Дело № 2-2107/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Хабаровск 16 мая 2019 года
Индустриальный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Гончарука М.А.,
при секретаре судебного заседания Александровой А.С.,
с участием истца Парфенова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> о восстановлении срока обращения в органы Пенсионного фонда России с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> (далее УПФР в <адрес> и <адрес>) о восстановлении пропущенного срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений застрахованного лица – отца ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ, свои требования мотивировав тем, что после смерти отца у него появилось право на получение средства пенсионных накоплений, учтённых в его специальной части индивидуального лицевого счета, о чем он не знал.
Истец ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, пояснил, что до настоящего времени был лишен возможности реализовать свое право на получение средств пенсионных накоплений отца ФИО4, в виду отсутствия информации о них, в связи с чем не смог своевременно обратиться в органы ПФР. О наличии такого права узнал в мае 2018 года. Кроме него наследниками после смерти ФИО4 никого нет.
Представитель ответчика УПФР в <адрес> и <адрес> в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем указал в заявлении.
В письменном отзыве представителем УПФР в <адрес> и <адрес> указано, что ФИО2 пропущен установленный шестимесячный срок для обращения в органы ПФР за выплатой средств пенсионных накоплений, однако указанный срок может быть восстановлен в судебном порядке.
В соответствии ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Из отзыва ответчика следует, что ФИО4 являлся застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования, имел пенсионные накопления.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер, после его смерти на индивидуальном лицевом счете остались пенсионные накопления.
Истец ФИО2 является сыном ФИО4, согласно свидетельства о рождении II-ЖО №, и наследником умершего.
В установленный законом шестимесячный срок после смерти ФИО4 истец с заявлением о выплате ему средств пенсионных накоплений умершего отца в УПФР в <адрес> и <адрес> не обращался. С настоящим иском он обратился в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть со значительным пропуском указанного срока.
Заявляя требования о восстановлении срока для обращения с заявлением о получении средств пенсионных накоплений, истец исходил из незнания о своем праве на получение денежных средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего отца.
Суд не может согласиться с такими доводами, полагая их основанными на неправильным применением норм материального права.
В соответствии с ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии" в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии или до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений в соответствии с ч. 1 ст. 8 настоящего Федерального закона, средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При отсутствии заявления застрахованного лица о распоряжении средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, подлежащие выплате родственникам умершего застрахованного лица, указанным в ч. 7 настоящей статьи, распределяются между ними в равных долях.
Выплата средств пенсионных накоплений правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой к страховщику, у которого формировались средства пенсионных накоплений на дату смерти застрахованного лица, в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица.
Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего указанный срок.
Аналогичные нормы содержатся и в ч. 3 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 111-ФЗ "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации".
Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 424-ФЗ "О накопительной пенсии" в случае, предусмотренном ч. 6 настоящей статьи, правопреемникам умершего застрахованного лица из числа лиц, указанных в заявлении застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица либо определенных в договоре об обязательном пенсионном страховании, осуществляется выплата этих средств.
В случае отсутствия указанного заявления застрахованного лица либо определения правопреемников в договоре об обязательном пенсионном страховании выплата осуществляется правопреемникам умершего застрахованного лица из числа родственников, к которым относятся его дети, в том числе усыновленные, супруга (супруг), родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности: в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супруге (супругу) и родителям (усыновителям); во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
Как следует из разъяснений Верховного Суда РФ, изложенных в Обзоре законодательства и судебной практики за 3 квартал 2008 года, восстановление срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда РФ за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, зависит от усмотрения суда, которое, по общему правилу, обусловлено наличием или отсутствием исключительных обстоятельств, связанных с личностью правопреемника, повлекших пропуск названного срока.
Следовательно, при рассмотрении дел по заявлениям правопреемников о восстановлении им срока обращения в территориальные органы Пенсионного фонда РФ за выплатой средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умерших застрахованных лиц, необходимо выяснять как причины пропуска указанного срока, так и их уважительность.
Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств. Как правило, такими причинами являются: болезнь, длительность командировки, ненадлежащее исполнение законными представителями правопреемников, не обладающих дееспособностью в полном объеме, возложенных на них законодательством функций и тому подобное.
Из анализа указанных выше норм следует, что наличие уважительных причин, являющихся основанием для восстановления срока обращения в пенсионный орган за выплатой средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, должно быть обусловлено наступлением исключительных объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению правопреемника за выплатой, как-то болезнь, длительная командировка, необходимость ухода за тяжело больным членом семьи и тому подобное.
Между тем доказательств наличия объективных причин, препятствующих истцу в шестимесячный срок обратиться к ответчику с соответствующим заявлением суду в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Доводы истца об отсутствии у него информации о наличии средств пенсионных накоплений умершего отца суд полагает несостоятельными, поскольку само по себе отсутствие у ФИО2 соответствующих сведений не может быть расценено в качестве уважительных причин для восстановления пропущенного срока. Суд учитывает, что информация о правах на получение средств пенсионных накоплений в случае смерти застрахованного лица носит общедоступный характер, поэтому истец ФИО5, 1984 года рождения, обладая необходимой степенью грамотности, мог беспрепятственно узнать о своих правах, связанных с выплатой средств пенсионных накоплений с 2006 года до мая 2018 года. При этом суд также учитывает, что с момента, когда истцу стало известно о своем праве на получение части накопительной пенсии застрахованного лица – отца (май 2018 года), прошло более 6 месяцев, однако истец без уважительных причин, свое право на обращение к ответчику в шестимесячный срок, когда он узнал о своем праве, также не реализовал без уважительных причин.
Учитывая, что истец обратился в суд с настоящим иском спустя 13 лет после смерти отца, при этом не представил доказательств того, что срок обращения за выплатой средств пенсионных накоплений был пропущен им по уважительным причинам, которые носили исключительный характер и были связаны с личностью правопреемника, у суда отсутствуют правовые и фактические основания для удовлетворения иска, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований ФИО2 надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Отказать ФИО2 в удовлетворении исковых требований к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в <адрес> и <адрес> о восстановлении срока обращения в органы Пенсионного фонда России с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Хабаровский краевой суд через Индустриальный районный суд г. Хабаровска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.А. Гончарук
Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2019 года.