Дело № 2а-3223/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
08 июля 2019 г. г. Ульяновск
Ленинский районный суд г.Ульяновска в составе:
судьи Карабанова А.С.,
при секретаре Моисеевой Н.Ю.,
с участием представителя административного истца Покидько Е.А.,
представителя административного ответчика Петровой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Червякова С.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска об отмене ликвидации юридического лица,
УСТАНОВИЛ:
Червяков С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ИФНС России по Ленинскому району г. Ульяновска об отмене ликвидации КПК «Деньги-займ+» путем внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц записи о его восстановлении.
Административные исковые требования мотивированы тем, что КПК «Деньги-займ+», участником которого являлся Червяков С.А., был исключен из ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ, однако кооператив до настоящего времени продолжает свою деятельность, участники намерены продолжать деятельность кооператива и погасить имеющуюся задолженность перед бюджетом.
Административный истец Червяков С.А. в судебном заседании не участвовал, доверил представлять свои интересы представителю по доверенности Покидько Е.А., которая в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме
Представитель административного ответчика Петрова Е.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска. Указала на соблюдение налоговым органом процедуры принятия решения об исключении КПК «Деньгизайм+» из ЕГРЮЛ. Решение о прекращении деятельности кооператива принималось его участниками, а не налоговым органом, в связи с чем отсутствуют законные основания для отмены записи о ликвидации указанного юридического лица.
Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
В соответствии со ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Как следует из материалов дела, в Едином государственном реестру юридических лиц имеются сведения о Кредитном потребительском кооперативе «Деньги-займ+», зарегистрированном ДД.ММ.ГГГГ и прекратившим свою деятельность с ДД.ММ.ГГГГ в связи с ликвидацией юридического лица.
Учредителем КПК «Деньги Займ+» Червяковым С.А. было подано в ИФНС по Ленинскому району г. Ульяновска заявление об отмене регистрации ликвидации указанного юридического лица.
На указанное заявление административным ответчиком был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления.
Не согласившись с указанным отказом Червяков С.А. обратился в суд с настоящим административным иском.
Порядок создания и ликвидации юридических лиц регулируются Гражданским кодексом РФ, а в части неурегулированной данным Кодексом – Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ).
Так, в соответствии с ч. 1 ст. 50.1 ГК РФ юридическое лицо может быть создано на основании решения учредителя (учредителей) об учреждении юридического лица.
На основании ч. 1 ст. 51 ГК РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц.
Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления (ч. 2 ст. 51 ГК РФ).
Согласно ч. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.
При этом статьей 63 ГК РФ установлен порядок ликвидации юридического лица.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 18.07.2009 г. № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» (далее – Закон № 190-ФЗ) под кредитным потребительским кооперативом понимается добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков).
Кредитные кооперативы могут быть созданы и осуществлять свою деятельность в виде кредитного кооператива, членами которого могут являться юридические и физические лица, кредитного потребительского кооператива граждан, а также в виде кредитного кооператива второго уровня (ч. 1 ст. 7 Закона № 190-ФЗ).
Государственная регистрация кредитного кооператива осуществляется в порядке, определенном Законом № 129-ФЗ. Кредитный кооператив считается созданным как юридическое лицо со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц (ч. 5 ст. 7 Закона № 190-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 10 Закона № 190-ФЗ Кредитный кооператив может быть ликвидирован: 1) по решению общего собрания членов кредитного кооператива (пайщиков); 2) по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
При принятии решения о ликвидации кредитного кооператива назначается ликвидационная комиссия, к которой переходят все полномочия по управлению делами ликвидируемого кредитного кооператива, проводится обязательная оценка рыночной стоимости имущества ликвидируемого кредитного кооператива в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим оценочную деятельность. Ликвидационная комиссия по требованию членов ликвидируемого кредитного кооператива (пайщиков) обязана предоставить им для ознакомления отчет об оценке имущества такого кредитного кооператива (ч. 4 ст. 10 Закона № 190-ФЗ).
Ликвидация кредитного кооператива считается завершенной, а кредитный кооператив - прекратившим существование после внесения записи об этом в Единый государственный реестр юридических лиц (ч. 9 ст. 10 Закона № 190-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) – акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 1 ст. 11 Закона № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
Моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр (ч. 2 ст. 11 Закона № 129-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 20 Закона № 129-ФЗ сообщение учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, осуществляется в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица путем направления уполномоченным ими или им лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица, в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица с приложением такого решения в письменной форме.
Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации (ч. 2 ст. 20 Закона № 129-ФЗ).
В соответствии с ч. 2 ст. 22 Закона № 129-ФЗ ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица.
На основании ч. 7 ст. 22 Закона № 129-ФЗ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Как следует из материалов дела, 12.09.2017 г. в адрес регистрирующего органа от КПК «Деньги-займ+» поступило уведомление о принятии указанным кредитным кооперативом решения о добровольной ликвидации и назначении ликвидатора – Червякова С.А.
На основании представленных документов 19.09.2017 года в ЕГРЮЛ регистрирующим органом внесена запись о нахождении юридического лица в стадии ликвидации.
О ликвидации КПК «ДЕНЬГИ-ЗАЙМ+» была опубликована информация о принятии членами кредитного кооператива решения о ликвидации КПК «Деньги-займ+» в «Вестнике государственной регистрации» №(№) от ДД.ММ.ГГГГ.
21.12.2017 г. ликвидатором КПК «Деньги-займ+» в Инспекцию представлено уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса и промежуточный ликвидационный баланс. На основании представленных обществом документов 28.12.2017 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о внесении сведений о промежуточном ликвидационном балансе за государственным номером 2177325486083.
Параллельно 21.12.2017 г. в Инспекцию были представлены документы, необходимые для государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией, а именно: подписанное ликвидатором заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с ликвидацией; ликвидационный баланс; извещение о вводе сведений; документ об уплате государственной пошлины.
На основании представленных обществом документов 28.12.2017 г. в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации юридического лица за государственным номером 2177325486094, на основании принятого регистрирующим органом решения №А.
Указанное решение №А заинтересованными лицами, в том числе Червяковым С.А., не обжаловалось.
Таким образом, ликвидация КПК «Деньги-займ+» была произведена в соответствии с действующим законодательством, процедура ликвидации юридического лица соблюдена.
Действующим законодательством не предусмотрена возможность восстановления ликвидированного юридического лица путем отмены регистрации ликвидации.
То обстоятельство, что участниками кредитного кооператива принято решение о продолжении его деятельности, не может служить основанием к отмене регистрации ликвидации юридического лица.
При таких обстоятельствах у суда отсутствуют предусмотренные законом основания для отмены регистрации ликвидации КПК «Деньги-займ+», в связи с чем в удовлетворении административного иска надлежит отказать.
Руководствуясь ст.ст. 175 -180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Червякова С.А. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска об отмене ликвидации Кредитного потребительского кооператива «Деньги-займ+» отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.С. Карабанов
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>