ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2020 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
с участием:
представителя административного истца Ивановой А.А., действующей на основании доверенности,
представителя административного ответчика – председателя Совета Сортавальского городского поселения Головченко В.А., представителя Сысоева Н.А., действующего на основании доверенности,
Главы Сортавальского городского поселения Крупина Сергея Владимировича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению администрации Сортавальского городского поселения к Совету Сортавальского городского поселения о признании незаконными действий Совета Сортавальского городского поселения,
установил:
административный истец обратился в суд к Совету Сортавальского городского поселения о признании незаконными действий Совета Сортавальского городского поселения, выразившихся в проведении 30 апреля 2020 года заседания Совета Сортавальского городского поселения в период введения режима повышенной готовности, а также признания незаконными и отмене решений 25 сессии 4 созыва Совета Сортавальского городского поселения: решения №86 «О назначении исполняющего полномочия председателя Совета Сортавальского городского поселения», решения № 88 «Об утверждении отчета об исполнении бюджета Сортавальского городского поселения за 2018 год», решения № 91 «Об исполнении судебных решений по предоставлению жилых помещений гражданам по исполнительным листам», решения № 93 «О наказах избирателей», решения №94 «О назначении исполняющего полномочия председателя Совета Сортавальского городского поселения», решения №97 «О передаче контрольно-счетному комитету Сортавальского муниципального района полномочий контрольно-счетного органа Сортавальского городского поселения».
В судебном заседании представитель административного истца Иванова А.А., действующая на основании доверенности, заявила об отказе от требований в части признания незаконными указанных выше решений Совета, указав, что данные требования истец не намерен поддерживать.
Определением Сортавальского городского суда от 18.06.2020 производство по делу в части отказа от иска было прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 194 КАС РФ.
В остальной части административный истец настаивал на заявленных требованиях. В обоснование ссылался на то, что в связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции, в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 №2 «О дополнительных мерах по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции 2019- nCoV», от 02.03.2020 №5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирсной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Карелия распоряжением Главы Республики Карелия №127 от 12.03.2020 введен режим повышенной готовности. В целях принятия мер по предупреждению рисков для здоровья граждан, а также соблюдения мер предупреждению распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции, в частности, пунктом 11 распоряжения Главы Республики Карелия от 14.03.2020 №145 предусмотрено, что проведение совещаний возможно только преимущественно в режиме видеоконференц-связи, введены обязательные требования к местам проведения совещаний. Письмом Министерства национальной и региональной политики Республики Карелия от 23.04.2020 №1766/11-17ММП-и прописаны особенности проведения заседаний представительных органов местного самоуправления в период сложной эпидемиологической ситуации, где также указано о проведении заседаний Совета дистанционно с использованием видеоконференц-связи. В силу п. 2.1. Методических рекомендаций по режиму труда органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций с участием государства, сократить количество проводимых массовых мероприятий, в том числе деловых - совещаний, заседаний, конференций и по возможности проводить их в видео-формате или без участников, допуская возможность проведения только чрезвычайно важных и неотложных мероприятий. При получении уведомления о проведения заседания Совета, администрация направила письменные заявления в отдел полиции, прокуратуру и Роспотребнадзор о даче разъяснений о возможности проведения заседания Совета с учетом сложившейся эпидемиологической ситуации. Письменных ответов в адрес администрации не поступило, но в телефонном разговоре было озвучено о невозможности проведения заседания. 28.04.2020 в адрес Совета Сортавальского городского поселения администрацией было направлено письмо с предложением отложить проведение сессии Совета до отмены режима повышенной готовности на территории Республики Карелия, на что был получен ответ о том, что переноса заседания Совета не будет, сессия состоится 30.04.2020. Администрацией 29.04.2020 было повторно направлено письмо в адрес председателя Совета о переносе даты заседания. Вместе с тем, в нарушение указанных норм Советом было проведено заседание, что, по мнению административного истца, является нарушением норм действующего в период режима повышенной готовности законодательства. Принимая во внимание, что Глава администрации Сортавальского городского поселения, призывая граждан соблюдать режим самоизоляции, не мог направить для участия в заседании Совета своего сотрудника.
Представители административного ответчика Головченко В.А. и Сысоев Н.А. в судебном заседании исковые требования не признали и пояснили, что в нарушение требований подп. 6 п. 2 ст. 220 КАС РФ, истцом не указано, какие именно права и законные интересы администрации нарушены были нарушены фактом проведения заседания Совета. Также административным истцом не указано ни одного нормативного положения нарушенного Советом фактом проведения сессии Совета. Указания истца на подзаконные акты исполнительных органов власти Российской Федерации и Республики Карелия, которые, по мнению истца, делают проведение сессии незаконной, необоснованно, так как указанные акты по своей юридической силе и сфере регулирования не подменяют и не могут подменять нормы законы, регулирующие деятельность органов местного самоуправления. Иное означало бы произвольное и незаконное вмешательство исполнительных органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления (в т.ч. представительных), их независимость и полномочия в сфере решения местных вопросов и организации своей деятельности. При этом из содержания приведенных истцом подзаконных актов, следует, что и их положения никоим образом не входят в противоречие с действиями Совета и не могут служить поводом для оспаривания правомочных действий и решений Совета. Также указали на то, что административным истцом не представлено каких-либо письменных ответов, содержащих запрета на проведение заседания Совета. Обратили внимание суда на то, что административным истцом необоснованно делается ссылка на запрет проведения массовых мероприятий, поскольку заседание сессии Совета к таковым не относится. Просили в иске отказать.
Заинтересованное лицо – Глава Сортавальского городского поселения Крупин С.В., в судебном заседании поддержал позицию представителя администрации Сортавальского городского поселения. Указал, что в целях предотвращения угрозы распространения угрозы коронавирусной инфекции им издано распоряжение №126-О от 03.04.2020 «О дополнительных мерах по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции» в период с 03.04.2020 по 30.04.2020 приостановлена работа подведомственных муниципальных учреждений и предприятий, возложив на себя контроль за соблюдением установленных ограничений. Тем самым возможности направления своих представителей для участия в сессии Совета не имелось. Лично явиться на заседание сессии, поскольку просил отложить ее проведения с целью соблюдения установленных ограничений.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (пункт «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты (часть 1 статьи 4 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 1 федерального закона N 131-ФЗ местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Следовательно, деятельность представительного органа является гарантией реализации конституционного права граждан на выражение своего суверенитета - возможности осуществлять власть в Российской Федерации через представительные органы, участвовать в решении вопросов местного значения.
Гарантией того, что вопросы местного значения будут своевременно решаться в интересах населения муниципального образования является закрепленная в п. 1.1 ст. 35 Федеральный закон N 131-ФЗ обязанность проведения представительным органом муниципального образования заседаний не реже одного раза в три месяца.
В силу п. 1.1 ст. 35 Федеральный закон N 131-ФЗ уставом муниципального образования определяется правомочность заседания представительного органа муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нем присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Заседания представительного органа муниципального образования проводятся не реже одного раза в три месяца.
Согласно ст. 13 Устава муниципального образования «Сортавальское городское поселение» (далее по тексту - Устав) Совет Сортавальского городского поселения является (далее по тексту - Совет) представительными органом местного самоуправления муниципального образования «Сортавальское городское поселение» и состоит из 15 депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого права при тайном голосовании сроком на 5 лет (п. 1).
В соответствии с п. 4 ст. 15 Устава Совет муниципального образования Сортавальского городского поселения приступает к исполнению своих полномочий после избрания не менее двух третей при установленной численности Совета. Заседание Совета правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от избранного состава Совета.
В силу п. 6 ст. 13 Устава Совет принимает Регламент, регулирующий вопросы организации и деятельности Совета.
Согласно п. 2 ст. 2 Регламента председатель Совета и заместитель председателя Совета организуют работу Совета и исполняют полномочия в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами Сортавальского городского поселения.
В соответствии с п. 4 ст. 5 Регламента очередное заседание Совета созывается председателем Совета по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 30 апреля 2020 года Советом Сортавальского городского поселения была проведена 3 сессия 5 созыва.
Также установлено, что Главой Сортавальского городского поселения накануне проведения сессии, 28.04.2020 в адрес председателя Совета Сортавальского городского поселения было направлено письмо (исх. №1109/02-22) с просьбой об отложении проведения сессии Совета в связи со сложившейся обстановкой на территории Российской Федерации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (2019 - nCoV), а также меры ответственности, в том числе уголовной, в отношении нарушителей режима.
В обосновании доводов о переносе заседания сессии Глава Сортавальского городского поселения ссылается на положения Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 №2 «О дополнительных мерах по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции 2019- nCoV», распоряжение Главы Республики Карелия №127 от 12.03.2020 о введении режима повышенной готовности. Указал на то, что в целях принятия мер по предупреждению рисков для здоровья граждан, а также соблюдения мер предупреждению распространения на территории Республики Карелия новой коронавирусной инфекции, в частности, пунктом 11 распоряжения Главы Республики Карелия от 14.03.2020 №145 предусмотрено, что проведение совещаний возможно только преимущественно в режиме видеоконференц-связи, введены обязательные требования к местам проведения совещаний.
В ответ Председателем Совета Сортавальского городского поселения направлено письмо в адрес Главы Сортавальского городского поселения с уведомлением о невозможности переноса сессии Совета Сортавальского городского поселения на более поздний срок с указанием на то, что Указ Президента Российской Федерации №239 от 02.04.2020 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», а также распоряжение Главы Республики Карелия №127-р от 12.03.2020 не содержит запрета на работу органов местного самоуправления и других органов государственной власти.
Главой Сортавальского городского поселения было направлено письмо с повторным предложением отложить проведение сессии Совета, назначенной на 30.04.2020 в связи с угрозой распространения на территории Республики Карелия новой короновирусной инфекции (2019- nCoV), также данным письмом дополнительно сообщалось о невозможности обеспечения Совета средствами индивидуальной защиты и дезинфекции в связи с отсутствием их в продаже в аптеках города.
Из представленного протокола №3 3 сессии 5 созыва Совета Сортавальского городского поселения следует, что сессия состоялась 30.04.2020, явились 15 депутатов, представитель телекомпании «Брэвис», пресс-служба Сортавальского муниципального района.
Глава Сортавальского городского поселения не принимал участия в заседании сессии Совета.
Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Частью 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ определены полномочия главы муниципального образования.
Глава муниципального образования представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования; подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования; издает в пределах своих полномочий правовые акты; вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования; обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (пункты 1 - 5 части 4 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
При этом в соответствии с п. 4 ч. 4 ст. 36 Закона N 131-ФЗ, действующим Уставом городского поселения города Сортавала отсутствие главы городского поселения либо его заместителя не препятствовало ответчику в проведении заседания и принятии решений. За Главой городского поселения остается право на обжалование принятых решений в целях защиты нарушенных прав, если таковое имело место быть.
Ссылка административного истца на незаконность созыва сессии в период режима повышенной готовности в силу запрета проведения такого заседания, который содержится Федеральном законе от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24.01.2020 №2 «О дополнительных мерах по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции 2019- nCoV», от 02.03.2020 №5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирсной инфекции (2019-nCoV), Распоряжении Главы Республики Карелия №127 от 12.03.2020 о введении режима повышенной готовности, распоряжении Главы Республики Карелия от 14.03.2020 №145 и в письме Министерства национальной и региональной политики Республики Карелия от 23.04.2020 №1766/11-17ММП-и, несостоятельна, так в указанных выше нормативных и поднормативных актах не содержится запрета на проведение заседаний представительных органов муниципальных образований, а напротив прописаны рекомендации проведения заседаний представительных органов местного самоуправления в период сложной эпидемиологической ситуации, в том числе дистанционно (очно-заочно), с использованием системы видеоконференц-связи.
Таким образом, ни федеральное, ни региональное законодательство на момент принятия решения о проведении заседания Совета Сортавальского городского поселения не содержало запрета на его проведение.
Оценив представленные доказательства, доводы сторон, проанализировав законодательство, регулирующее спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны Совета депутатов Сортавальского городского поселения каких-либо нарушений требований действующего законодательства, а также прав истца, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении заявленного административного иска.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
административное исковое заявление администрации Сортавальского городского поселения к Совету Сортавальского городского поселения о признании незаконными действий Совета оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.П. Вакуленко
В окончательной форме решение изготовлено 03.07.2020.