Гражданское дело №2-1407-2-1408/2014г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 декабря 2014 года п. Ясногорск
Оловяннинский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Сафоновой Е.В., при секретаре Санниковой Т.В.,
с участием представителя ответчика МБДОУ «Детский сад «Малыш» Москалевой В.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Глушко ИА, Карташовой СВ к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Малыш», муниципальному казенному учреждению «Районный комитет по образованию и делам молодежи администрации муниципального района «Оловяннинский район», Администрации муниципального района «Оловяннинский район», Комитету по финансам администрации муниципального района «Оловяннинский район» о внесении изменений в трудовой договор и взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с указанными исками, ссылаясь на то, что работают в муниципальном бюджетном дошкольном общеобразовательном учреждении «Детский сад «Малыш» (далее по тексту МБДОУ «Детский сад «Малыш»), в должностях кухонного работника и уборщика служебных помещений.
Заработная плата выплачивалась не в полном объеме и включала в себя оклад, районный коэффициент (40%), процентную надбавку за непрерывный стаж работы (30%). Истцы полагают, что включение компенсационных выплат в виде районного коэффициента и процентной надбавки в размер заработной платы, общая сумма которой не превышает МРОТ, нарушают их трудовые права, в то время как для этих выплат следует учитывать минимальный размер оплаты труда, действующий на территории Забайкальского края, и на него производить все начисления в виде компенсационных выплат.
В связи с тем, что районный коэффициент и надбавка за непрерывный стаж работы в МБДОУ «Детский сад «Малыш» неправомерно насчитывалась на фактически начисленную заработную плату, сумма недоначисленной заработной платы за период с сентября 2014 года по октябрь 2014 года составила у Глушко И.А. – 8334,6 рублей, у Карташовой С.В. – 9827,06 рублей.
Истцы просят суд взыскать недоначисленную заработную плату в указанном размере, а также обязать работодателя установить, путем внесения изменений в трудовой договор, оплату труда в размере 5554 рублей, без учета районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением суда от 11.12.2014г. гражданские дела по искам Глушко И.А., Карташовой С.В. к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад «Малыш», муниципальному казенному учреждению «Районный комитет по образованию и делам молодежи администрации муниципального района «Оловяннинский район», Администрации муниципального района «Оловяннинский район», Комитету по финансам администрации муниципального района «Оловяннинский район», соединены в одно производство для совместного рассмотрения.
Истцы Глушко И.А., Карташова С.В. в судебном заседании участия не принимали, представили суду заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие. На удовлетворении требований настаивают.
Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад «Малыш» заведующая Москалева В.А. в судебном заседании с требованиями истцов не согласилась. Суду представила возражения на исковые заявления, указав следующее. Согласно положениям ст. 129 Трудового кодекса РФ, заработная плата включает в себя три группы выплат: вознаграждение за труд, компенсационные выплаты и стимулирующие выплаты. Совокупность выплат за месяц не может быть меньше определенного минимума, МРОТ, при установке, что сотрудник отработал полностью за этот период норму рабочего времени и выполнил норму труда. Согласно ст. 135 Трудового кодекса заработная плата устанавливается трудовым договором в соответствии с законодательством. В настоящее время есть Соглашение №20-Д/СГ-2 от 11.03.2014г. к Региональному соглашению о минимальной заработной плате в Забайкальском крае от 17.10.2012г., где предусматривается минимальная заработная плата для работников организаций, финансируемых из бюджета Забайкальского края и местных бюджетов Забайкальского края с 01.04.2014г. в размере 6 044 рублей. Таким образом, начисленная заработная плата работников бюджетной сферы должны быть не менее 6 044 рублей в месяц, что выше минимального размера оплаты труда. В образовательных учреждениях, расположенных на территории муниципального района «Оловяннинский район» на основании приказа №85 от 17.04.2013г. МКУ РКО и ДМ, к трудовым договорам работников составлены дополнительные соглашения с указанием минимальной заработной платы в размере 6044 рублей, с 01.04.2014г.
Представители ответчиков – администрации муниципального района «Оловяннинский район», муниципального казенного учреждения «Районный комитет по образованию и делам молодежи администрации муниципального района «Оловяннинский район», Комитета по финансам администрации муниципального района «Оловяннинский район» участия в судебном заседании не принимали, извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, причину своей не явки не сообщили.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц – участников процесса, извещенных о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Суд, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, истица Глушко И.А. состоит в трудовых отношениях с МБДОУ «Детский сад «Малыш» и работает в должности кухонного работника (1ставка) с 14.07.2014г.;
истица Карташова С.В. состоит в трудовых отношениях с МБДОУ «Детский сад «Малыш» и работает в должности уборщика служебных помещений (1ставка) с 20.08.2014г..
Из трудовых договоров истцов и справок-расчетов следует, что на должностной оклад, установленный Единой тарифной сеткой, начисляются надбавки в виде доплат и других выплат, 40% районный коэффициент, 30% за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и другие доплаты /л.д. 8-16, 27-32, 46, 47, 51, 52/.
С учетом перечисленных выплат, заработная плата истцов с сентября 2014 года по октябрь 2014 года не соответствовала нормам трудового законодательства.
Федеральным законом от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты Российской Федерации" из статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации исключена часть 2, которая определяла минимальную заработную плату (минимальный размер оплаты труда) как устанавливаемый федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда, и указывала, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. С 1 сентября 2007 г. также признано утратившим силу положение о том, что размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным группам работников не могут быть ниже минимального размера оплаты труда (часть четвертая статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации).
Однако, действующей в настоящее время частью третьей статьи 133 Трудового кодекса РФ (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Понятие заработной платы сформулировано в части 1 статьи 129 ТК РФ, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы. Согласно названной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии ст. 133.1 Трудового кодекса РФ, в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться иной размер минимальной заработной платы. Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 02.12.2013г. N 336-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 года составляет 5 554 рубля в месяц.
В соответствии со ст. 146 Трудового кодекса РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.
Статья 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, с 01 января 2014 года – 5554 рубля.
Принимая во внимание, что заработная плата истцов рассчитывалась исходя из фактически отработанного времени, с МБДОУ «Детский сад «Малыш» подлежит взысканию недоначисленная и невыплаченная заработная плата
в пользу Глушко И.А. за фактически отработанное время – 4 030 рублей 40 копеек = сентябрь (5554руб. / 22дн. х 18дн. х 1,7) + октябрь (5554руб. х 1,7) – начислено (6021,21руб. + 7115,30руб. без опл. за совмещение).
в пользу Карташовой С.В. за фактически отработанное время – 2 301 рубль 05 копеек = сентябрь (5554руб. / 22дн. х 18дн. х 1,7) + октябрь (5554руб. / 23дн. х 18дн. х 1,7) – начислено (5997,94руб. + 6815,35руб. без опл. за совмещение).
Также истцами заявлено требование о понуждении ответчика, путем внесения изменений в трудовой договор, выплачивать заработную плату в соответствии с действующим законодательством, т.е. производить начисление и выплату заработной платы в размере не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда, с начислением на него районного коэффициента и надбавки за стаж работы с 01 сентября 2014 года.
В соответствии с положениями статьи 9 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
В связи с тем, что судом произведен перерасчет недоначисленной и невыплаченной заработной платы с сентября 2014 года по октябрь 2014 года, то начисление заработной платы должно быть приведено в соответствие с трудовым законодательством с 01 ноября 2014 года в размере 5554 рублей без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы.
В соответствии с ч. 12 ст. 20 Трудового кодекса РФ по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей - учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей - казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из приведенной нормы следует, что собственник имущества работодателя несет дополнительную ответственность по вытекающим из трудовых отношений обязательствам учреждений финансируемых собственником.
Согласно Уставу, МБДОУ «Детский сад «Малыш» является бюджетным учреждением, функции учредителя и собственника имущества осуществляет администрация муниципального района «Оловяннинский район» в лице МКУ РКО и ДМ.
Следовательно, администрация МР «Оловяннинский район» в лице МКУ РКО и ДМ, являющаяся учредителем и собственником имущества и осуществляющая финансовое обеспечение МБДОУ детский сад «Малыш», несет субсидиарную ответственность по трудовым обязательствам бюджетного учреждения перед его работниками.
Выплата недоначисленной заработной платы осуществляется в рамках отношений, регулируемых трудовым законодательством.
В соответствии со ст.103 ГПК РФ с ответчика МБДОУ «Детский сад «Малыш», не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет муниципального района «Оловяннинский район» в размере 400 рублей.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Глушко И.А., Карташовой С.В. удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Малыш», недоначисленную заработную плату за период с сентября 2014 года по октябрь 2014 года в пользу:
Глушко ИА в размере 4 030 рублей 40 копеек;
Карташовой СВ в размере 2 301 рубля 05 копеек.
Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Малыш» начислять и выплачивать Глушко И.А., Карташовой С.В. заработную плату, в размере не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать Администрацию муниципального района «Оловяннинский район» в лице муниципального казенного учреждения районного комитета по образованию и делам молодежи администрации муниципального района «Оловяннинский район», в случае недостаточности денежных средств у муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Малыш» обеспечить финансирование денежных средств для выплаты недоначисленной заработной платы в указанном размере Глушко И.А., Карташовой С.В..
Взыскать с муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Малыш» государственную пошлину в доход бюджета муниципального района «Оловяннинский район» в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда через Оловяннинский районный суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.
Судья Сафонова Е.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 17.12.2014г.