дело №2а-535/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
гор. Костомукша 29 июля 2019 года
Костомукшский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Сафаряна И.А.,
при секретаре Романовой О.А.,
с участием административного ответчика судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Костомукша УФССП РФ по РК Калининой Е.В.,
представителя заинтересованного лица ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК (межрайонное) Грамович М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Лукина Н.А. к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Костомукша Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия Калининой Е.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия, Государственному учреждению - Центру по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Карелия об оспаривании бездействия,
установил:
Лукин Н.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Костомукша УФССП РФ по РК Калининой Е.В., Центру ПФР в Республике Карелия, мотивируя тем, что с 01.01.2019 является получателем страховой пенсии. Размер страховой пенсии складывается из пенсии по старости в размере 6180 руб. 08 коп. и фиксированной выплаты в размере 14 060 руб. 91 коп. У него на иждивении находятся четверо несовершеннолетних детей. 13.05.2019 судебный пристав-исполнитель вынесла постановление об обращении взыскания на доходы должника, которым постановила удержание и выплату сумм производить ежемесячно до погашения суммы 242 994 руб. 83 коп. или окончания срока периодических платежей в размере 50% в 3 дневный срок со дня выплаты дохода. В июне 2019 года с него была взыскана сумма в размере 50% от начисленной ему пенсии в размере 10 120 руб. 49 коп., без учёта того, что сумма пенсии состоит в том числе и из сумм, являющихся пособием на содержание четверых несовершеннолетних детей. Считает, что взыскание не может быть обращено на пособие граждан, имеющих детей. При обращении к административным ответчикам, судебный пристав-исполнитель сообщила, что данные о суммах взыскания подает Центр ПФР в Республике Карелия. Действиями административных ответчиков существенно нарушаются его права, поскольку не позволяют ему воспользоваться правом на получение полагающейся ему пенсии и выплат на содержание детей. Просит признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя, допустившего взыскание с административного истца сумм, не подлежащих взысканию, признать незаконным бездействие Центра ПФР в Республике Карелия, выразившееся в том, что не произвел анализ соответствия закону взыскиваемых с истца сумм, обязав административных ответчиков устранить последствия незаконного бездействия и прекратить производить взыскание с истца денежных средств с сумм, не подлежащих ко взысканию в силу законодательства.
Определением суда от 22.07.2019 на основании ст. 221 КАС РФ к участию в деле в качестве ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов Республики Карелия, и на основании ст. 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Костомукша Республики Карелия (межрайонное).
Административный истец Лукин Н.А. и его представитель Фирсов В.В., извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Костомукша УФССП РФ по РК Калинина Е.В. просила отказать в удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в отзыве, и пояснила, что 15.03.2016 было возбуждено исполнительное производство. После поступления информации о том, что Лукин Н.А. является получателем пенсии, на основании ст.ст. 98, 99 Федерального закона «Об исполнительном производстве» ею было вынесено постановление об обращении взыскания на доходы должника в размере 50%. Постановление было направлено в Пенсионный фонд.
Представитель ответчика Центр ПФР в Республике Карелия, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие. В представленном письменном отзыве просил отказать в удовлетворении административного искового заявления, указав, что решением ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК (межрайонное) от 14.01.2019 Лукину Н.А. назначена страховая пенсия по старости. Общий размер пенсии Лукина Н.А. составляет 20 240 руб. 91 коп., включая фиксированную выплату с учётом увеличения размера фиксированной выплаты, увеличения стоимости пенсионного коэффициента. Повышенная фиксированная выплата, установленная с учётом нахождения на иждивении нетрудоспособных членов семьи, не относится к выплатам, указанным в п. 12 ч. 1 ст. 101 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве». Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона №229-ФЗ требование судебного пристава-исполнителя обязательны для всех органов и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. С 01.06.2019 из пенсии Лукина Н.А. производится удержание в размере 50% по постановлению об обращении взыскания на доходы должника от 15.03.2016.
Представитель административного ответчика УФССП РФ по РК, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явился.
Представитель заинтересованного лица ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК (межрайонное) Грамович М.Д., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении административного иска по доводам, изложенным в отзыве Центра ПФР в Республике Карелия.
Выслушав вившихся лиц, изучив доводы и возражения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что 15.03.2016 судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Костомукша УФССП РФ по РК на основании судебного приказа СП2-823/13/4 от 24.05.2013, выданного судебным участком №4 г. Петрозаводска Республики Карелия, возбуждено исполнительное производство №5093/16/10006-ИП о взыскании с Лукина Н.А. в пользу Петрозаводского филиала ПАО «Балтийский банк» задолженности в размере 242 994 руб. 83 коп. Определением мирового судьи судебного участка №4 г. Петрозаводска Республики Карелия от 04.04.2016 произведена замена взыскателя по судебному приказу СП2-823/13/4 от 24.05.2013 с Петрозаводского филиала ПАО «Балтийский банк» на ООО «Филберт».
Административный истец Лукин Н.А. с 01.01.2019 является получателем страховой пенсии по старости.
В рамках исполнительного производства №5093/16/10006-ИП о взыскании с Лукина Н.А. в пользу ООО «Филберт» задолженности в размере 242 994 руб. 83 коп., 13.05.2019 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на доходы должника, которое было направлено для исполнения в Центр ПФР в Республике Карелия.
Доводы административного истца о незаконности действий административных ответчиков, суд считает необоснованными.
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 101 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание не может быть обращено на пособия гражданам, имеющим детей, выплачиваемые за счет средств федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В силу ч.ч. 3, 9 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федеральный закон №400-ФЗ), лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи. Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона и частью 8 настоящей статьи, устанавливается в сумме, равной увеличению фиксированной выплаты к страховой пенсии, увеличенной на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством Российской Федерации в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях).
Согласно п. 2 ст. 29 Федерального закона №400-ФЗ удержание производится в размере, исчисляемом из размера установленной страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).
В соответствии с ч. 2 ст. 99 Федерального закона №229-ФЗ при исполнении исполнительного документа (нескольких исполнительных документов) с должника-гражданина может быть удержано не более пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов. Удержания производятся до исполнения в полном объеме содержащихся в исполнительном документе требований.
Таким образом, из материалов дела следует, что Лукину Н.А. при назначении страховой пенсии по старости была установлена повышенная фиксированная выплата к страховой пенсии с учетом наличия нетрудоспособных членов семьи, которая законом не отнесена к пособиям граждан, имеющих детей, в связи с чем суд приходит к выводу, что в действиях административных ответчиков отсутствуют нарушения пенсионного законодательства и законодательства об исполнительном производстве.
Кроме этого, истцом пропущен срок для обращения в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя.
Согласно ч. 3 ст. 219 КАС РФ, административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон № 229-ФЗ) постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ст. 122 Федерального закона № 229-ФЗ жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
В соответствии с ч. 5 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.
Частью 7 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
В судебном заседании установлено, что постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на доходы должника было вынесено 13.05.2019.
Административный истец Лукин Н.А. узнал о вынесении постановления, совершении действий 25.06.2019, что подтверждается представленной им историей выплаты за период с 01.01.2019 по 30.06.2019, предоставленной ГУ УПФ РФ в г. Костомукша РК (межрайонное).
С настоящим административным исковым заявлением Лукин Н.А. обратился 19.07.2019, ходатайство о признании уважительными причин пропуска срока в суд и его восстановлении, административным истцом не представлено.
С учётом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Руководствуясь ст. ст. 174-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Лукина Н.А. к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по г. Костомукша Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия Калининой Е.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Карелия, Государственному учреждению - Центру по выплате пенсий и обработке информации Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Карелия об оспаривании бездействия, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления решения судом в окончательной форме через Костомукшский городской суд Республики Карелия.
Судья И.А. СафарянМотивированное решение составлено 03 августа 2019 года.