ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 сентября 2015 года г. Краснотурьинск
Краснотурьинский городской суд Свердловской области в составе: председательствующего судьи Аничкиной Е.А.,
с участием помощника прокурора г. Краснотурьинска Чумак О.А.,
представителя третьего лица МО МВД России «Краснотурьинский» Русинова Е.П., действующего на основании доверенности № от <данные изъяты>,
при секретаре судебного заседания Делимовой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Краснотурьинска в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Григорьеву А. Ю. о демонтаже рекламных конструкций,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Краснотурьинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Григорьеву А.Ю. о демонтаже рекламных конструкций, указав, что на территории городского округа Краснотурьинск расположены рекламные конструкции в виде двухсторонних щитов площадью 18 кв.м., трехсторонних щитов площадью 18 кв.м., которые эксплуатируются ответчиком с нарушением требований п. 6.1, 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».
В обоснование иска указано, что ответчиком ИП Григорьевым А.Ю. эксплуатируются рекламные конструкции в виде двухсторонних щитов площадью 18 кв.м, расположенных по адресам: <адрес обезличен> (на повороте МУЗ ГБ №1), <адрес обезличен>, а также двух трехсторонних щитов расположенных по адресам: <адрес обезличен> (рядом с трампарком), <адрес обезличен>, в отсутствие разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций. Ранее ответчику выдавались разрешения на размещение рекламы, срок данных разрешений истек в 2012 и 2013 годах.
Рекламные конструкции установлены и эксплуатируются индивидуальным предпринимателем Григорьевым А.Ю. с нарушением требований п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения», а именно: указанная рекламная конструкция установлена сбоку от автомобильной дороги на расстоянии менее 5 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах, а также п. 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров при разрешенной скорости движения 60 и менее км./ч, при площади рекламного объявления 18 кв.м. должно быть не менее 60 м.
В соответствии с актом проверки от <дата обезличена> в отношении рекламных конструкций, расположенных в г. Краснотурьинске, установлено, что:
- рекламная конструкция по <адрес обезличен> установлена и эксплуатируется с нарушением п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 (расстояние до бордюрного камня составляет 3,10 м.), п. 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 (расстояние до знака «Место остановки автобуса» 9, м);
- рекламная конструкция по <адрес обезличен> установлена и эксплуатируется с нарушением п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 (расстояние до бордюрного камня составляет 2,00 м.);
- рекламная конструкция по <адрес обезличен> установлена и эксплуатируется с нарушением п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 (расстояние до бордюрного камня составляет 2,00 м), п. 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 (расстояние до знака «движение грузового транспорта запрещено» составляет 6,20 метра);
- рекламная конструкция по <адрес обезличен> (на повороте МУЗ ГБ №1), установлена и эксплуатируется с нарушением п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 (расстояние до бордюрного камня составляет 0,90 м.).
- рекламная конструкция по <адрес обезличен> (рядом с трампарком) установлена и эксплуатируется с нарушением п. п. 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 (расстояние до светофора 11,2 метра);
- рекламная конструкция по <адрес обезличен> установлена и эксплуатируется с нарушением п. 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 (расстояние до бордюрного камня составляет 3,00 м.);
- рекламная конструкция по <адрес обезличен> установлена и эксплуатируется с нарушением п. п. 6.6 ГОСТ Р 52044-2003 (расстояние до светофора 8,40 метра).
Несоблюдение требований действующего законодательства ответчиком влечет нарушение прав, свобод и законных интересов граждан-участников дорожного движения, на безопасное передвижение по автомобильным дорогам городского округа Краснотурьинск. Просит обязать индивидуального предпринимателя Григорьева А.Ю. демонтировать указанные рекламные конструкции, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора г. Краснотурьинска Чумак О.А. в судебном заседании заявленные прокурором исковые требования поддержала, просила их удовлетворить, поскольку средства наружной рекламы, размещенные ответчиком, установлены с нарушением требований государственного стандарта, что само по себе уже свидетельствует об угрозе безопасности жизни и здоровью, безопасности дорожного движения, создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки, что существенно ущемляет права граждан - участников дорожного движения на обеспечение безопасности жизни и здоровья.
Представитель третьего лица – муниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Краснотурьинский» Русинов Е.П. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, пояснил, что считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица органа местного самоуправления по управлению муниципальным имуществом «Комитет по управлению имуществом городского округа Краснотурьинск» Коваленко А.А., действующая на основании доверенности от <дата обезличена> в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте его проведения извещена надлежащим образом, в адрес суда направила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителей и отзыв, в котором, считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Ответчик индивидуальный предприниматель Григорьев А.Ю. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела был уведомлен надлежащим образом, о причинах не явки суд не известил.
На основании ч.ч. 1, 2 ст. 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства. О рассмотрении дела в таком порядке суд выносит определение.
С учетом мнения участвующих в деле лиц, судом определено рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Суд, заслушав пояснения помощник прокурора г. Краснотурьинска Чумак О.А., представителя третьего лица, исследовав письменные материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Согласно Акту проверки установленных рекламных конструкций, составленному комиссией от <дата обезличена> года, рекламные конструкции, установленные в виде двухсторонних щитов площадью 18 кв.м, расположенных по адресам: <адрес обезличен> (на повороте МУЗ ГБ №1), <адрес обезличен>, а также двух трехсторонних щитов расположенных по адресам: <адрес обезличен> (рядом с трампарком), <адрес обезличен>, эксплуатируются ИП Григорьевым А.Ю.
Как установлено в судебном заседании собственником рекламных конструкций в виде двухсторонних щитов площадью 18 кв.м, расположенных по адресам: <адрес обезличен> (на повороте МУЗ ГБ №1), <адрес обезличен>, а также двух трехсторонних щитов расположенных по адресам: <адрес обезличен> (рядом с трампарком), <адрес обезличен>, является ИП Григорьев А.Ю.
Статьей 19 Федерального Закона Российской Федерации № 38-ФЗ от 13.03.2006 года «О рекламе» предусмотрено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков.
Согласно Ч. 9 ст. 19 ФЗ РФ «О рекламе» установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно Разрешениям на предоставление права на размещение рекламной продукции ИП Григорьеву А.Ю. выдано 6 Разрешений на предоставление права на размещение рекламной конструкции по адресам: <адрес обезличен> (на повороте МУЗ ГБ №1), <адрес обезличен> (рядом с трампарком), <адрес обезличен>, сроком на 5 лет, начиная с <дата обезличена> по <дата обезличена> года. Следовательно в настоящее время, срок по указанным Разрешениям истек (л.д. 20,21,26,24).
Из представленных в материалы гражданского дела договоров №№ 2, 28, 27, 4, заключенных в 2008 году между Комитетом по управлению имуществом и ИП Григорьевым А.Ю., следует, что Комитет предоставил ИП Григорьеву А.Ю. в аренду рекламные пространства для размещения рекламных щитов по адресам: <адрес обезличен> (на повороте МУЗ ГБ №1), <адрес обезличен> (рядом с трампарком), <адрес обезличен>, срок действия по которым также истек (л.д. 15,18-19, 22-23, 25).
Комитет по управлению имуществом ГО Краснотурьинск письмами исх. 04-03/2673 от <дата обезличена> года, исх. № от <дата обезличена> предъявлял к ИП Григорьеву А.Ю. требования о демонтаже рекламных конструкций в связи с отсутствием разрешений на их эксплуатацию (л.д. 28-29). Указанные требования ИП Григорьевым А.Ю. не исполнены.
Пункт 4 ст. 19 ФЗ «О рекламе» предусматривает, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
В силу п. 5 ч. 3 ст. 25 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в границах полосы отвода автомобильной дороги, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, запрещаются: установка рекламных конструкций, не соответствующих требованиям технических регламентов и (или) нормативным правовым актам о безопасности дорожного движения.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений.
До настоящего времени технический регламент, устанавливающий технические требования к рекламной конструкции, не принят.
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».
Согласно разделу 1 данного ГОСТа «Область применения» стандарт устанавливает общие технические требования к средствам наружной рекламы и правила их размещения, а также требования к знакам информирования об объектах притяжения (раздел 6).
Пунктом 6.1 которого предусмотрено, что средства наружной рекламы не должны ограничивать видимость технических средств организации дорожного движения, уменьшать габарит инженерных сооружений, не должны быть размещены сбоку от автомобильной дороги или улицы на расстоянии менее 10 м от бровки земляного полотна автомобильной дороги (бордюрного камня) вне населенных пунктов и на расстоянии менее 5 м - в населенных пунктах. Пунктом 5.10 предусмотрено, что средство наружной рекламы должно иметь маркировку с указанием рекламораспространителя и номера его телефона. Маркировка должна быть размещена под информационным полем. Размер текста должен позволять его прочтение с ближайшей полосы движения транспортных средств.
Пунктом 6.6 названного ГОСТа предусмотрено, что расстояние от средств наружной рекламы до дорожных знаков и светофоров при разрешенной скорости движения 60 и менее км./ч при площади рекламного объявления составляет 60.
Постановлением Госстандарта РФ от 30.01.2004 N 4 признаны национальными стандартами государственные и межгосударственные стандарты, принятые Госстандартом России до 01.07.2003, в том числе ГОСТ Р 52044-2003, и установлены требования по обязательности их применения, аналогичные тем, которые предусмотрены вышеизложенным пунктом 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» от 27.12.2002 N 184-ФЗ.
Указанное постановление зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ 13.02.2004 за N 5546, следовательно, является нормативным правовым актом, обязательным для исполнения.
Требования ГОСТ Р 52044-2003 направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в целях охраны жизни и здоровья граждан, следовательно, данные требования обязательно применять в порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций.
Ответчиком не оспаривалось, что установка спорных рекламных конструкций не соответствует требованиям ГОСТ Р 52044-2003.
Факт установки рекламных конструкций с нарушением требований государственного стандарта сам по себе свидетельствует об угрозе безопасности жизни и здоровью, а также безопасности дорожного движения, поскольку создает помехи в восприятии водителями дорожной обстановки. Данное обстоятельство ущемляет права граждан - участников дорожного движения (пешеходов, водителей и пассажиров) на безопасное передвижение по автомобильным дорогам ГО Краснотурьинск.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что размещение рекламных конструкций в виде двухсторонних щитов площадью 18 кв.м, расположенных по адресам: <адрес обезличен> (на повороте МУЗ ГБ №1), <адрес обезличен>, а также двух трехсторонних щитов расположенных по адресам: <адрес обезличен> (рядом с трампарком), <адрес обезличен>, создает реальную угрозу участникам дорожного движения, не соответствует требованиям ГОСТ Р 52044-2003, применение которого при согласовании и выдаче разрешений на размещение наружной рекламы является обязательным.
Исследовав представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования прокурора <адрес обезличен> подлежат удовлетворению.
Обязанность по сносу рекламных конструкций должна быть возложена на собственника – ИП Григорьева А.Ю.
В соответствии с ч.1 ст.103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с индивидуального предпринимателя Григорьева А.Ю. в доход бюджета городского округа Краснотурьинск подлежит взысканию сумма государственной пошлины в размере 300 руб., от уплаты которой истец освобожден на основании п. 9 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора <адрес обезличен>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю Григорьеву А. Ю. о демонтаже рекламных конструкций удовлетворить.
Обязать индивидуального предпринимателя Григорьева А. Ю. демонтировать рекламные конструкции в виде двухсторонних щитов площадью 18 кв.м, расположенных по адресам: <адрес обезличен> (на повороте МУЗ ГБ №1), <адрес обезличен>, в виде трехсторонних щитов расположенных по адресам: <адрес обезличен> (рядом с трампарком), <адрес обезличен>, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Григорьева А. Ю. в доход бюджета городского округа «Краснотурьинск» государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Ответчик вправе подать в суд заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня получения копии решения.
На решение может быть принесена апелляционная жалоба в течение одного месяца после истечения срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения в Свердловский областной суд через Краснотурьинский городской суд Свердловской области.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 сентября 2015 года.
Председательствующий судья (подпись) Аничкина Е.А.
СОГЛАСОВАНО