Решение в окончательной форме изготовлено 08 февраля 2016 года (с учетом выходных дней)
Дело № 2-249/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2016 года город Мурманск
Ленинский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Т.С.
при секретаре Кулешовой В.О.
с участием представителя истца Зазнобина М.В.
представителя ответчика Терсинских Н.Е.
представителя третьего лица Шамшутдинова Р.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Адзинова Р.А. к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Адзинов Р.А., действуя через своего представителя Зазнобина М.В., обратился в суд с иском к АО «Мурманэнергосбыт» о возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование заявленных требований представитель истца указал, что истец является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В 2011 году по согласованию с Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск в жилом помещении истца проведены работы по демонтажу водяной системы отопления и установке электрической системы отопления.
С указанного времени истец на основании договора № от 27 мая 2011 года, заключенного с МУП «Североморские теплосети» на поставку ресурсов в виде тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения, оплачивал коммунальную услугу «отопление» исходя из расчета остаточного отопления 0,155 Гкал/мес.
Однако в 2015 году ответчик начал выставлять истцу платежные документы исходя из действующих нормативов по услуге «отопление». На претензию истца ответчик сообщил, что начисления производятся в соответствии с действующим жилищным законодательством.
Просил признать действия ответчика по начислению платы за отопление в полном объеме незаконными, обязать ответчика произвести перерасчет платы за отопление с 11 июля 2015 года в соответствии с плановой потребностью в тепловой энергии для спорного жилого помещения.
Истец Адзинов Р.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен, воспользовался правом на ведение дела через представителя в порядке статьи 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца Зазнобин М.В. в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивал по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Терсинских Н.Е. в судебном заседании с иском не согласилась. Пояснила, что истцу обоснованно производится начисление за коммунальную услугу «отопление» в соответствии с пунктом 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, при этом каких-либо исключений для помещений, переведенных на электрообогрев, Правила не содержат. Также полагала, что освобождение собственника жилого помещения, переведенного на электрообогрев, от обязанности по внесению платы за коммунальную услугу «отопление» фактически нарушает права иных собственников жилых помещений многоквартирного дома, являющихся потребителями данной коммунальной услуги, поскольку возлагает на них обязанность по внесению платы за отопление в большем размере. Система отопления многоквартирного дома является единой и взаимосвязанной, в связи с чем изменения в ней, произведенные в отдельно взятом жилом помещении, отражаются на теплопотреблении в других помещениях многоквартирного дома. Указала, что истцом не представлено доказательств ненадлежащего оказания ему данной услуги, что являлось бы основанием для изменения размера платы за отопление в соответствии с вышеуказанными Правилами. Полагали, что представленный истцом расчет остаточного теплопотребления не может быть принят за основу расчета платы за отопление, поскольку нормативы потребления устанавливаются Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Мурманской области, истец либо иные лица, за исключением уполномоченных органов, не наделены полномочиями производить расчет теплопотребления для жилых помещений. Также указала, что пунктом 15 статьи 14 Федерального закона «О теплоснабжении» в целом предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случае, определенных схемой теплоснабжения. Просила в удовлетворении иска отказать.
Представитель Комитета по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск, привлеченного судом к участию в деле в качестве третьего лица, Шамшутдинов Р.Ш. в судебном заседании пояснил, что разрешение на переустройство жилого помещения было получено истцом в установленном порядке, в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, не содержавшим запрет на данные действия. В связи с переустройством в квартире истца отсутствуют радиаторы центрального отопления, таким образом, полагать, что коммунальная услуга по отоплению предоставляется ему в полном объеме, оснований не имеется. Следовательно, у истца отсутствует и обязанность оплачивать ее в полном размере. Расчет остаточного теплопотребления был произведен и согласован со специалистами МУП «Североморские теплосети», ответчиком не оспаривался. Полагал, что в данном случае ресурсоснабжающая организация вправе самостоятельно произвести расчет теплопотребления по жилому помещению истца и выставлять ему плату в соответствии с данным индивидуальным расчетом. В целом в решении по существу спора полагался на усмотрение суда.
Представитель Государственной жилищной инспекции Мурманской области, привлеченной судом к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен, представил письменное мнение по иску, в котором указал, что оснований для удовлетворения иска не усматривает, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель третьего лица МУП «Североморские теплосети», а также представители ООО «Единый Расчетный Центр», Комитета по жилищной политике администрации города Мурманска, ООО «Североморскжилкомхоз», привлеченных судом к участию в деле в качестве третьих лиц, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены, письменного мнения по иску не представили.
Заслушав представителей истца, ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения обязан своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги с момента возникновения у него права собственности на жилое помещение.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, как следует из частей 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за коммунальные услуги, включающую в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах) отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Судом установлено, что Адзинов Р.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 01 октября 2010 года (л.д.13), зарегистрирован и проживает в нем.
23 мая 2011 года истцу Комитетом по развитию городского хозяйства администрации ЗАТО г.Североморск выдано разрешение на переустройство указанного жилого помещения для установки дополнительного электроотопления (л.д.14). Соответствующие работы были выполнены, что подтверждается актом приемки по переустройству помещения от 30 июня 2011 года (л.д.16).
Из представленного в материалы дела технического паспорта на указанное жилое помещение следует, что квартира имеет электрическое отопление (л.д.17-20).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в квартире истца действительно демонтированы нагревательные приборы водяной системы отопления сетей центрального отопления (радиаторы). Указанное обстоятельство не оспаривалось и ответчиком.
Согласно расчету отопления квартиры №, расположенной в доме № по улице *** в городе Североморске, выполненного в 2011 году ООО КПФ «ДЕК», при замене водяного отопления на электрическое остаточное тепло от стояков, расположенных в квартире, из объема тепла за год составляет 0,155 Гкал/мес (л.д.22-30).
С учетом указанного между истцом и ресурсоснабжающей организацией МУП «Североморские теплосети» был заключен договор от 27 мая 2011 года № на поставку ресурсов в виде тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения.
В дальнейшем снабжение многоквартирных жилых домов в городе Североморске, в том числе дома по месту проживания истца, и начисление платы за предоставленные коммунальные услуги «отопление» и «горячее водоснабжение» стало осуществлять ОАО (в настоящее время АО) «Мурманэнергосбыт».
Из пояснений представителя истца, данных в судебном заседании, следует, что в период по июнь 2015 года истец производил оплату за отопление в соответствии с данным договором исходя из 0,155 Гкал/мес. Однако с июля 2015 года в платежных документах, выставляемых АО «Мурманэнергосбыт», стала указываться сумма оплаты, рассчитанная исходя из норматива потребления и площади жилого помещения истца. Обратившись к ответчику с просьбой произвести перерасчет по оплате за коммунальную услугу, истец получил отказ и разъяснение, что начисление осуществлено в соответствии с действующим законодательством. С данным отказом не согласился, полагая, что в связи с демонтажем приборов отопления в квартире у него имеется обязанность по оплате только остаточного потребления тепла в соответствии с расчетом, составленным ООО КПФ «ДЕК».
Однако, суд не может согласиться с данными доводами истца и его представителя по следующим основаниям.
Так, в соответствии со статьями 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления и производить оплату за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 данного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных данной частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Частью 4 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которыми регулируются отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливаются их права и обязанности, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, под которой понимается наличие в многоквартирном доме или в жилом доме внутридомовых инженерных систем, позволяющих предоставлять потребителю, в числе прочих, коммунальную услугу по отоплению, то есть подаче по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 Приложения № 1 к данным Правилам.
Согласно пункту 40 Правил потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Потребитель коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению, произведенной и предоставленной исполнителем потребителю при отсутствии централизованных систем теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения, вносит плату за такую коммунальную услугу, рассчитанную в соответствии с пунктом 54 данных Правил.
Пунктом 42(1) Правил определен порядок размера платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом (нежилом) помещении многоквартирного дома на основании формул 2, 3 и 3.1, содержащихся в Приложении 2 к данным Правилам, в зависимости от наличия или отсутствия индивидуальных и (или) общедомовых приборов учета тепловой энергии.
В судебном заседании установлено, что коллективный прибор учета тепловой энергии в вышеуказанном многоквартирном доме в настоящее время в эксплуатацию не введен, дом оборудован централизованной вертикальной системой водяного отопления закрытого типа, жилое помещение истца индивидуальным прибором учета тепловой энергии не оборудовано, доказательств обратному суду не представлено.
Согласно формуле 2 Приложения № 2 к Правилам размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме, а также размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета тепловой энергии жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется по формуле 2:
,
где:
- общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;
- норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;
- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок утверждения нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению, отоплению и требования к их формированию установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг».
Пунктом 3 указанных Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно данным Правилам нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с установленными категориями многоквартирных домов и жилых домов (пункт 11).
В норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учетом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных правилами предоставления коммунальных услуг (пункт 26).
В Мурманской области такие нормативы утверждены Приказом Минэнерго и ЖКХ Мурманской области от 11 марта 2013 года № 34 «Об утверждении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению», действующим с 01 января 2016 года в редакции Приказа от 22 января 2016 года № 9.
Из анализа вышеприведенных правовых норм следует, что действующее жилищное законодательство допускает учет потребления тепловой энергии либо по показаниям приборов учета, либо расчетным путем исходя при этом из утвержденных в установленном порядке нормативов. Иного порядка определения объема потребления коммунальной услуги по отоплению, а также невозможность применения утвержденных формул (либо изменения каких-либо величин формул) в случае перевода жилого помещения в многоквартирном доме на электрообогрев действующее законодательство не предусматривает. Наличие разрешения, полученного в установленном порядке, на установку электронагревательных приборов, в данном случае об обратном не свидетельствует.
Кроме того, действующее законодательство не относит к полномочиям исполнителей коммунальных услуг определение порядка расчета платы за коммунальные услуги.
В связи с указанным расчет остаточного теплопотребления, представленный истцом, не может быть принят в качестве основания для расчета платы за потребленную тепловую энергию.
При этом суд также учитывает, что указанный расчет выполнен на основании Методических указаний по определению расходов топлива, электроэнергии и воды на выработку тепла отопительными котельными коммунальных теплоэнергетических предприятий, утвержденных Роскоммунхозом 22 февраля 1994 года.
Данная методика предназначена для использования коммунальными теплоснабжающими предприятиями (предприятия объединенных котельных и тепловых сетей, предприятия тепловых сетей, электросетей, районных и квартальных котельных с тепловыми сетями, находящимися на самостоятельном балансе) при текущем планировании потребности в энергоресурсах и затрат на топливо, электроэнергию и воду. Указание на то, что эта методика подлежит применению при определении объемов потребления тепловой энергии населением, в методических рекомендациях отсутствует.
Кроме того, указанная методика расчета расхода топлива на котельных, примененная в расчете остаточного теплопотребления, представленном истцом, с 2003 года не применяется, поскольку Госстроем России 12 августа 2003 года утверждена Методика определения потребности в топливе, электрической энергии и воде при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителей в системах коммунального теплоснабжения.
При этом согласно пункту 1.2 Методики Госстроя России от 12 августа 2003 года данная методика не может применяться для определения фактических показателей, используемых при финансовых расчетах между теплоснабжающими организациями и потребителями тепловой энергии (теплоносителей).
Также установлено, что представленным истцом расчетом определено количество остаточного тепла от стояков, проходящих через квартиру, однако не определена подлежащая оплате доля в отоплении на общедомовые нужды, расходы на которые собственник несет в силу действующего законодательства. Вместе с тем, оснований для освобождения собственников жилых помещений от несения обязанности по оплате коммунальных услуг на общедомовые нужды законом не предусмотрено.
Из исследованных судом доказательств следует, что квартира истца не лишена теплоснабжения как посредством теплоотдачи через общие конструкции многоквартирного дома, оборудованного системой централизованного отопления, с использованием которой отапливаются не только жилые помещения, но и общее имущество многоквартирного жилого дома, так и посредством теплоотдачи от проходящих в квартире истца стояков центрального отопления.
Таким образом, тот факт, что в квартире истца были демонтированы радиаторы центрального отопления, не означает, что теплоснабжение жилого помещения прекратилось, а также что услуга по отоплению предоставляется ему ненадлежащего качества.
Учитывая вышеприведенные обстоятельства, принимая во внимание, что расчет платы за отопление истцу производится в соответствии с действующими Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, устанавливающими единый порядок расчета без каких-либо исключений для помещений с установленными электрообогревательными приборами, расчет выполняется исходя из установленного уполномоченным органом норматива потребления коммунальной услуги «отопление», оснований для перерасчета платы за данную услугу в ходе рассмотрения дела не установлено, в удовлетворении иска Адзинова Р.А. суд полагает необходимым отказать.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Адзинова Р.А. к акционерному обществу «Мурманэнергосбыт» о возложении обязанности совершить определенные действия отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Ленинский районный суд города Мурманска в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Т.С. Кузнецова