Дело № 2-167/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 марта 2014 года г.Сковородино
Сковородинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Федорчук Н.Б.,
при секретаре Бей О.Н.,
с участием помощника прокурора Сковородинского района Дидик А.А.,
представителя администрации Талданского сельсовета – ФИО3, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сковородинского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей с. Талдан к администрации Талданского сельсовета об обязании принять меры к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
у с т а н о в и л :
Прокурор Сковородинского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц – жителей с. Талдан обратился с иском к администрации Талданского сельсовета об обязании принять меры к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Сковородинского района в рамках проведения мониторинга соблюдения норм действующего федерального законодательства в сфере санитарно-эпидемиологических требований установлено, что на территории с. Талдан в пределах придомовой территории образована несанкционированная свалка бытовых отходов. Объемы мусора и занятая отходами территория свидетельствуют о длительном характер образования указанной несанкционированной свалки. Проверкой установлено, что действующая система сбора и вывоза отходов не обеспечивается надлежащим образом, что в свою очередь является одной из причин образования несанкционированных мест складирования отходов (несанкционированных свалок) на территории муниципального образования. Образовавшаяся свалка является угрозой санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Изложенное свидетельствует об отсутствии надлежащего контроля со стороны администрации Талданского сельсовета за исполнением прямых обязанностей в части осуществления сбора и удаления бытовых отходов и мусора на территории муниципального образования, что влечет за собой нарушение экологических и санитарно-эпидемиологических требований, а также прав жителей поселения на благоприятные условия проживания. На основании изложенного просит обязать администрацию Талданского сельсовета принять меры к устранению выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства путем организации уборки и вывоза отходов, мусора с территории расположенной в районе многоквартирного жилого дома <адрес> в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу и обязать администрацию Талданнского сельсовета оборудовать специальную площадку с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченную бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющую подъездной путь для автотранспорта и установить на указанную площадку контейнеры в 6-ти месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Сковородинского района Дидик А.А. исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске.
Представитель администрации Талданского сельсовета ФИО3, действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселений федеральным законодательством. Место, указанное в исковом заявлении как несанкционированная свалка в районе дома <адрес> является по документам земельным участком с разрешенным использованием – бункер под мусор для домов, принадлежащих Талданскому щебеночному заводу. Ранее, дома принадлежащие ТСЖ Талдан принадлежали указанному заводу, но в 2006 году были переданы в собственность муниципального образования Сковородинский район. 09.01.2008 года решением собрания собственников жилья домов <адрес> и <адрес> организовано ТСЖ Талдан. Данный бункер использовался ТСЖ Талдан до настоящего времени для места под сбор мусора. В феврале 2014 года данный земельный участок был выбран для строительства многоквартирного жилого дома и администрация Талданского сельсовета обратилась с заявлением в КУМИ Сковородинского района с заявлением об изменении вида разрешенного использования данного участка. Согласно п.3.1 Правил благоустройства, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования Талданский сельсовет, утвержденных решением Талданского сельского Совета народных депутатов № от 23.04.23012 года следует, что предприятия, организации, учреждения и иные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории с. Талдан обязаны устанавливать контейнеры для сбора бытовых и промышленных отходов и заключать договоры на вывоз отходов со специализированными предприятиями по вывозу ТБО. А в соответствии с п. 3.7 вышеуказанных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны в том числе, устанавливать мусоросборники, оборудовать площадки для сбора мусора и ТБО. В соответствии с Методическим пособием по содержанию и ремонту жилищного фонда МДК 2-04.2004 под организациями, обслуживающими жилищный фонд, подразумеваются организации любой формы собственности, осуществляющие содержание и ремонт общего имущества многоквартирных домов. Таким образом, оборудование специальной площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченной бордюром и зелеными насаждениями по периметру и имеющему подъездной путь для автотранспорта и установку на указанную площадку контейнеров необходимо возложить на организацию, обслуживающую жилищный фонд – многоквартирных домов – ТСЖ Талдан. Ранее ТСЖ Талдан неоднократно в устных беседах на заседаниях Талданского сельского Совета народных депутатов, на заседаниях административного совета МО Талданский сельсовет указывалось на необходимость приведения в порядок места для сбора мусора, но никаких мер не принималось. Привлечь председателя ТСЖ Талдан к административной ответственности за нарушение правил благоустройства в настоящее время не представляется возможным, так как из Закона Амурской области «Об административной ответственности» исключена ст. 4.7, предусматривающая ответственность за нарушение правил благоустройства. На основании изложенного, просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Судом установлено, что прокуратурой Сковородинского района 05 марта 2014 года проведена проверка в рамках проведения мониторинга соблюдения норм действующего федерального законодательства в сфере санитарно-эпидемиологических требований. Согласно акту проверки от 05 марта 2014 года установлено, что на территории <адрес> на прилегающей территории в скученном состоянии расположены мусор и отходы потребления.
Факты образования несанкционированной свалки подтверждены фототаблицей.
Из объяснения гл. специалиста администрации Таланского сельсовета ФИО3 от 05.03.2014 года следует, что по адресу: <адрес> на прилегающей территории периодически жильцами домов ТСЖ складируются ТБО. По мере накопления работники ТСЖ убирают ТБО, загружают на прицеп, находящийся в районе дома <адрес>. Данный прицеп вывозит мусор на свалку дважды в день. По адресу: <адрес> не имеется установленного места для складирования мусора, отходов и ТБО. Администрацией ведется работа с ТСЖ Талдан, направляются информационные письма.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Ч. 2 ст. 2 вышеуказанного закона осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Согласно ч. 2 ст. 21 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.
Пунктами 11, 24, 25, 26 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения согласно ст. 11 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, обеспечивается проведением государственными органами, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, общественными объединениями и гражданами гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, соблюдением санитарных правил, норм и гигиенических нормативов, системой государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также комплексом других организационных, правовых и экономических мер в соответствии с санитарным законодательством РФ, субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
В соответствии с п.1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление и надлежащее обезвреживание бытовых отходов (хозяйственно бытовых, в том числе пищевых отходов, уличного мусора, скапливающегося на территории населенного пункта).
Согласно п. 2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.
Также в судебном заседании установлено, что на территории многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> места для организации сбора и временного хранения бытовых отходов – специальные площадки для размещения контейнеров, не организованы.
Контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов устанавливаются в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" и оформлением землеотводных документов (п. 3.11. Правил), а также СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 года N 64.
На основании п. 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Согласно п. п. 8.2.4, 8.2.5 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 года N 64 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Таким образом, судом установлено, что на территории с. Талдан в районе многоквартирного жилого дома <адрес> в скученном состоянии складируются бытовые и пищевые отходы, хотя данная территория не предназначена для сбора и хранения бытовых отходов. Указанные обстоятельства привели к образованию несанкционированной свалки, поскольку, на территории многоквартирного жилого дома <адрес> места для организации сбора и временного хранения бытовых отходов – специальные площадки для размещения контейнеров, не организованы.
Поскольку вопросы по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, по охране окружающей среды в границах городского округа, организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов законодательством отнесены к ведению органов местного самоуправления, суд приходит к выводу, что обязанность по принятию мер к устранению выявленных нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства путем организации уборки и вывоза отходов, мусора с территории поселения, а именно с земельного участка, расположенного в район дома <адрес> и обязании администрации Тахтамыгдинского сельсовета оборудовать специальную площадку с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченную бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющую подъездной путь для автотранспорта лежит на органах местного самоуправления, а именно - администрации Талданского сельсовета.
Факт нахождения несанкционированных свалок на территории муниципального образования Талданского сельсовета подтверждается материалами дела и ответчиками не оспаривается.
На основании изложенного, администрация Талданского сельсовета, как орган местного самоуправления обязана принимать меры по охране окружающей среды на территории муниципального образования, в том числе по недопущению образования несанкционированных свалок, так как ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей администрацией Талданского сельсовета по организации сбора и вывоза бытовых отходов приводит к ухудшению экологической обстановки на территории муниципального образования и создает угрозу причинения вреда окружающей среде, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц - граждан РФ.
В связи с чем, доводы ответчиков, о том, что оборудование специальной площадки с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченной бордюром и зелеными насаждениями по периметру и имеющему подъездной путь для автотранспорта и установку на указанную площадку контейнеров необходимо возложить на организацию, обслуживающую жилищный фонд – многоквартирных домов – ТСЖ Талдан, судом признаются несостоятельными.
В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течении которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая время необходимое на вступление решения суда в законную силу и его исполнение, суд считает необходимым установить срок для устранения допущенных нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно, организации уборки и вывоза отходов, мусора с территории расположенной в районе многоквартирного жилого дома № 64 по ул. Советская с. Талдан в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу и об обязании администрации Талданского сельсовета оборудовать специальную площадку с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченную бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющую подъездной путь для автотранспорта в 6-ти месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу. Данные сроки являются разумными и достаточными для исполнения решения суда.
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194,198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц – жителей с. Талдан к администрации Талданского сельсовета об обязании принять меры к устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Талданского сельсовет принять меры к устранению выявленных нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства путем организации уборки и вывоза отходов, мусора с территории расположенной в районе многоквартирного жилого <адрес> в 2-х месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать администрацию Талданского сельсовета оборудовать специальную площадку с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченную бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющую подъездной путь для автотранспорта и установить на указанную площадку контейнеры в районе многоквартирного жилого <адрес> в 6-ти месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Амурского областного суда через Сковородинский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
Председательствующий Н.Б. Федорчук