Копия
№
УИД №
Решение
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ город Самара
Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Трошаевой Т.В.,
при секретаре Поликиной О.В.,
представителя административного истца Карсюкова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № № по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Промышленному району г. Самары к Теби Владимиру Николаевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу,
установил:
Административный истец Инспекция Федеральной налоговой службы РФ по Промышленному району г. Самары обратился в суд с административным иском к административному ответчику Теби В.Н., в котором просит взыскать с ответчика недоимку по транспортному налогу за <данные изъяты> в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>
В обоснование иска ссылается на то, что административный ответчик является плательщиком транспортного налога. Налоговым органом в адрес ответчика направлено налоговое уведомление, требование о необходимости уплаты исчисленных налоговым органом суммы налога, однако в установленные сроки налоги уплачены не были, на сумму недоимки начислены пени.
В судебном заседании представитель административного истца Инспекции Федеральной налоговой службы по Промышленному району г. Самары по доверенности Карсюков Д.В. исковые требования поддержал, просил восстановить срок на подачу административного иска, поскольку срок пропущен по уважительной причине в связи с большой загруженностью сотрудников.
Административный ответчик Теби В.Н. в судебное заседание не явился, извещалась судом о месте и времени рассмотрения дела по своему месту жительства (месту регистрации), однако, от получения судебных извещений уклонился, в суд возвращены почтовые уведомления с отметкой о том, что срок хранения судебных извещений истек. Судебные извещения судом направлялись по адресу, который соответствует действительности. Таким образом, суд надлежащим образом выполнил возложенную на него обязанность по своевременному и надлежащему извещению лица, участвующего в деле, о времени и месте судебного разбирательства. Между тем, административный ответчик не проявил ту степень заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях своевременного получения направляемых ему извещений о принятых в отношении него решениях. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по месту жительства корреспонденцией является риском самого гражданина, все неблагоприятные последствия такого бездействия несет гражданин.
Руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся административного истца, административного ответчика, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
В соответствии с ч.1 ст. 23 НК РФ, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии с ч. 2 ст. 44 Налогового кодекса РФ обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах обстоятельств, предусматривающих его уплату.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается с уплатой налога налогоплательщиком.
В силу статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьей 69 НК РФ предусмотрено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Сведения о наличии у налогоплательщиков - физических лиц объектов налогообложения по указанным налогам, предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления (пункт 4 статьи 85 НК РФ)
В соответствии с пунктом 4 статьи 31 НК РФ, документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, могут быть переданы налоговым органом лицу, которому они адресованы, или его представителю непосредственно под расписку, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота либо через кабинет налогоплательщика, если порядок их передачи прямо не предусмотрен настоящим Кодексом. В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом, датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма.
В силу статей 357, 358 НК РФ, Закона Самарской области от 06.11.2002 №86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области», налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом, не являются объектом налогообложения.
Статьей 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная во внесистемных единицах мощности - лошадиных силах. Мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее транспортное средство и указывается в регистрационных документах.
Согласно п.3 ст. 362 НК РФ В случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового (отчетного) периода исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Согласно статье 75 НК РФ, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что согласно сведениям <данные изъяты> административный ответчик являлся собственником транспортного средства <данные изъяты>, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, административный ответчик обязан был самостоятельно исполнить обязанность по уплате транспортного налога в отношении зарегистрированного за ним транспортного средства.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Как следует из абзаца 2 части 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 9 от 11 июня 1998 года "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Согласно части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года N 11 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" такими причинами могут быть обстоятельства, объективно исключавшие возможность своевременного обращения в суд с заявлением о компенсации и не зависящие от лица, подающего ходатайство о восстановлении срока (например, болезнь, лишавшая лицо возможности обращения в суд, его беспомощное состояние, несвоевременное направление лицу копии документа, а также обстоятельства, оцененные судом как уважительные). В качестве таких обстоятельств не могут рассматриваться ссылки заявителя-организации на необходимость согласования с каким-либо лицом вопроса о подаче заявления о компенсации, нахождение представителя заявителя в командировке (отпуске), кадровые перестановки, отсутствие в штате организации юриста, смена руководителя (нахождение его в длительной командировке, отпуске), а также на иные обстоятельства организационного характера, имевшиеся у юридического лица.
Из материалов дела следует, что административным ответчиком обязанность по уплате транспортного налога за ДД.ММ.ГГГГ не исполнялась.
Административный истец направил административному ответчику налоговое уведомление № № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате транспортного налога за <данные изъяты> в размере <данные изъяты> в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В установленные законодательством сроки ответчик налог не уплатил, в связи с чем, ответчику направлено требование № № об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, установлен срок оплаты до ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ административный истец ИФНС России по Промышленному району г. Самары обратился к мировому судье судебного участка <данные изъяты> с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание с Теби В.Н. транспортного налога за <данные изъяты> в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей судебного участка <данные изъяты> вынесен судебный приказ на взыскание Теби В.Н. транспортного налога за <данные изъяты> в размере <данные изъяты>, пени в размере <данные изъяты> в пользу ИФНС России по Промышленному району г. Самары.
Определением мирового судьи судебного участка №46 Промышленного судебного района г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный судебный приказ отменен.
Согласно п. 2 ст. 48 НК РФ срок обращения в суд с заявлением и вынесении судебного приказа о взыскании с Теби В.Н. задолженности по транспортному налогу истекал ДД.ММ.ГГГГ Согласно материалам дела административный истец обратился к мировому судье судебного участка <данные изъяты> с заявлением о вынесении судебного приказа ДД.ММ.ГГГГ Следовательно, административный истец обратился в суд по истечении срока, предусмотренного законом на обращение в суд.
Истцом заявлено ходатайство, в котором просит восстановить срок на обращение в суд в связи с большим объемом работы, суд не может признать данную причину пропуска срока уважительной.
Таким образом, на дату обращения с настоящим иском в суд истец утратил право на принудительное взыскание с ответчика задолженности по налогам и сборам. При таких обстоятельствах, с учетом того, что срок подачи административного иска пропущен, уважительных причин для его восстановления не представлено, оснований для восстановления пропущенного процессуального срока для подачи иска не имеется.
В ходе судебного разбирательства установлено, что налоговый орган обратился в суд с иском о взыскании транспортного налога за <данные изъяты> за пределами пресекательного срока, предусмотренного ст. 48 НК РФ.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что административные исковые требования ИФНС России по Промышленному району г. Самары не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы РФ по Промышленному району г. Самары к Теби Владимиру Николаевичу о взыскании недоимки по транспортному налогу - отказать в полном объеме.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Промышленный районный суд г. Самары.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: подпись Т.В. Трошаева
Копия верна:
Судья: Т.В. Трошаева
Секретарь: О.В. Поликина
Подлинный документ подшит в материалах административного дела № (УИД №) Промышленного районного суда г. Самары