№ 2-36/2020
24RS0035-01-2019-003467-95
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 января 2020 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего Минкиной М.Т. при секретаре Арнгольд В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Москаевой С.А. к Администрации г.Минусинска, Министерству образования Красноярского края о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
Москаева С.А. обратилась в суд с иском к Администрации г.Минусинска, Министерству образования Красноярского края о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий, мотивировав требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления № Об установлении опеки над несовершеннолетними ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Москаевой С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, опекуном была назначена ФИО3, проживающая по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образование г. Минусинск и ФИО11 (супруг опекуна) был заключен договор социального найма жилого помещения на квартиру по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда в связи с достижением 18 лет на основании федерального закона от 21.12.1996 года №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей». Ответом от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда по следующим основаниям: согласно договора найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ и соглашения о внесении изменений в договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ она включена в качестве члена семьи нанимателя в договор социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>; решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям сиротам Министерства образования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ она исключена из списка детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями; ею предоставлено нотариальное согласие, в соответствии с которым она отказалась от права приватизации на жилое помещение предоставленное ей по договору социального найма. Считает, что ответчик злоупотребляет правом и используя недостоверные сведения умышленно уклоняется от обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда. Просит признать включение ее в состав семьи нанимателя ФИО2, в п.1.3 договора социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ недействительным; обязать ответчика Муниципальное образование г. Минусинска восстановить ее в список граждан, состоящих на учете в Администрации г. Минусинска в качестве нуждающихся в жилых помещениях, пользующихся правом внеочередного предоставления жилых помещений; обязать Министерство образования Красноярского края восстановить ее в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.3-5).
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Управление образования администрации г.Минусинска, МКУ «Управление городского хозяйства» администрации г.Минусинска (л.д.67-68)
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу в части требования о восстановлении Москаевой С.А. в список граждан, состоящих на учете в Администрации г. Минусинска в качестве нуждающихся в жилых помещениях, пользующихся правом внеочередного предоставления жилых помещений прекращено.
В судебном заседании представитель истца (л.д.36) настаивал на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что истец в настоящее время проживает отдельно от опекуна, снимает жилье в аренду. Доводы ответчика о том, что истцу в составе семьи опекуна было предоставлено жилье являются надуманными, поскольку жилье предоставлялось в замен ветхого аварийного жилья, а не в связи с улучшением жилищных условий или предоставления жилья в качестве гарантии соблюдения прав детей сирот, то что увеличилось площадь значения не имеет так как предоставлена двухкомнатная квартира взамен двухкомнатной аварийной квартиры. Из решения суда о выселении и возложении обязанности заключения договора соцнайма следовало, что опекаемые своих прав на предоставление жилья не утрачивают, т.к. опекунам жилье предоставлено по другим основаниям. Полагает, что у опекаемых не возникают права на жилье опекунов, в связи с чем, просит удовлетворить требования, т.к. нарушены право истца на получение социальных гарантий от государства (л.д.72).
В судебном заседании представитель ответчика (л.д.95), представитель третьего лица МКУ «Управление городского хозяйства» администрации г.Минусинска (л.д.96) возражали против удовлетворения заявленных требований, поскольку истец была включена в качестве члена семьи нанимателя в договор социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес> в связи с чем, решением краевой комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям сиротам Министерства образования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ она исключена из списка детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями., т.к. перестала быть нуждающейся.
В судебное заседание истец Москаева С.А., представитель ответчика Министерства образования Красноярского края, представитель Управления образования администрации г.Минусинска (л.д.78) не явились, о месте и времени судебного заседания извещались надлежащим образом (л.д.83,85,91-92), представитель Управления образования администрации г.Минусинска заявила ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.93), в связи с чем, суд полагает, с учетом положений ст.167 ГПК РФ, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Из заключения Управления образования администрации г. Минусинска (л.д.94) следует, что они просят вынести решение с учетом интересов Москаевой С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относящейся к категории из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд считает необходимым заявленные требования удовлетворить по следующим основаниям.
Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 7, пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище установлена Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 40).
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ), определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
В соответствии со статьей 1 Закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, являющимися нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (пункт 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с приведенной выше федеральной нормой (пункту 3 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ).
Предоставление жилых помещений детям-сиротам по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации).
На основании решения Исполнительного комитета Минусинского городского Совета депутатов ФИО11, ФИО6, ФИО12 выдан ордер № от ДД.ММ.ГГГГ на получение квартиры по адресу: <адрес> (л.д.46).
Решением Городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.65) установлено, что для предоставления жилого помещения из муниципального жилищного фонда г. Минусинска по договору социального найма (норма предоставления) составляет 11 кв.м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи (п.1).
Из материалов дела следует, что на основании постановления № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7) ФИО3 назначена опекуном над несовершеннолетними ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и Москаевой С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно выписки из Постановления Администрации г. Минусинска № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.89) ФИО13 исключена из списка состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г. Минусинска в связи с прекращением правоспособности (смертью). Сохранено право дальнейшего пребывания на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении в Администрации г. Минусинска за ФИО4 в едином списке граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что подтверждается приложением к постановлению (л.д.90).
Из сообщения Администрации г. Минусинска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.80) следует, что ФИО4, Москаева С.А. зарегистрированы по месту жительства в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> предоставленном ФИО2, с составом семьи: супруга ФИО3, дочь ФИО22 (ФИО21 до брака) С.Н. по договору социального найма жилого помещения (ордер от ДД.ММ.ГГГГ №). ФИО14, ФИО13 на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в Администрации г. Минусинска не состоят. Жилые помещения по договору социального найма у них отсутствуют (проверено по адресу регистрации по месту жительства).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2, ФИО6 Администрацией г. Минусинска направлено письмо о планируемом переселении граждан из аварийного жилого дома по адресу: <адрес> жилое помещение во вновь построенном жилом доме по адресу: <адрес> <адрес> (л.д.62), ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 подано заявление об отказе в переселение в указанное жилое помещение в связи с наличием двоих опекаемых разнополых детей достигших 15-16 летнего возраста (л.д.63-64).
ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образование г. Минусинск (наймодатель) в лице Главы г. Минусинска и ФИО11 (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения № (л.д.13-17,48-50) из которого следует, что наймодатель предоставляет нанимателю в возмездное владение и пользование жилое помещение общей площадью 50,70 кв.м., находящееся в муниципальной собственности по адресу: <адрес> для проживания в нем (п.1.1). Совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: супруга ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (подопечный ФИО6); Москаева С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (подопечная ФИО6) (п.1.3).
ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образование г. Минусинск (наймодатель) в лице Главы г. Минусинска и ФИО11 (наниматель) и следующими членами семьи нанимателя: супругой ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения; ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (подопечным ФИО6); Москаевой С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (подопечной ФИО6) заключено соглашение о расторжении договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д.18,52).
Постановлением Администрации г. Минусинска № от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт невозможности проживания ФИО4, Москаевой С.А. в жилом помещении по адресу: <адрес>, общей площадью 41,9 кв.м., т.к. межведомственной комиссией г. Минусинска Красноярского края данное жилое помещение признано непригодным для проживания (л.д.79).
Из письма Министерства образования Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.81) следует, что ФИО4, Москаева С.А. в качестве членов семьи нанимателя включены в договор социального найма от ДД.ММ.ГГГГ на жилое помещение по адресу: <адрес>. Квартира общей площадью 50,7 кв.м. предоставлена на семью из 4 человек. В соответствии с решением Городской Думы г. Минусинска от ДД.ММ.ГГГГ № установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 11 кв.м. общей площади на человека. Рассмотрев предоставленные документы, Комиссия в соответствии с п.9 ст.17 Закона Красноярского края от 02.11.2000 №12-961 «О защите прав ребенка» приняла решение исключить из списка детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежали обеспечению жилыми помещениями ФИО4, Москаеву С.А.
ДД.ММ.ГГГГ между Муниципальным образование г. Минусинск (наймодатель) в лице Главы г. Минусинска и ФИО6 (наниматель) заключено соглашение № о внесении изменений в договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.51) из которого следует, что в преамбуле договора слова «ФИО2», ДД.ММ.ГГГГ года рождения» заменены словами «ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения». В разделе 1 «Предмет договора» пункт 1.3 изложен в следующей редакции: «1.3. совместно с нанимателем в жилое помещение вселяются следующие члены семьи: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (подопечный), Москаева С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (подопечная)» (л.д.51).
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-23) постановлено: «Выселить ФИО2, ФИО3, ФИО4, Москаеву С.А. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> предоставлением им для проживания жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Обязать ФИО2 заключить с Администрацией города Минусинска договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом членов семьи ФИО6, ФИО4, Москаевой С.А.».
Из указанного решения также следует, что «двухкомнатная <адрес> имеет общую площадь 41,9 кв. метров, жилую площадь 26,3 кв. метров… Двухкомнатная квартира ан <адрес> имеет общую площадь 50,7 кв. метров. Жилую площадь 27,8 кв. метров. Кроме того суд пришел к выводу, что «Доводы ответчиков о невозможности проживания в предоставляемом жилом помещении с двумя разнополыми опекаемыми детьми, а также, что в случае переселения в предоставляемое жилое помещение ФИО4 и Москаева С.А. могут потерять право на получение жилья, суд во внимание не принимает, поскольку при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86-88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (статья 55 ЖК Российской Федерации). Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. На сохранение прав ФИО4 и Мокаевой С.А. на улучшение жилищных условий в случае переселения из аварийного жилья в равнозначное не влияет» (л.д.22-23).
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ФИО4, Москаева С.А. зарегистрированы по адресу: <адрес> (л.д.47,53-54).
ДД.ММ.ГГГГ Москаевой С.А., ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 даны согласия на приватизацию жилого помещения (квартиры), находящейся по адресу: <адрес>, с отказом от права на приватизацию указанного жилья (л.д.24,55-56).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратилась в Администрацию г. Минусинска с заявлением о приватизации квартиры по адресу: <адрес> (л.д.45), которая находится в собственности муниципального образования г. Минусинск (л.д.44).
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией г. Минусинска и ФИО6 заключен договор № (л.д.57) из которого следует, что Администрация г. Минусинска передала в собственность ФИО6, безвозмездно квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Москаева С.А. обратилась в Администрацию г. Минусинска с заявлением о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, на что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией г. Минусинска дан ответ (л.д.10-12,58-59) из которого следует, что …правовые основания для предоставления ей жилого помещения специализированного жилищного фонда в связи с достижением 18 лет, в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», отсутствуют.
В связи с обращением Москаевой С.А. по вопросу обеспечения жилым помещением по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ДД.ММ.ГГГГ Министерством образования Красноярского края сообщено о том, что поступившие в Министерство документы, необходимые для предоставления жилых помещений, рассматриваются краевой комиссией по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам, созданной в соответствии с постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № Ее документы поступили из администрации г. Минусинска в ДД.ММ.ГГГГ, однако были возвращены Министерством в органы опеки и попечительства г. Минусинска на доработку. Повторно ее документы поступили в Министерство ДД.ММ.ГГГГ. Краевой Комиссией, состоявшейся в ДД.ММ.ГГГГ она включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Однако комиссией, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ на основании предоставленных администрацией г. Минусинска документов, а именно договора социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес> где она включена в договор в качестве членам семьи нанимателя, принято решение об исключении её из списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями (л.д.8-9).
Согласно выписки из поквартирной карточки по адресу: <адрес> (л.д.60) нанимателем указанной квартиры является ФИО2 В указанной квартире были зарегистрированы наниматель ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ., жена ФИО3 с ДД.ММ.ГГГГ., дочь ФИО16 (умерла ДД.ММ.ГГГГ а\з №) с ДД.ММ.ГГГГ., сын ФИО17 с ДД.ММ.ГГГГ., внук (сын дочери) ФИО4 по ДД.ММ.ГГГГ внучка (дочь дочери) Москаева С.А. по ДД.ММ.ГГГГ., дочь ФИО22 (ФИО16) с ДД.ММ.ГГГГ., внук (сын сына) ФИО18, невестка (жена сына) ФИО19, сын невестки ФИО20
Согласно выписки из поквартирной карточки по адресу: <адрес> (л.д.61) нанимателем указанной квартиры является ФИО3В указанной квартире был зарегистрирован ФИО2 (снят с регистрационного учета в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время зарегистрированы наниматель ФИО3, опекаемый ФИО4, опекаемая Москаева С.А. с ДД.ММ.ГГГГ
Из ответа МКУ «Управление городского хозяйства» Администрации г. Минусинска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.73) следует, что Москаева С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения состояла на учете как лицо, нуждающееся в предоставлении жилищного помещения с ДД.ММ.ГГГГ, в составе семьи матери- ФИО12 На основании Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ Москаева С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения снята с учета лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения в связи с утратой ими оснований, которые давали им права на получение жилого помещения по договору социального найма (с ФИО6, ФИО4, Москаевой С.А. заключен договор на жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью- 50,7 кв.м. (договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ)), что подтверждается выпиской из решения жилищной комиссии при Администрации г. Минусинска от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.74), выпиской из Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, об исключении из списка состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан (л.д.75).
Согласно приложению №1 к Постановлению Администрации г. Минусинска от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.76,97) ФИО4 снят с учета лиц, нуждающихся в предоставлении жилого помещения в связи с утратой ими оснований, которые давали им права на получение жилого помещения по договору социального найма (с ФИО6, ФИО4, Москаевой С.А. заключен договор на жилое помещение по адресу: <адрес>, площадью- 50,7 кв.м. (договор социального найма жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ)).
Таким образом, судом установлено, что опекуном Москаевой С.А. назначена в ДД.ММ.ГГГГ ее бабушка ФИО3, при этом Москаева С.А. на тот момент в составе семьи своем матери состояла на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, была снята с учета ДД.ММ.ГГГГ, т.е на момент установления опекунства не являлась членом семьи бабушки ФИО6
Семейным кодексом Российской Федерации к членам семьи отнесены супруги, родители, дети, усыновители и усыновленные (статья 2).
К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке (часть 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 2 июля 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев является ведение общего хозяйства, в частности, наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п. (абзац шестой пункта 25).
Согласно п. 2 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными. Раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
В силу п. 1 ст. 148 СК РФ дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на воспитание в семье опекуна (попечителя), заботу со стороны опекуна (попечителя), совместное с ним проживание, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 36 ГК РФ.
Таким образом, из приведенных выше законоположений в их взаимосвязи следует, что местом жительства несовершеннолетних, достигших 16 лет, в отношении которых установлено попечительство, является место жительства их попечителей, за исключением случаев их раздельного проживания на основании полученного в установленном порядке разрешения органа опеки и попечительства, но это не свидетельствует о том, что несовершеннолетние автоматически становятся членами семьи опекаемых, поскольку в соответствии с нормами СК РФ и ЖК РФ они должны быть вселены нанимателем в качестве членов его семьи.
Материалами дела подтверждается, что Москаева С.А. проживала в квартире, нанимателем которой является её бабушка ФИО3, ее вселение и регистрация были осуществлены в связи с исполнениями ФИО6 обязанностей опекуна, членом семьи ФИО6 она не являлась и не является, поскольку не вселялась нанимателем в качестве члена семьи, позиция нанимателя по этому поводу отражена в решении суда от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.18-23).
В ДД.ММ.ГГГГ истец включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, как ребенок сирота, однако комиссией, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ на основании предоставленных администрацией <адрес> документов, а именно договора социального найма на жилое помещение по адресу: <адрес>, где истец включена в договор в качестве членам семьи нанимателя, принято решение об исключении её из списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями, при этом доказательств тому, что опекун был поставлен в известность о принятом решении об исключении Москаевой С.А. из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением, не имеется.
Учитывая изложенное, включение Москаевой С.А. в состав семьи опекуна в качестве ее члена, при получении квартиры по адресу: <адрес>, являлось не законным и повлекло нарушение прав Москаевой С.А., в результате чего она была исключена из списка детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Таким образом, Москаева С.А. относится к детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, следовательно, она имеет право на получение благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договорам найма, в связи с чем, суду приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме и полагает необходимым восстановить Москаеву С.А. в список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилым помещением.
Сторонам разъяснялись положения ст. 56 ГПК РФ, других доказательств суду представлено не было.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░2 ░ ░. 1.3 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░).
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░-░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.