Дело № 2-492/2014 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
02 апреля 2014 года ст. Ессентукская
Предгорный районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующей Гриценко В.М.,
при секретаре Маниной Е.С.,
с участием старшего помощника прокурора - Булавинцевой Р.В.,
представителя заинтересованного лица – администрации муниципального образования Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края – Лазебник О.Н., действующей на основании доверенности от 09.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании в ст. Ессентукской гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Предгорного района Ставропольского края, действующего в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского и возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Предгорного района Ставропольского края, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского и возложении обязанности совершить определенные действия, указывая, что прокуратурой района проведена проверка исполнения Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Земельного кодекса Российской Федерации администрацией муниципального образования Винсадского сельсовета Предгорного района (далее - администрация) в ходе которой установлено следующее.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» земельный участок для размещения места погребения предоставляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Пунктом 2.1 СанПин 2.1.2882-11, утвержденных Главным государственным санитарным врачом от 28.06.2011 № 84, определено, что размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляются в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.
В силу ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на объекты недвижимости подлежит государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права и, соответственно, возникновения прав и обязанностей, связанных с реализацией права собственности.
Пунктом 13 части 1 статьи 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ предусмотрено, что в муниципальной собственности поселений может находиться, в частности, имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений.
Указывает, что в ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края находятся 2 кладбища, которые располагаются:
в с. Винсады, в районе ул. Комсомольская;
к юго-западу на расстоянии около 200 метров от нежилого строения №97 по ул. Украинская в с. Винсады.
В нарушение требований федерального законодательства, по состоянию на 31.01.2014 право муниципальной собственности на указанные кладбища в установленном законом порядке администрацией не оформлено.
Считает, что в результате бездействия органа местного самоуправления, выраженного в непринятии мер по организации на территории указанного муниципального образования мест захоронения, соответствующих требованиям земельного законодательства, нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц. Также, сложившаяся ситуация приводит к возможности самовольного расширения границ кладбищ.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
Просит суд признать бездействие администрации муниципального образования Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, выразившееся в неисполнении обязанностей по содержанию кладбищ, незаконным;
возложить на администрацию муниципального образования Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края обязанность оформить право муниципальной собственности на 2 кладбища, которые располагаются: в с. Винсады, в районе ул. Комсомольская; к юго-западу на расстоянии около 200 метров от нежилого строения № 97 по ул. Украинская в с. Винсады.
В судебном заседании старший помощник прокурора Предгорного района Булавинцева Р.В. просила суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица – администрации муниципального образования Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края – Лазебник О.Н. в судебном заседании заявленные заместителем прокурора Предгорного района Ставропольского края требования признала полностью.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований заместителя прокурора Предгорного района по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (ст. 255 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов государства, как гаранта соблюдения законов на территории Российской Федерации, а также в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц.
В соответствии с п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Статьей 16 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» определено, что выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения. Пунктом 2.1 СанПин 2.1.2882-11, утвержденных Главным государственным санитарным врачом от 28.06.2011 г. №84, определено, что размещение, расширение и реконструкция кладбищ, зданий, сооружений, помещений похоронного назначения осуществляется в соответствии с законодательством в области градостроительной деятельности и санитарными правилами и нормативами.
В силу ст. 11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности на объекты недвижимости подлежит государственной регистрации, которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права и, соответственно, возникновения прав и обязанностей, связанных с реализацией права собственности.
Пунктом 13 части 1 статьи 50 Федерального закона от 6.10.2003 г. №131-ФЗ предусмотрено, что в муниципальной собственности поселений может находиться, в частности, имущество, включая земельные участки, предназначенные для организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений.
Статьей 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.2003г. №131-ФЗ, определено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями: 3) создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирование и размещение муниципального заказа;
6) принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
9) иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований.
Согласно ч. 1 ст. 18 ФЗ от 12.01.1996 г. №8ФЗ «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
В соответствии с п.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 г. №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», земельный участок для размещения места погребения предоставляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Судом установлено, что на территории муниципального образования Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края находятся 2 кладбища, которые располагаются:
1) в с. Винсады, в районе ул. Комсомольская;
2) к юго-западу на расстоянии около 200 метров от нежилого строения № 97 по ул. Украинская в с. Винсады.
В нарушение требований федерального законодательства, по состоянию на 31.01.2014 право муниципальной собственности на указанные кладбища, в установленном законом порядке администрацией муниципального образования Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского не оформлено.
Как усматривается из письма главы МО Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края №26 от 17.01.2014 г., на территории МО Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края расположены два кладбища, которые располагаются:
1) закрытое кладбище в с. Винсады, в районе ул. Комсомольская;
2) действующее кладбище к юго-западу на расстоянии около 200 метров от нежилого строения № 97 по ул. Украинская в с. Винсады.
Согласно ст. 6 п. 23 Устава МО Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Таким образом, бездействие должностных лиц администрации МО Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, ответственных за соответствующее направление деятельности органа местного самоуправления, привело к нарушению прав граждан, проживающих на территории муниципального образования.
В соответствии со ст. 78 Федерального закона от 6.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» решения и действия (бездействия) органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление заместителя прокурора Предгорного района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, выразившегося в неисполнении обязанностей по содержанию кладбища незаконным и возложении на администрацию МО Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края обязанности оформить право муниципальной собственности на кладбища удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края, выразившееся в неисполнении обязанностей по содержанию кладбищ, незаконным.
Возложить на администрацию муниципального образования Винсадского сельсовета Предгорного района Ставропольского края обязанность оформить право муниципальной собственности на два кладбища, которые располагаются:
1) в с. Винсады, в районе ул. Комсомольская;
2) к юго-западу на расстоянии около 200 метров от нежилого строения № 97 по ул. Украинская в с. Винсады.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательном виде.
Председательствующий