Решение по делу № 2-192/2015 ~ М-176/2015 от 15.07.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 июля 2015 года пос. Мама

Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Прохорова А.В.,

при секретаре Чимитдоржиевой Д.,

с участием: представителя ответчика Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» Первухиной З.И., действующей на основании полномочий по должности директора, в соответствии с распоряжением Минсоцразвития Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ года,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела № 2-192/2015 по исковому заявлению Лушиной Г.П. к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» о признании незаконными отказ ОГКУ «УСЗН по Мамско-Чуйскому району» и понуждении восстановить в очереди на получение жилищной субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Лушина Г.П. обратилась в суд с иском, в котором указала, что указала, что её супруг Лушин В.Ю. состоял на учёте в Управлении Министерства социального развития, опеки и попечительства <адрес> на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным Законом № 125 ФЗ от 25.10.2002 года в очереди № 2 «инвалиды 1и 2 групп и дети-инвалиды» как инвалид 2 группы. После его смерти 24.05.2007 года, он был снят с учёта, а она, как член его семьи была переведена в очередь «работающие», как самостоятельный заявитель по дате постановке на учет супруга, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с вступлением с 01.01.2012 года в законную силу изменений, внесенных в статью 1 Федерального Закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», предусматривающих сохранение для членов семьи гражданина, состоявшего на учете на получение жилищной субсидии, в случае его смерти, даты, с которой был поставлен на учет умерший гражданин, ею было подано заявление в ОГКУ «УСЗН по Мамско-Чуйскому району» о восстановлении её, как члена семьи умершего инвалида 2 группы, в очередь «инвалиды» с даты постановки его на учёт, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ. На данное заявление получен был получен отказ от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что такое право распространяется на тех членов семьи, у которых заявители умерли не ранее ДД.ММ.ГГГГ года.

Считает данный отказ ОГКУ «УСЗН по Мамско-Чуйскому району» незаконным и необоснованным, просит суд признать незаконным отказ Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» от ДД.ММ.ГГГГ в восстановлении её - Лушиной Г.П., как члена семьи умершего инвалида 2 группы Лушина В.Ю. в очереди очередника «инвалидов 1, 2 групп и инвалидов с детства» с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ; обязать Областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения по <адрес>» восстановить её Лушину Г.П. в очереди «инвалидов 1, 2 групп и инвалидов с детства» на получение жилищной субсидии с даты постановки на учет умершего очередника Лушина В.Ю., с ДД.ММ.ГГГГ.

Истица Лушина Г.П., в настоящее судебное заседание, будучи надлежаще извещенной, не явилась, направила заявление о рассмотрении дела в своё отсутствие, указав, что настаивает на заявленных требованиях, просит их удовлетворить (л.д. 41).

В судебное заседание также не явился представитель Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, в письменном отзыве на заявление представитель Министерства Ткачева Ю.Ю., действующая на основании постоянной доверенности Министра социального развития, опеки и попечительства Иркутской области № 53-37-2091/14-08 от 29.07.2014 года (л.д. 34), просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства.

Выслушав мнение явившихся участников процесса, суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца и представителя Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по представленным суду доказательствам.

Представитель ответчика Областного государственного казенного учреждения «Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району» Первухина З.И. исковые требования Лушиной Г.П. не признала в полном объёме, полагая их незаконными и необоснованными.

В обоснование возражений указала, что обеспечением жилья граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, относится к расходным обязательствам Российской Федерации. Условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируется Федеральным Законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных Федеральным Законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы», установлена форма государственной финансовой поддержке обеспечения граждан жильём, то есть предоставление им за счёт средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, и утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Программы «Жилище» на 2011 – 2015 годы». Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" установлено, что выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Как следует из Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а именно ст. 5 п. «з» право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"

Согласно паспорту федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы государственным заказчиком – координатором и основным разработчиком программы является Министерство регионального развития Российской Федерации.

Согласно ст. 3 п. «б» Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" разъяснения о порядке выполнения мероприятий, предусмотренных Правилами, утвержденными настоящим постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.

С 1 января 2012 года в статью 1 Федерального Закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» внесены следующие изменения: «в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи».

В рамках своих полномочий Министерством регионального развития Российской Федерации были даны разъяснения по изменениям внесенными Федеральным законом от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ от 03 декабря 2012 года № 2856-ИП/07/ГС из которых следует, что положение Закона о сохранении очереди за членами семьи в случае смерти заявителя распространяется на правоотношения, возникшие после вступления в силу новой редакции Закона, а именно после 01 января 2012 года.

В случае если смерть гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, наступила до 01 января 2012 года он подлежал снятию с учёта вместе с членами семьи в соответствии с подпунктом «з» пункта 21 Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районом Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, в редакции, действовавшей в тот период.

Кроме того, согласно части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено Законом. Согласно статьи 2 Федерального закона от 17 июля 2011 года N 212-ФЗ закон вступает в силу с 1 января 2012 года, при этом в нём не установлена норма, в силу которой внесенные изменения применяются к правоотношениям, возникшим до вступления этого закона в действие.

Таким образом, факт смерти гражданина до 1 января 2012 года исключает сохранение за членами его семьи права на получение жилищной субсидии.

На момент смерти Лушина В.Ю. действовала редакция 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», которая не предусматривала сохранение в случае смерти гражданина, состоявшего на учёте в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, права на её получение за членами его семьи. Поэтому полагает, что исковые требования Лушиной Г.П. к ОГКУ «УСЗН по Мамско-Чуйскому району» не соответствуют действующему законодательству Российской Федерации, просит в иске отказать в полном объеме.

Представитель Министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области Ткачева Ю.Ю., в письменном отзыве на иск № 53-35/15-08 от 28.07.2015 года указала, что, рассмотрев исковое заявление Лушиной Г.П., министерство сообщает следующее.

Условия и порядок предоставления социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, регулируются Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Статья 2 Федерального закона № 125-ФЗ определяет очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья: первая очередь - инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; вторая очередь - пенсионеры; третья очередь - граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; четвертая очередь - работающие граждане. Списки формируются по указанным категориям в хронологической последовательности по дате постановки на учет.

Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета устанавливался Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением    Правительства    Российской    Федерации от 10 декабря 2002 года № 879 в редакции от 7 ноября 2008 года. Постановлением Правительства Российской Федерации    от 21 марта 2006 года № 153 установлена форма государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом, и утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы.

Пунктом 4 Порядка организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением администрации Иркутской области от 24 февраля 2005 года № 24-па (утратил силу, в связи с вступлением в действие с 1 января 2009 года Постановления Правительства Иркутской области от 18 декабря 2008 года № 115-пп), постановка на учет граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в соответствии с федеральным законодательством, осуществление их регистрации и ведение учета, формирование списков очередности граждан, а также определение размера социальных выплат для при обретения жилья гражданам с марта 2005 года производятся управлениями министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по месту жительства граждан.

До 2005 постановка на учет граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, осуществлялось органами местного самоуправления по месту жительства граждан.

Так, умерший супруг истца - Лушин В.Ю., с ДД.ММ.ГГГГ состоял в очереди на получение социальной выплаты для приобретения жилья по категории «инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», а Галина Павловна указывалась в его заявлении как член его семьи. Пунктом 21 Положения определены основания снятия с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в связи с переселением их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в числе которых указана смерть заявителя.

После смерти Лушин В.Ю. (2007 год), управлением Департамента социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району принято решение о снятии его с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением их районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании подпункта «з» пункта 21 Положения.

В 2007 году истец обратилась в управление министерства по Мамско-Чуйскому району с личным заявлением о постановке ее на учет в качестве заявителя и поставлена на учет на получение социальной выплаты для приобретения жилья по очередности «работающие» по дате подачи заявления умершего супруга – с ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая, что при подаче заявления Лушиной Г.П. не представлено документов, подтверждающих установление ей инвалидности 1 или 2 группы, основания для её постановке по очереди «инвалиды 1 и 2 групп» отсутствуют.

С 1 января 2012 года в статью 1 Федерального закона № 125-ФЗ были внесены следующие изменения: в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи. Право членов семьи состоять на учете для получения жилищной субсидии после смерти заявителя было введено с 1 января 2012 года Федеральным законом от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ).

Согласно статье 2 Федерального закона № 212-ФЗ он вступил в силу с 1 января 2012 года. При этом следует отметить, что Гражданский кодекс Российской Федерации в статье 4 предусмотрел, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Поскольку Федеральным законом № 212-ФЗ не предусмотрена его обратная сила, то изменения, внесенные указанным законом в Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ (в редакции от 1 января 2003 года) распространяются только на тех, кто обратился после 1 января 2012 года. Аналогичная позиция изложена в письме Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 3 декабря 2012 года № 2856-ИП/07/ГС, согласно которому факт смерти гражданина до 1 января 2012 года исключает возможность сохранения за членами его семьи права на получение жилищной субсидии. В виду того, что Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ (в редакции от 1 января 2003 года) на момент смерти Лушина В.Ю., не предусматривал права членов семьи состоять на учете для получения жилищной субсидии после смерти заявителя, у членов семьи Лушина В.Ю. право состоять на учете по очередности умершего супруга не сохранилось. По мнению представителя Министерства, факт смерти до 1 января 2012 года исключает возможность сохранения за членами семьи Лушина В.Ю. права на получение социальной выплаты, что говорит о правомерности отказа учреждением Лушиной Г.П. в восстановлении в очереди умершего супруга. Просит суд отказать Лушиной Г.П. в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме (л.д. 30-33).

Выслушав устные объяснения участников процесса и письменные объяснения неявившихся лиц, оценив их доводы и возражения, исследовав и оценив представленные суду доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а их совокупность во взаимной связи признавая достаточной, суд, рассматривая дело в пределах заявленных истцом требований, приходит к выводу, что требования Лушиной Г.П. законны, обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме исходя из следующего.

Федеральным законом № 125–ФЗ от 25.10.2002 года «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.

Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет (статья 1).

Также указанный Федеральный закон устанавливает условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Согласно статьи 3 Федерального закона № 125 – ФЗ от 25.10.2002 года постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.

Деятельность по реализации Федерального закона № 125–ФЗ от 25.10.2002 года регулируется Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 № 879 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20.09.2014 N 962), согласно пункта 2 которого, регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания.

В соответствии с пунктами 3, 6 - 9 Порядка организации работы в Иркутской области по предоставлению социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. постановлением Правительства Иркутской области от 18.12.2008 года № 115-пп (в редакции постановления Правительства Иркутской области от 27.10.2014 N 537-пп), органом, осуществляющим полномочия органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам предоставления социальных выплат гражданам, является министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.

Министерство ежегодно до 15 февраля утверждает единые списки граждан, формируемые на основании списков, представленных территориальными подразделениями, обеспечивает представление утвержденных списков в федеральные органы исполнительной власти в установленном федеральным законодательством порядке. Предоставление социальных выплат гражданам осуществляется путем выдачи государственного жилищного сертификата согласно спискам, сформированным министерством, в соответствии с федеральным законодательством. Оформление и выдача государственных жилищных сертификатов осуществляются в порядке, установленном министерством.

Регистрация и учет граждан, формирование списков граждан, а также определение размера социальных выплат производятся министерством, которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через государственные учреждения Иркутской области, подведомственные министерству и включенные в перечень, утвержденный нормативным правовым актом министерства (в Мамско-Чуйском районе – Областное государственное казенное учреждение Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району). В соответствии с пунктом 5 указанного Порядка, полномочия по регистрации и учету граждан, осуществляемые в соответствии с пунктом 4 Порядка, предусматривают в том числе: прием от граждан заявлений о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат; проверка документов, представленных гражданами; принятие решений о постановке на учет граждан или об отказе в постановке на учет; направление гражданам уведомлений, предусмотренных федеральным законодательством; формирование учетных дел граждан; формирование списков граждан.

Вышеуказанные федеральные нормативные акты, а также принятые в соответствии с ними и во исполнение нормативные акты Иркутской области предусматривали и предусматривают, что предоставление гражданам субсидий, имеющим право на их получение, производится в порядке очередности, исходя из времени принятия гражданина на учет и включения в списки на получение жилищных субсидий.

Судом из представленных и исследованных в судебном заседании личных документов Лушиных, материалов учетного дела, с достоверностью установлено и не оспаривается представителем ответчика, что в соответствии со свидетельством о заключении брака серии I-НА № 675300, выданным повторно 26.12. 2012 года бюро ЗАГС <адрес>, Лушин В.Ю. и Лушина Г.П. состояли в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).

Лушин В.Ю. и Лушина Г.П., как на дату подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилищной субсидии, так и на день смерти Лушина В.Ю. проживали совместно как члены одной семьи, что подтверждается сведениями, содержащимися в справке мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18), справке с места жительства умершего ОАО «Облжилкомхоз» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19), справках администрации Луговского городского поселения № 188, от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20, 21), справке ОАО «Облжилкомхоз» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 23), справке администрации Мамского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24), паспорте серии 2504 на имя Лушиной Г.П. (л.д. 5-6), согласно которых супруги Лушины состояли на регистрационном учете в <адрес>1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года, а затем по <адрес> <адрес> состояли: Лушин В.Ю. с ДД.ММ.ГГГГ по день смерти ДД.ММ.ГГГГ года, Лушина Г.П. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. В настоящее время Лушина Г.П. проживает в <адрес>, <адрес>

Согласно справки ВТЭ от ДД.ММ.ГГГГ Лушину В.Ю. установлена вторая группа инвалидности по общему заболеванию бессрочно (л.д. 22).

<адрес>, согласно утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года № 1029 Перечню районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, относится к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.

Суду представлено заявление Лушина В.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ года, написанное по образцу в соответствии с ранее действовавшим законодательством, на имя мэра <адрес> о предоставлении безвозмездной жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета на строительство или приобретение жилья в <адрес>. К заявлению был приложен пакет документов, в том числе сведения о составе семьи, трудовом стаже, и т.п.. (л.д. 9). Также представлено заявление Лушина В.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ о включении его и членов его семьи: жены Лушиной Г.П. и сына в список очередности граждан на получение жилищной субсидии в первоочередном порядке в связи с наступлением права на льготное получение жилищной субсидии (л.д. 10).

Как следует из представленного суду Списка № 2 (общий) граждан Мамско-Чуйского района Иркутской области, имеющих право на получение жилищных субсидий, согласно пункту 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей, по состоянию на 01.02.2005 года, утвержденного постановлением главы администрации района № 9 от 31.01.2005 года, во второй очереди на получение субсидии (инвалиды I, II групп) под одним порядковым номером 28 с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ учтены претендующие на получение жилищной субсидии: Лушин В.Ю. и члены его семьи, в том числе Лушина Г.П. - жена (л.д. 17).

В соответствии со свидетельством о смерти I - СТ , выданном ДД.ММ.ГГГГ Лушин В.Ю. умер ДД.ММ.ГГГГ года, о чем составлена актовая запись от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8).

Из представленных суду выписок и от ДД.ММ.ГГГГ из протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей следует, что Комиссия Управления ДСЗН по <адрес> в соответствии с подпунктом «з» пункта 21 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 879, приняла решение о снятии с учета на получение жилищной субсидии Лушина В.Ю. в связи со смертью, и переоформлении очередности на получение жилищной субсидии с включением Лушиной Г.П., на основании личного заявления и в соответствии со статьей 1 Федерального закона – ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ года, в очередь граждан категории «работающие» по дате подачи первичного заявления ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-16).

Таким образом, из исследованных документов, суд находит установленным, что Лушина Г.П., как член семьи заявителя Лушина В.Ю. состояла в очереди лиц, желающих получить жилищную субсидию за счет средств федерального бюджета в связи с выездом из районов Крайнего Севера, в том числе в льготной очереди – категории «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства», по дате постановки на учет с ДД.ММ.ГГГГ года.

Из заявления от ДД.ММ.ГГГГ года, поданного в ОГКУ «УСЗН по <адрес>», следует, что Лушина Г.П., ссылаясь ст.1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» вступившую в законную силу с ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которой, в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи, просила восстановить её, как члена семьи Лушина В.Ю, в очереди инвалидов 1 и 2 групп, по дате постановки на учет её мужа Лушина В.Ю., состоявшего в данной очереди и умершего ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).

Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ ОГКУ «УСЗН по <адрес>» отказало Лушиной Г.П. в восстановлении в очереди граждан категории «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства», указав, что с ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу Федеральный закон от 17.07.2011г. № 212-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", в котором в ст. 1 говорится: в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение сохраняется за членами его семьи. Согласно разъяснения минрегионов Российской Федерации, такое право распространяется на тех членов семьи, у которых заявители умерли не ранее ДД.ММ.ГГГГ. Лушин В.Ю. состоял в очереди на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-Ф по дате подачи заявления с ДД.ММ.ГГГГ года. В состав его семьи входила она - Лушина Г.П., как супруга. В связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ Лушин В.Ю., как самостоятельный заявитель, был снят с учета. У членов семьи право состоять на учете на получение жилищной субсидии в очереди № 2, сохранялось в случае предъявления ими документов, подтверждающих, что они являются инвалидами 1, 2 группы, либо инвалидами с детства. Таких документов представлено не было. Она (Лушина Г.П.), как самостоятельный заявитель, в настоящее время состоит в очереди пенсионеров с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 13-14).

Аналогичные доводы положены ответчиком ОГКУ «УСЗН по Мамско-Чуйскому району» и третьим лицом на стороне ответчика МСРОиП Иркутской области, в основу возражений по иску Лушиной Г.П.

Оценивая указанные доводы ответчиков, суд приходит к выводу о их несостоятельности исходя из следующего.

Федеральное законодательство о жилищных субсидиях (социальных выплатах на приобретение жилья отдельным категориям граждан, предусмотренных федеральным законодательством) действительно не содержало нормы, прямо предусматривающей право и возможность для члена семьи умершего заявителя, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, на ее получение, с учетом даты постановки на учет, но и не ограничивало это право и не исключало.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1); органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (часть 2); малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами права на жилище. Одной из форм государственной финансовой поддержки обеспечения конституционного права граждан на жилище является предоставление гражданам социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера приравненных к ним местностей (жилищных субсидий).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством выделения им безвозмездных жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной, исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Согласно статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Установление для граждан гарантий и компенсаций в связи с работой и проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях направлено на обеспечение справедливого вознаграждения за труд в экстремальных природно - климатических условиях.

Предоставляя гражданам, имеющим длительный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право на получение безвозмездных жилищных субсидий, государство тем самым способствует удовлетворению их потребностей в жилье и обеспечивает возможность иметь жилье в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, в том числе на основе свободы выбора места жительства.

Финансовая поддержка со стороны государства позволяет гражданам, работающим и проживающим в этих районах и местностях, решать проблему приобретения жилья в регионах с благоприятными для проживания и трудовой деятельности условиями.

Законодательство о безвозмездных жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматривает право на получение жилищной субсидии не только гражданину, имеющему длительный стаж работы в районах Севера, но и равное с ним право на получение жилищной субсидии всем членам его семьи, независимо от пола, возраста, степени родственных с ним отношений и т.п. различий, и является одной из мер, обеспечивающей государственную поддержку семьи гражданина, выезжающего из районов Севера.

Управление социальной защиты населения по Мамско-Чуйскому району отказывая Лушиной Г.П. в удовлетворении требований, ссылается на разъяснения данные Министерством регионального развития Российской Федерации от 03.12.2012 года № 2856-ИП/07/ГС по изменениям внесенными Федеральным законом от 17 июля 2011 г. N 212-ФЗ из которых следует, что положение Закона о сохранении очереди за членами семьи в случае смерти заявителя распространяется на правоотношения, возникшие после вступления в силу новой редакции Закона, а именно после 01.01.2012 года. В случае если смерть гражданина, имеющего право на получение жилищной субсидии, наступила до 01.01.2012 г. он подлежал снятию с учёта вместе с членами семьи в соответствии с подпунктом «з» пункта 21 Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районом Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, в редакции, действовавшей в тот период.

Однако разъяснения Министерства регионального развития Российской Федерации законодательно не закреплены и, следовательно, не являются законодательным актом, соответственно не могут быть положены в основу отказа или удовлетворения обращения гражданина или иска.

Согласно пункту 21 Положения о регистрации и учете граждан…, утв. постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (в редакции Постановления от 21.03.2006 N 153, действовавшей на момент смерти Лушина В.Ю.), граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: а) получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи; б) выезда в другую местность на постоянное место жительства; в) выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений; г) неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о постановке на учет; д) приобретения (строительства) жилья в других субъектах Российской Федерации (кроме случаев приобретения (строительства) жилья за счет ипотечных кредитов при условии использования средств социальных выплат для приобретения жилья на погашение основной ссудной задолженности по указанным кредитам); е) их письменного отказа или совершения ими действий (бездействия), свидетельствующих об отсутствии намерения оформить документы, необходимые для предоставления им социальных выплат для приобретения жилья, в течение года после получения уведомления о принятии решения о постановке на учет имеющих право на получение социальной выплаты для приобретения жилья; ж) подачи по месту учета заявления о снятии с учета; з) смерти; и) изменения других условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющим право на получение социальной выплаты для приобретения жилья за счет средств федерального бюджета.

Внесенными дополнениями в статью 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», согласно которых, в случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи, а также в подпункт «з» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, согласно которого граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае: смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи), вступившими в законную силу с 01.01.2012 года, законодатель закрепил права членов семьи умерших заявителей.

При этом статьей 2 Федерального Закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в новой редакции) закреплено, что граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.

В соответствии со статьей 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Основываясь на совокупности исследованных судом доказательств и системном анализе норм законодательства, а также придерживаясь правовой позиции высказанной в Определении Судебной Коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 12 марта 2013 года № 34-КГ13-1, прямо указавшей, что члены семей граждан, состоявших на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона № 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 года, так же как и члены семей граждан, состоявших на учете на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения.

Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объеме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии. Поэтому суд приходит к выводу, что Лушина Г.П., имеет право на восстановление в очереди очередника инвалида 2 группы Лушина В.Ю.

Следовательно отказ ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ в восстановлении Лушиной Г.П., как члена семьи умершего инвалида 2 группы Лушина В.Ю. в очереди очередника «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства» с даты постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ является незаконным.

Соответственно требования о понуждении ОГКУ «Управление социальной защиты населения по <адрес>» восстановить члена семьи Лушину Г.П. в очереди «инвалиды I и II групп, инвалиды с детства» на получение жилищной субсидии с даты постановки на учет умершего очередника Лушина В.Ю., инвалида 2 группы, с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>» ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 2 ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ I, II ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░ I, II ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░., ░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░░░ 2015 ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.

2-192/2015 ~ М-176/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лушина Галина Павловна
Ответчики
Управление министерства социального развития
ОГКУ "УСЗН по М-Ч р-ну"
Суд
Мамско-Чуйский районный суд Иркутской области
Судья
Прохоров А.В.
Дело на сайте суда
mamsko-chuysky--irk.sudrf.ru
15.07.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.07.2015Передача материалов судье
16.07.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.07.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.07.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.07.2015Судебное заседание

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее