Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2044/2019 ~ М-1617/2019 от 29.05.2019

Дело № 2-2044/2019                            18 сентября 2019 г.

                    

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи                 Волковой Т.В.,

при секретаре                             Власенко Н.С.,

с участием:

представителя истца Краморовой М.В.,

представителя ответчика Министерства образования Магаданской области Гаврюшенко О.В.,

представителя соответчика Управления Федерального казначейства Магаданской области и Министерства финансов Российской Федерации Матяш И.В.,

представителя третьего лица Департамента образования мэрии г. Магадана Куделина А.В.,

рассмотрев с использованием видеоконференц-связи в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области 18 сентября 2019 г. гражданское дело по иску Буковской Флоранс Евгеньевны к Министерству образования Магаданской области, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Магаданской области о взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

Буковская Ф.Е. обратилась в Магаданский городской суд с иском к к Министерству образования Магаданской области, Министерству финансов Магаданской области о взыскании убытков.

Указав в обоснование, что решением Магаданского городского суда от 13 августа 2009 г. на Департамент образования администрации Магаданской области возложена обязанность обеспечить ее сыну Буковскому М.С., 2007 г. рождения занятия с сурдопедагогом в соответствии с его индивидуальной программой реабилитации. Так как образовательные услуги не могли быть предоставлены в образовательных учреждениях на территории Магаданской области, она в октябре 2009 г. с ребенком выехала в г. Старый Оскол Белгородской области, где он посещал детский сад № 22 специализированную группу для слабослышащих детей. В 2015-2016 г. обучался в МБОУ «СОШ № 30» г. Старый Оскол Белгородской области, но из-за отсутствия в школе сурдопедагога они вынуждены были переехать в г. Ставрополь. В г. Ставрополе он посещал ГКОУ «Специальную (коррекционную) общеобразовательную школу-интернат № 36 г. Ставрополя», а с 29 ноября 2016 г. по настоящее время обучается в МБОУ СОШ № 21 г. Ставрополя по адаптированной образовательной программе.

При этом она неоднократно обращалась в Министерство образования Магаданской области по вопросу наличия условий в образовательных учреждениях г. Магадана для детей с нарушением слуха. Однако, ей сообщили об отсутствии образовательных учреждений для обучающихся по адаптированным программам для детей с нарушением слуха.

В связи с отсутствием надлежащих условий для обучения в г. Магадане она с сыном лишены возможности проживать по месту регистрации и вынуждена арендовать жилое помещение и оплачивать коммунальные услуги по месту обучения Буковского М.С.

За период с 23 сентября 2016 г. по настоящее время неоднократно заключались договоры аренды, где стоимость аренды составляла 11 000 руб. 00 коп., а коммунальные услуги оплачивались ежемесячно.

Ссылаясь на положения статьи 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации просила взыскать с Министерства образования Магаданской области и Министерства финансов Магаданской области убытки в размере 448 514 руб. 00 коп.

Протокольным определением Магаданского городского суда от 29 июля 2019 г. Департамент образования мэрии г. Магадана привлечен в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика.

14 августа 2019 г. протокольным определением Магаданского городского суда по ходатайству представителя истца произведена замена ненадлежащего ответчика Министерства финансов Магаданской области надлежащим на Управление Федерального казначейства по Магаданской области.

Протокольным определением Магаданского городского суда от 4 сентября 2019 г. в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Российской Федерации.

Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь положениями части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие истца.

В судебном заседании представитель истца поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что, несмотря на неоднократные обращения истца, условия необходимые для обучения Буковского М.С. по месту регистрации не созданы, что вынуждает истца с ребенком проживать за пределами Магаданской области в целях обеспечения его необходимыми условиями для получения образования. Просила исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства образования Магаданской области возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что возмещение расходов связанных с арендой и оплатой коммунальных услуг нормативными правовыми актами не предусмотрено. Истец может обратиться в любое образовательное учреждение г. Магадана, где должны будут создать условия для получения образования Буковским М.С.

Представитель соответчика Управления Федерального казначейства по Магаданской области и Министерства финансов Российской Федерации просил в удовлетворении исковых требований отказать, так как являются ненадлежащими ответчиками по данному делу.

Представитель третьего лица просил в удовлетворении исковых требований отказать, Поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление.

Заслушав объяснения представителя истца, представителя Министерства образования Магаданской области, представителя соответчиков Управления Федерального казначейства по Магаданской области и Министерства финансов Российской Федерации, представителя третьего лица Департамента образования мэрии г. Магадана, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.

В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

Согласно статье 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Министерство образования Магаданской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Магаданской области, осуществляющим функции по выработке и реализации региональной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по реализации государственной политики в сфере организации отдыха и оздоровления детей на территории Магаданской области. Министерство является правопреемником министерства образования и молодежной политики Магаданской области в части реализации государственной политики в сфере образования на территории Магаданской области (п. 1.1., 1.2 Положения о Министерстве образования Магаданской области, утвержденного Постановлением Правительства Магаданской области от 12.12.2018 № 852-пп – далее Положение).

Пунктом 3.38 Положения предусмотрено, что Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на Министерство полномочий.

В силу пункта 3.19 Положения Министерство осуществляет:

- государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Магаданской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на территории Магаданской области;- лицензирование образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Магаданской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");

- государственную аккредитацию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Магаданской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации");

- внесение в государственную информационную систему "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам" сведения о государственной аккредитации образовательной деятельности;

- подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации, документов об ученых степенях, ученых званиях;

- представление сведений о проставленных апостилях на документах об образовании и (или) о квалификации в Рособрнадзор путем внесения этих сведений в федеральную информационную систему "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации";

- государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур при осуществлении соответствующих переданных полномочий Российской Федерации в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в рамках осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Магаданской области (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на территории Магаданской области;

- внесение в федеральную информационную систему государственного надзора в сфере образования сведений о мероприятиях по государственному надзору (контролю) в сфере образования.

Как следует из материалов дела, решением Магаданского городского суда от 13 августа 2009 г. по гражданскому делу № 2-2155/2009 на департамент образования администрации Магаданской области возложена обязанность обеспечить Буковскому М.С. занятия с сурдопедагогом в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида.

Согласно заключению ОГБОУ «Белгородский региональный центр психолого-медико-социального сопровождения Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия» от 15 июня 2015 г. Буковский М.С. нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Рекомендовано обучение по адаптированной общеобразовательной программе начального общего образования с учетом особенностей детей с нарушенным слухом при наличии специальных материально-технических (в том числе ассистивных средств (индивидуальных слуховых аппаратов)/адаптированной основной образовательной программе начального общего образования для слабослышащих детей. Использование учебных пособий и дидактических материалов, обеспечивающие полисенсорную основу восприятия информации в соответствии с программой. Индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию высших психических функций. Индивидуальные занятия с учителем-дефектологом, сурдопедагогом над развитием слухового восприятия (двустороння сенсоневральная тугоухость IV степени, справа пограничная с глухотой). Индивидуальные занятия с учителем-логопедом по коррекции системного недоразвития речи. Медицинское сопровождение педиатра, сурдолога.

Буковский М.С. является учеником 4 класса МБОУ средней общеобразовательной школы № 21г. Ставрополя Ставропольского края.

Как следует из письма департамента образования мэрии г. Магадана от 18 августа 2017 г. квалифицированные учителя-дефектологи и сурдопедагоги работают в Магаданском областном государственном бюджетном образовательном учреждении «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» и в государственном казенном образовательном учреждении для обучающихся по адаптированным программа «Магаданский областной центр образования № 1». В случае возвращения в г. Магадан Буковского М. департамент будет изыскивать возможность создания необходимых условий для его обучения с учетом рекомендаций ПМПК.

Согласно информации, предоставленной МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» от 24 июля 2019 г. в МАОУ СОШ № 18 в соответствии с требованиями образовательного стандарта работают педагоги-психологи и учителя–логопеды. С момента принятия Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ СОШ № 18 по адаптированным общеобразовательным программам обучались только дети с задержкой психического развития. В связи с этим в штатном расписании отсутствовали ставки тьюторов и дефектологов (сурдопедагогов).

Из письма МОГБУ «Центр психолого-педагогической, медицинской, социальной помощи» от 4 июня 2019 г. следует, что в штатном расписании учреждения отсутствует должность сурдопедагога.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что до настоящего времени Министерством образования Магаданской области условия необходимые для обучения Буковского М.С. в образовательном учреждении с учетом рекомендаций не созданы.

В соответствии с частью 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Между тем, Министерством образования Магаданской области доказательств, подтверждающих наличие в каком-либо общеобразовательном учреждении г. Магадана необходимых условий для получения образования Буковским М.С. не представлено.

Как следует из материалов дела, 23 сентября 2016 г. заключен договор аренды жилого помещения, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, 21/4 между Щербаковым Р.В. и Буковской Ф.Е.

1 сентября 2017 г. заключен договор аренды жилого помещения, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, 21/4 между Щербаковым Р.В. и Буковской Ф.Е.

1 июня 2018 г. заключен договор аренды жилого помещения, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Тухачевского, 21/4 между Щербаковым Р.В. и Буковской Ф.Е.

По условиям которых арендная плата составляет 11 000 руб. в месяц. Также предусмотрена обязанность по оплате коммунальных платежей арендатором.

Поскольку в результате незаконного бездействия Министерства образования Магаданской области Буковскому М.С. не созданы условия для получения образования по месту регистрации в г. Магадане, а истец вынуждена проживать за пределами г. Магадана для получения Буковским М.С. образования, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований истца к Министерству образования Магаданской области.

Проверив расчет исковых требований, сопоставив с представленными истцом квитанциями об оплате коммунальных услуг, арендной платы, суд признает его верным.

Таким образом, с Министерства образования Магаданской области в пользу Буковской Ф.Е. подлежит взысканию 448 514 руб. 00 коп.

При этом не подлежат удовлетворению требования Буковской Ф.Е. к Управлению Федерального казначейства по Магаданской области, Министерству финансов Российской Федерации, поскольку указанные лица не отвечают по обязательствам субъекта Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Буковской Флоранс Евгеньевны к Министерству образования Магаданской области, Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Магаданской области о взыскании убытков удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства образования Магаданской области в пользу Буковской Флоранс Евгеньевны убытки в размере 448 514 (четыреста сорок восемь тысяч пятьсот четырнадцать) рублей 00 копеек.

Отказать Буковской Флоранс Евгеньевне в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации, Управлению Федерального казначейства по Магаданской области о взыскании убытков.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить день принятия решения суда в окончательной форме – 23 сентября 2019 г.

Судья                                    Т.В. Волкова

2-2044/2019 ~ М-1617/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Буковская Флоранс Евгеньевна
Ответчики
Министерство образования Магаданской области
Министерство Финансов Магаданской области
УФК по Магаданской области
Другие
Департамент образования мэрии г.Магадана
Суд
Магаданский городской суд Магаданской области
Судья
Волкова Татьяна Владимировна
Дело на сайте суда
magadansky--mag.sudrf.ru
29.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.05.2019Передача материалов судье
30.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
21.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2019Судебное заседание
24.07.2019Судебное заседание
29.07.2019Судебное заседание
14.08.2019Судебное заседание
28.08.2019Судебное заседание
04.09.2019Судебное заседание
18.09.2019Судебное заседание
23.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.01.2020Дело оформлено
20.01.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее