Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-329/2015 ~ М-275/2015 от 07.05.2015

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

04 июня 2015 года

с. Левокумское

Левокумский районный суд Ставропольского края в составе

председательствующего судьи Ворониной С.А.

с участием помощника прокурора Левокумского района Чомаева А.Д.

истца Припадчева А.Н.

представителей ответчика Зиминой А.Н., Максимовой Т.С., Москвитина С.С.

при секретаре судебного заседания Мещеряковой О.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Главному управлению МЧС России по (адрес) о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации за неполученное обмундирование, компенсации морального вреда,

                                              УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по (адрес) о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации за неполученное обмундирование, компенсации морального вреда, мотивируя тем, что (дата) он незаконно уволен по сокращению штатов. Работодатель ему не предложил имеющиеся в организации вакансии, не учтено его семейное положение: на иждивении у него 2 несовершеннолетних детей. Кроме того, при увольнении ему не выплачена компенсация за неполученное обмундирование. Просит суд восстановить его на работе, взыскать средний заработок за время вынужденного прогула, взыскать компенсацию за неполученное обмундирование и компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

В судебном заседании ФИО2 иск поддержал и пояснил суду, что при увольнении его по сокращению штатов ответчик не предложил ему вакантное место и не учел преимущественное право оставления на работе. У него на иждивении двое несовершеннолетних детей. Кроме того, направление на ВКК он получил только (дата) года, а уже (дата) был уволен. В связи с этим, пройти ВКК он не успел. При увольнении он не получил компенсацию за неполученное обмундирование. Просит суд восстановить его на работе в должности инспектора, взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, за вычетом заработной платы по новому месту работы, взыскать компенсацию за неполученное обмундирование и компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей.

Представитель ответчика ФИО9 иск не признала и пояснила суду, что нарушения прав ФИО7 при его увольнении по сокращению штатов отсутствуют, процедура увольнения соблюдена, в связи с этим, Главное управление считает, что исковые требования необоснованны и не подлежат удовлетворению.

Выслушав стороны, допросив свидетеля, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как следует из трудовой книжки, ФИО2 служил в Государственной противопожарной службе МЧС России с (дата) (Том № ... л.д. 44).

Приказом N 14-нс от (дата) ФИО10.Н. уволен из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России по сокращению штатов по пункту «е» части первой статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. С представлением к увольнению ФИО2 ознакомлен (дата) (Том № ... л.д. 73,74,75 ).

В соответствии с положениями статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в федеральной Государственной противопожарной службы МЧС России, применяются нормы трудового законодательства, в части не урегулированной Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от (дата) № ... «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и теста Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации» (далее - Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации), иными специальными нормами, регулирующими труд данной категории лиц.

            Согласно статье 7 ФЗ «О пожарной безопасности» от (дата) N 69-ФЗ (в ред. от (дата) N 535-ФЗ, от (дата) N 37-ФЗ, от (дата) N 118-ФЗ)на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах Российской Федерации. На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации о труде.

           В соответствии с пунктом «е» статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от (дата) N 4202-1 (с изм., внесенными Федеральными законами от (дата) N 117-ФЗ, от (дата) N 177-ФЗ, от (дата) N 116-ФЗ) сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы по следующим основаниям:…е) по сокращению штатов - при ликвидации или реорганизации органа внутренних дел в случае невозможности использования сотрудника органов внутренних дел на службе.

Как следует из разъяснений пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 2 от (дата) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" (в ред. от (дата) N 22) при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.

Таким образом, при рассмотрении дела о восстановлении на работе работника, уволенного по инициативе работодателя по основаниям - сокращение штата, необходимо установить: произведено ли фактически сокращение штата; был ли работник за два месяца в письменной форме и под расписку предупрежден о предстоящем увольнении; имел ли работник преимущественное право оставления на работе; предлагалась ли работнику другая имеющаяся работа (вакантная должность) в той же организации, соответствующая его квалификации. Несоблюдение одного из этих условий свидетельствует о нарушении работодателем порядка увольнения или об отсутствии законного основания для увольнения.

Исследовав доказательства о соблюдении работодателем порядка увольнения истца, суд приходит к выводу, что процедура увольнения по сокращению штата истца ФИО2 ответчиком не нарушена.

Так, из уведомления Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по (адрес) следует, что о предстоящем увольнении по сокращению штатов ФИО2 уведомлен (дата) (Том № ... л.д. 25).

        Статьей 60 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации предусмотрен порядок увольнения из органов внутренних дел, согласно которому, сотрудники органов внутренних дел ставятся в известность о предстоящем увольнении непосредственными начальниками не позднее чем за два месяца до увольнения.

Сокращение штата работодателем фактически произведено, что подтверждается следующими доказательствами.

       Организационно-штатные мероприятия по сокращению численности подразделений надзорной деятельности Главного управления МЧС России по (адрес) проведены в целях выполнения мероприятий в области строительства и развития сил и средств МЧС России с учетом поручения Президента Российской Федерации по сокращению расходов на текущее содержание и повышение эффективности расходов, решения коллегии МЧС России от (дата) № ... «О дополнительных мерах по повышению готовности органов управления и подразделений МЧС России к выполнению задач по предназначению и улучшению социальной защищенности личного состава реагирующих подразделений», на основании директивы МЧС России от (дата) №47-8-3, что подтверждается копией выписки из перечня изменений к штатным расписаниям территориальных органов МЧС России по директиве № ... от (дата) ( Том № ... л.д. 84-86 ).

           Согласно приказу Главного управления МЧС России по (адрес) от (дата) № ... «Об утверждении положения об управлении надзорной деятельности и профилактической работы» в Приложении № ... к положению в (адрес) по состоянию на (дата) имелись должности начальника отделения -1единица, дознавателя-1 единица, инспектора-1единица (Том № ... л.д. 130-143).

            Факт внесения изменений на основании директивы МЧС России от (дата) № ... подтверждается справкой Главного управления от (дата) № ... согласно которой, по состоянию на (дата) численность должностей инспекторов территориальных подразделений надзорной деятельности управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления составляла 29 единиц, в соответствии с директивой МЧС России от (дата) № ... сокращены 10 должностей инспекторов, по состоянию на (дата) численность должностей инспекторов составила 19 единиц (Том № ... л.д. 193).

        Приказом Главного управления МЧС России по (адрес) от (дата) № ... «О внесении изменений в положение об управлении надзорной деятельности и профилактической работы» внесены изменения в положение об управлении надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления. Штатные должности территориальных подразделений надзорной деятельности управления за административно-территориальными единицами (адрес) закреплены в соответствии с приложением № ... к вышеуказанному приказу, согласно п.п. 14 которого за (адрес)ом закреплены следующие наименования и количество должностей: начальник отделения-1 единица, дознаватель-1 единица (Том № ... л.д. 144-154 ).

          Из приведенных доказательств судом установлено, что занимаемая истцом должность инспектора сокращена.

           ФИО2 не являлся членом профсоюзной организации, профессиональный союз, объединяющий сотрудников федеральной Государственной противопожарной службы МЧС России, в Главном управлении не создан, коллективный договор с указанной категорией сотрудников не заключался. Мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации учитывается при решении работодателя уволить работника - члена профсоюза или руководителя (его заместителя) выборного коллегиального органа профсоюзной организации (при отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа) (части 1,2 статьи 373 Трудового кодекса Российской Федерации).

Деятельность профессиональных союзов (ассоциаций) регламентирована статьей 56 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, согласно которой предложения профессиональных союзов (ассоциаций) носят рекомендательный характер.

           В соответствии с требованиями статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

            При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы. Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

Исходя из указанных положений трудового законодательства, оценка наличия у работника, должность которого подлежит сокращению, преимущественного права на оставление на работе осуществляется, когда разрешается вопрос об оставлении на работе одного из нескольких сотрудников, претендующих на одну и ту же вакантную должность.

Согласно штатному расписанию №10/32, утвержденному приказом МЧС России № ... от (дата) года, по состоянию на (дата) численность должностей инспекторов территориальных подразделений надзорной деятельности управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления составляла 29 единиц. Директивой МЧС России от (дата) № ... сокращены 10 должностей инспекторов территориальных подразделений надзорной деятельности управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления.

    Суд установил, что вопрос о преимущественном оставлении на работе ФИО2 был разрешен работодателем при проведении внеочередной аттестации.

     В соответствии с требованиями приказов МЧС России от (дата) № ... «Об утверждении Правил аттестации руководящего состава Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах» (зарегистрирован в Минюсте России (дата) № 24796, далее - приказ МЧС России от (дата) № 280), от (дата) № ... «Об аттестации сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России, выполняющих функции по осуществлению государственного пожарного надзора» (зарегистрирован в Минюсте России (дата) № 4217) и приказа Главного управления МЧС России по (адрес) от 16.10. 2014 № ... «Об организации аттестации сотрудников Главного управления МЧС России по (адрес), выполняющих функции по осуществлению федерального государственного надзора» проведена аттестация сотрудников Главного управления МЧС России по (адрес) согласно плану проведения аттестации, утвержденного приказом Главного управления МЧС России по (адрес) от (дата) № ... «Об аттестации сотрудников Главного управления МЧС России по (адрес), выполняющих функции по осуществлению федерального государственного пожарного надзора» ( Том № ... л.д. 56, 62-68 ).

     Согласно п.п. 36 вышеуказанного плана, проведение аттестации капитана внутренней службы ФИО2, инспектора отделения надзорной деятельности управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по (адрес) было назначено на (дата) года.

     В соответствии с п. 2 приказа МЧС России от (дата) № ... аттестация проводится в целях: максимально объективной и полной оценки деловых и профессиональных качеств, знаний, умений и навыков аттестуемых на основе глубокого и всестороннего их изучения; определения степени соответствия аттестуемых замещаемым должностям с учетом квалификационных требований, предъявляемым к лицам, замещающим эти должности, и перспектив их профессионального и должностного роста.

По результатам оценки оперативно-служебной деятельности, профессиональных знаний, опыта работы, повышения квалификации, наличия образования по профилю выполняемой работы аттестационной комиссией по организации надзорной деятельности Главного управления МЧС России по (адрес) даны рекомендации Главному управлению МЧС России по (адрес) рассмотреть вопрос о прекращении службы ФИО2, что отражено в заключение о профессиональной подготовленности сотрудника по результатам рассмотрения аттестационной комиссией по организации надзорной деятельности Главного управления МЧС России по (адрес) от (дата) (Том № ... л.д. 69-70). Результаты аттестации объявлены ФИО2 (дата) года. На момент увольнения ФИО2 результаты его аттестации незаконными признаны не были.

    Согласно п.155 приказа МЧС России от (дата) № ... «Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (зарегистрирован в Минюсте России от (дата) № 22535, далее Инструкция) увольнение сотрудника по сокращению штатов по инициативе руководителя организации МЧС России может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования соответствующих сотрудников, при их отказе от назначения на иную должность в данной организации МЧС России или перемещения по службе в иную организацию МЧС России, в том числе в организацию МЧС России, находящуюся в другой местности. До увольнения из организации МЧС России сотруднику предлагаются все имеющиеся соответствующие его квалификации вакантные должности (в том числе нижестоящие). Сотрудники, имеющие специальные звания среднего, старшего и высшего начальствующего состава, не могут быть назначены на должности младшего начальствующего состава.

    Как следует из пояснений представителя ответчика ФИО9 и материалов дела, в период с (дата) по (дата) (по день увольнения истца) в Главном управлении МЧС России по (адрес) имелись 4 вакантные должности соответствующей квалификации ФИО2 в соответствии с требованиями Перечня должностей среднего и старшего начальствующего состава федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России подлежащих замещению специалистами, имеющими соответствующее высшее образование. Имеющиеся вакантные должности, а именно 1 должность инспектора отделения надзорной деятельности управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по (адрес) и 3 должности старшего инспектора отделения надзорной деятельности управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по (адрес), подлежали сокращению в связи с проведением организационно-штатных мероприятий в соответствии с вышеуказанной директивой МЧС России от (дата) № ... и поэтому не были предложены ФИО2, что подтверждается справкой Главного управления МЧС России по (адрес) об отсутствии вакантных должностей от (дата) № ... (Том № ... л.д. 172 ).

           Довод истца о том, что не прохождение им военно-врачебной комиссии до увольнения является основанием для восстановления на работе, суд считает необоснованным.

           ФИО2 не отрицает, что ему выдавалось направление на ВВК, доказательств того, что ответчиком ему чинились препятствия в прохождении ВВК истцом суду не представлено. Обязанность незамедлительно после получения направления начать прохождение комиссии ФИО2 была разъяснена и направление на медицинское освидетельствование ему выдано (дата) года, что подтверждается направлением № ... (Том № ... л.д. 18).

     После увольнения и до настоящего времени истец ВВК не прошел.      Отсутствие заключения ВВК на момент увольнения не является основанием для отказа в увольнении, и не является в данном случае основанием для восстановления на работе, так как не предусмотрено законодательством.

    Право пройти ВВК после увольнения со службы предусмотрено в частности п. 74 Постановления Правительства РФ от (дата) № ... «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе».

     Пунктом 168 Инструкции предусмотрена возможность после издания приказа об увольнении сотрудника из организации МЧС России внести изменения в основания увольнения, при выявлении новых обстоятельств.

     Таким образом, увольнение истца по сокращению штатов без заключения военно-врачебной комиссии не нарушило его прав.

     Требование ФИО2 о выплате компенсации за неполученное за все годы службы обмундирование не подлежит удовлетворению, в связи с тем, что общая продолжительность службы капитана внутренней службы ФИО2, инспектора отделения надзорной деятельности управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по (адрес) на момент увольнения ((дата) года) составляла - 17 лет 06 месяцев 17 дней.

     Приказом МЧС России от (дата) № ... «Об утверждении Порядка выплаты отдельным категориям сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования» (зарегистрирован в Минюсте России (дата)г. № 36140) право на получение денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества личного пользования сотрудников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - ГПС МЧС России) имеют сотрудники ГПС МЧС России, увольняемые по основаниям, предусмотренным в пунктах "а", "б", "в", "г", "е", "ж", "з", "н" статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, имеющие общую продолжительность службы 20 лет и более, за неполученное вещевое имущество личного пользования, право на получение которого наступило в течение последних 12-ти месяцев на момент увольнения из ГПС МЧС России.

С учетом установленных обстоятельств дела суд считает, что исковые требования ФИО2 о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации за неполученное обмундирование, компенсации морального вреда необоснованны и удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьей 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления ФИО2 к Главному управлению МЧС России по (адрес) о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации за неполученное обмундирование, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в (адрес)вой суд через Левокумский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

          Судья

      С.А.Воронина

2-329/2015 ~ М-275/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Припадчев Алексей Николаевич
Самарин В.И., Чомаев А.Д.
Ответчики
Главное управление МЧС по Ставропольскому краю
Другие
Максимова Татьяна Сергеевна
Москвитин Сергей Сергеевич
Зимина Анна Николаевна
Суд
Левокумский районный суд Ставропольского края
Судья
Воронина Светлана Андреевна
Дело на странице суда
levokumsky--stv.sudrf.ru
07.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.05.2015Передача материалов судье
08.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.05.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.05.2015Предварительное судебное заседание
29.05.2015Судебное заседание
09.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.07.2015Дело оформлено
10.07.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее