими в полном объеме функций по выявлению, пресечению и устранению нарушений антитеррористического законодательства.

Приказом Рособразования от 11 ноября 2009 г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями, отсутствие финансовой возможности на их выполнение не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора.

Детский сад «Родничок» является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе значительного количества несовершеннолетних, а, значит, является одним из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. Таким образом, отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении обучающихся.

Осуществление деятельности детского сада в таких обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущербу имущества.

Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической оснащенности и антитеррористической защищенности является обязанностью как образовательных учреждений так и органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования следует удовлетворить, при этом обязанность по оборудованию здания детского сада системой телевизионного (видео-) наблюдения следует возложить и на образовательное учреждение и на администрацию муниципального образования, поскольку она, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения.

Довод представителя администрации Суровикинского муниципального района о том, что действующее законодательство не содержит обязательных предписаний относительно оснащения муниципальных общеобразовательных организацией системами видеонаблюдения основан на неверном толковании норм закона, в связи с чем не может быть принят во внимание.

При проектировании системы видеонаблюдения в здании школы подлежит применению Свод правил СП 11813330.2012 «СНиП 31-06-2009 (раздел 1)», поскольку он направлен на повышение уровня безопасности и степени соответствия зданий и сооружений их функциональному назначению и конкретизирует способ исполнения решения суда.

Мнение ответчика относительно того, что Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и СНиП 31-06-2009 вступили в законную силу после строительства и введения в эксплуатацию образовательного учреждения, а его реконструкция и капитальный ремонт не планируются, не может служить основанием для освобождения ответчиков от возложенной на них судом обязанности.

Действительно, в соответствии с частью 1 статьи 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные настоящим Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Однако в целях унификации действующего законодательства положения части 2 указанной статьи устанавливают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Наличие в детском саду пропускного режима, контролируемого входа посетителей, пожарный сигнализации, телефонов экстренных служб не является альтернативой системе видеонаблюдения, поскольку указанные меры не носят исчерпывающий характер для обеспечения безопасности, в том числе антитеррористической направленности.

При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░-) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 1 ░░░ 2015 ░. ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░-) ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                                                                      ░.░. ░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-213/2014 ~ М-133/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Суровикинского района Волгоградской области
Ответчики
администрация Суровикинского муниципального района Волгоградской области
МБДОУ Ближнеосиновский детский сад "Родничок"
Другие
Стороженко Денис Евгеньевич
Данюкова Ольга Станиславовна
Хайруллина Татьяна Марсовна
Суд
Суровикинский районный суд Волгоградской области
Судья
Махаев И.А.
Дело на сайте суда
surov--vol.sudrf.ru
21.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.01.2014Передача материалов судье
22.01.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.01.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.01.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.02.2014Судебное заседание
12.03.2014Судебное заседание
12.03.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2014Дело оформлено
06.05.2014Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее