Дело № 2-1067/2019
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
26 июня 2019 года г. Симферополь
Железнодорожный районный суд г. Симферополя Республики Крым в составе:
председательствующего судьи – Колоцей М.В.,
при секретаре – Чеботареве А.И.,
с участием:
прокурора – Алескерова Д.А.,
представителя УФСИН России по Республике Крым и г.Севастополю, ФСИН России – Гавриловой Ю.В.,
представителя ФКУ Исправительная колония №1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Крым и г.Севастополю - Малуха Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда в <адрес> гражданское дело по исковому заявлению заместителя Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО7 к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № ФИО1 по <адрес> и <адрес>, третьи лица – ФИО1 по <адрес> и <адрес>, ФСИН ФИО1, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, о возложении обязанности совершить определенные действия -
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель прокурор обратился в суд с иском (уточненным в процессе производства по делу) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония № ФИО1 по <адрес> и <адрес>, в котором просит обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> и <адрес>» (ИНН 009102002109, КПП 910201001, ОГРН 1147746389570) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу исполнить требования пункта 7 статьи 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» по разработке и утверждении программы производственного экологического контроля, статей 12, 22, 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» о разработке и установлению нормативов предельно-допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферных воздух, проведении инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.
Требования мотивированы тем, что Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам проведенной проверки выявлены нарушения требований федерального законодательства в деятельности федерального казенного учреждения «Исправительная колония № ФИО1 по <адрес> и <адрес>», которые согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», являются основанием для обращения в суд с заявлением с целью защиты охраняемых законом интересов общества и государства. На территории ФКУ исправительная колония № имеются стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: труба котельной №, труба дизельной электростанции №, и др. Согласно полученному свидетельству о поставке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ № BDKJ688J, объекту ФКУ Исправительная колония № присвоена III категория, негативного воздействия на окружающую среду. В нарушение требований закона ФКУ Исправительная колония № осуществляет деятельность без разрешительных документов в области охраны атмосферного воздуха, а именно: не разработана и не утверждена программа производственного экологического контроля, не разработаны и не установлены нормативы предельно-допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников. ФКУ Исправительная колония № также нарушает пп. «а», «б», «в», «г» п. 9 Положения о государственном учете вредного воздействия на атмосферный воздух и их источников, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку не планируются и не осуществляются мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов от указанных стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух; отсутствует информация о внедрении наилучших доступных технологий, малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; не планируются мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения. Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой, в соответствии со ст. 24 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» по результатам ранее проведенных проверок начальнику ФКУ Исправительная колония № ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха. Вместе с тем, нарушения, изложенные в акте прокурорского реагирования, на момент рассмотрения представления прокурора, а также обращения с настоящим исковым заявлением в суд не устранены, мероприятия в сфере охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности не выполнены.
В судебном заседании прокурор поддержал уточненные исковые требования, обращенные к ФКУ Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> и <адрес>», просил их удовлетворить.
ФИО1 ФКУ Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> и <адрес>» возражала против удовлетворения исковых требований, указала о том, что в адрес ФКУ ИК-1 ФИО1 по <адрес> и <адрес> поступило представление прокурора Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры старшего советника юстиции ФИО8 (исх- 16-2019 от ДД.ММ.ГГГГ) об устранении нарушений закона. С целью устранения нарушений отраженных в представлении ФКУ ИК-1 ФИО1 по <адрес> и <адрес> приняты следующие меры: В части определения категории объектов, на которых осуществляется выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, было получено свидетельство о постановке на государственный учет объекта 3-й категории. В заявке на получение свидетельства указаны объекты на которые на которые устанавливаются категории негативного воздействия на окружающую среду. Для 3 категории негативного воздействия на окружающую среду, согласно ст. 31.1 ФЗ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ, комплексное экологическое разрешение не требуется (выдается для 1 и 2 категории). Также для объектов III категории нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов, за исключением радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), не рассчитываются, согласно п.4 ст.22 ФЗ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ. Для проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, разработки проекта предельно допустимых выбросов, программы производственного экологического контроля направлены запросы на предоставление коммерческих предложений для расчета стоимости работ (исх-32/ТО/40/16-778, 32/ТО/40/16-779, 32/ТО/40/16-780, 32/ТО/40/16-781 от ДД.ММ.ГГГГ). Для проведения лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха направлены запросы на предоставление коммерческих предложений для расчета стоимости работ (исх-32/ТО/40/16-782, 32/ТО/40/16-83 от ДД.ММ.ГГГГ). На основании полученных коммерческих предложений был произведен расчет и направлен запрос в ФИО1 по <адрес> и <адрес> (исх-32/ТО/40/16-1714 от ДД.ММ.ГГГГ) на выделение дополнительного финансирования в размере 172450,00 рублей. В настоящее время ожидается финансирование для проведения вышеуказанных мероприятий. После проведения инвентаризации, утверждения проекта предельно допустимых выбросов будет разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Таким образом, ФКУ ИК-1 ФИО1 по <адрес> и <адрес> добровольно проводятся мероприятия по устранению нарушений, указанных в представлении прокурора Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры и исковом заявлении, в связи с чем, отсутствует необходимость обязывать ответчика совершить вышеуказанные действия.
ФИО1 по <адрес> и <адрес>, ФСИН ФИО1, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в возражениях на иск; пояснила, что Управлением принимаются все исчерпывающие меры для выделения денежных средств.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежаще.
Изучив доводы искового заявления, заслушав прокурора, ФИО1 ответчика и третьего лица, исследовав материалы гражданского дела, оценив все имеющиеся по делу доказательства в их в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Реализуя предоставленные ст. 45 ГПК РФ полномочия, прокурор обратился в суд в защиту конституционных прав законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, обеспечение защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов.
Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой по результатам проведенной проверки выявлены нарушения требований федерального законодательства в деятельности федерального казенного учреждения «Исправительная колония № ФИО1 по <адрес> и <адрес>» (далее - ФКУ Исправительная колония №), которые согласно п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», являются основанием для обращения в суд с заявлением с целью защиты охраняемых законом интересов общества и государства.
Основным видом деятельности ФКУ Исправительная колония № является деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным.
На территории ФКУ исправительная колония № имеются стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух: труба котельной №, труба дизельной электростанции №, и др.
Согласно полученному свидетельству о поставке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ № BDKJ688J, объекту ФКУ Исправительная колония № присвоена III категория, негативного воздействия на окружающую среду.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) одним из объектов охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности является атмосферный воздух.
В соответствии со ст. 34, 39 Федерального закона № 7-ФЗ эксплуатация сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды.
Согласно части 1 статьи 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории:
- объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий, - объекты I категории;
- объекты, оказывающие умеренное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты II категории;
- объекты, оказывающие незначительное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты III категории;
- объекты, оказывающие минимальное негативное воздействие на окружающую среду, - объекты IV категории.
В соответствии с частью 2 статьи 4.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ при установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:
- уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или)
иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);
уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;
- классификация промышленных объектов и производств;
- особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.
Согласно пункта 2 статьи 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категории, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
Согласно пункта 7 статьи 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля в порядке и в сроки, которые определены уполномоченным Правительством Российской Федерации орган исполнительной власти.
В соответствии с п. 5 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Закон № 96-ФЗ) для стационарных источников предельно допустимые выбросы, временно разрешенные выбросы, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух и методы их определения разрабатываются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона № 96-ФЗ в целях предупреждения вредного воздействия на атмосферный воздух в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, устанавливаются обязательные для соблюдения при осуществлении хозяйственной и иной деятельности требования охраны атмосферного воздуха, в том числе к работам, услугам и соответствующим методам контроля, а также ограничения и условия осуществления хозяйственной и иной деятельности, оказывающей вредное воздействие на атмосферный воздух.
Согласно требованиям пункта 11 статьи 15 Закона № 96-ФЗ для осуществления выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, за исключением выбросов радиоактивных веществ, получение комплексного экологического разрешения и заполнение декларации о воздействии на окружающую среду не требуются. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух».
Статьями 12, 22, 25, 30 Закона № 96-ФЗ на юридических лиц, имеющих стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферных воздух возложена обязанность по проведению инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, разработке предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона № 96-ФЗ инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух проводится инструментальными и расчетными методами. Порядок разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливается Правительством Российской Федерации. Формирование и ведение перечня указанных методик осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Закона № 96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны:
- обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
- планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов;
- осуществлять учет выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;
- соблюдать иные требования охраны атмосферного воздуха, установленные федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами.
Как установлено судом, в нарушение вышеуказанных требований закона ФКУ Исправительная колония № осуществляет деятельность без разрешительных документов в области охраны атмосферного воздуха, а именно: не разработана и не утверждена программа производственного экологического контроля, не разработаны и не установлены нормативы предельно-допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, не проведена инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.
Учитывая вышеизложенное ФКУ Исправительная колония № также нарушает пп. «а», «б», «в», «г» п. 9 Положения о государственном учете вредного воздействия на атмосферный воздух и их источников, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку не планируются и не осуществляются мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов от указанных стационарных источников выбросов вредных веществ в атмосферный воздух; отсутствует информация о внедрении наилучших доступных технологий, малоотходных и безотходных технологий в целях снижения уровня загрязнения атмосферного воздуха; не планируются мероприятия по предупреждению и устранению аварийных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, а также по ликвидации последствий его загрязнения.
Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратурой, в соответствии со ст. 24 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» по результатам ранее проведенных проверок начальнику ФКУ Исправительная колония № ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере охраны атмосферного воздуха. Вместе с тем, нарушения, изложенные в акте прокурорского реагирования, на момент рассмотрения представления прокурора, а также обращения с настоящим исковым заявлением в суд не устранены, мероприятия в сфере охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности не выполнены.
Согласно п. 1.1 Устава ФКУ Колония №, утвержденного приказом ФСИН ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Устав), указанное учреждение является учреждением уголовно-исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документов, и несет связанные с этой деятельностью обязанности.
Учредителем учреждения является Российская Федерация. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН ФИО1 (п. 1.2 Устава).
В соответствии с п. 5.1 Устава имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления.
При недостаточности в учреждении денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН ФИО1 и ФИО1 по <адрес> и <адрес> (далее - ФИО1) в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации (п. 5.12 Устава).
Согласно п. п. 1,4 Положения об ФИО1 (далее - Положение) ФИО1 -территориальный орган Федеральной службы исполнения наказаний, который является юридическим лицом, участником бюджетного процесса -распорядителем (получателем) бюджетных средств.
В силу п. 15 Положения территориальный орган осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений.
Факт нарушения ФКУ Колония № перечисленных требований законодательства подтверждается письменными доказательствами: представлением Симферопольского межрайонного природоохранного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ №, ответом ФКУ Колония № от ДД.ММ.ГГГГ №/ТО/40/16-927, свидетельством от ДД.ММ.ГГГГ № BDKJ688J, сопроводительными письмами ФКУ Колония № от ДД.ММ.ГГГГ №/ТО/40-16-781, №/ТО/40-16-782, №/ТО/40-16-783, №/ТО/40-16-778, №/ТО/40-16-779, иными материалами.
Пояснения ответчика в части отсутствия средств не могут быть приняты судом во внимание, поскольку учредителем ФКУ является Российская Федерация. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН ФИО1 согласно устава. Имущество учреждения является федеральной собственностью и принадлежит ему на праве оперативного управления. При недостаточности в учреждении денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН ФИО1 и ФИО1 по <адрес> и <адрес> в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
Допущенные ответчиком нарушения законодательства в сфере окружающей среды, носят характер серьезных нарушений, так как угрожают жизни и здоровью граждан.
Таким образом, обращение прокурора в суд с данным иском связано с необходимостью защиты конституционных прав законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую природную среду, обеспечение защиты жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, что свидетельствует об отнесении данного спора к экологическому, связанному с природопользованием, предотвращением негативного воздействия вод.
Учитывая вышеизложенное, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, в решении суда, обязывающем ответчика совершить определенные действия, в случае, если они могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течении которого решение суда должно быть исполнено.
Рассматривая вопрос о периоде времени, который необходимо предоставить ответчику для устранения выявленных нарушений, суд считает возможным установить ответчику срок в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. При этом судом учтены характер необходимых работ, их объём, а также то, что ответчиком каких-либо доказательств, возражений относительно срока исполнения решения суда, суду не предоставлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя Симферопольской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО7 – удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по <адрес> и <адрес>» (ИНН 009102002109, КПП 910201001, ОГРН 1147746389570) в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу исполнить требования пункта 7 статьи 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» по разработке и утверждении программы производственного экологического контроля, статей 12, 22, 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» о разработке и установлению нормативов предельно-допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферных воздух, проведении инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В.Колоцей
Решение суда изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.В.Колоцей