Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации.
28 марта 2011 года Ленинский районный суд города Екатеринбурга Свердловской области в составе судьи Лимоновой Л.Ф., при секретаре Юмаковой М.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лешукова Д.Е. к Военному комиссариату Свердловской области о признании действий незаконными, взыскании денежной суммы за наем жилья и судебных расходов,
у с т а н о в и л:
Лешуков Д.Е. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Свердловской области о признании незаконными действий ответчика в виде отказа истцу в денежной компенсации за наем жилого помещения в связи с невозможностью обеспечить жилым помещением истца, уволенного с военной службы с 12 декабря 2007 г., взыскании с ответчика суммы компенсации, исчисленной за период с 25 апреля 2008 в общей сумме <данные изъяты>, понуждении ответчика ежемесячно выплачивать истцу указанную денежную компенсацию до момента обеспечения жильем и возмещении судебных расходов по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>
В обоснование заявленного иска Лешуков Д.Е. указал, что он является подполковником запаса, уволенным из Вооруженных Сил 12 декабря 2007 года в связи с организационно-штатными мероприятиями. Истец состоит в очереди на получение жилого помещения с 10 октября 1997 года в ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ района» и на момент предъявления иска истец и члены его семьи жилым помещением не обеспечены. По основаниям ФЗ «О статусе военнослужащих» истец имеет право на получение денежной компенсации за счет средств федерального бюджета ежемесячно с момента увольнения до предоставления жилья, однако на обращение Лешукова Д.Е. Военным комиссариатом Свердловской области истцу отказано в выплате компенсации. Данный отказ истец считает незаконным, что послужило основанием для предъявления иска в суд. Сумма указанной денежной компенсации за период с 26 апреля 2008 года (следующий день за днем окончания выплаты истцу денежной компенсации) по 31 января 2011 г. (15 февраля 2011 года истец обратился с иском в суд) составила <данные изъяты>, которую и просит взыскать Лешуков Д.Е. с ответчика Военного комиссариат Свердловской области, а также судебные расходы по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>. Кроме этого, истец просил обязать ответчика выплачивать денежную компенсацию и после вынесения решения вплоть до предоставления ему жилья, о чем Лешуков Д.Е. известит Военный комиссариат Ленинского и Октябрьского районов г.Екатеринбурга.
В судебном заседании истец Лешуков Д.Е. исковые требования поддержал в полном объеме, дополнительно пояснив, что он состоит в очереди на получение жилого помещения как военнослужащий с 1997 года с учетом членов его семьи. В настоящее время жилое помещение ему не предоставлено.
В судебном заседании представитель привлеченных к участию в деле в качестве 3-го лица Управления Федерального казначейства по Свердловской области и Министерства Финансов Российской Федерации поддержала доводы представленного в суд отзыва, в соответствии с которым данные финансовые органы не признают себя надлежащими участниками процесса, так как не состоят в спорных правоотношениях ни с кем из сторон. Ни функциями, ни полномочиями Министерства Финансов Российской Федерации не предусмотрено в соответствии с действующим законодательством выплата денежной компенсации категории лиц, к которой отнесен Лешуков Д.Е.
В судебном заседании третье лицо Беликова Е.В. указала на обоснованность и законность заявленного иска, подтвердив, что денежная компенсация истцу не выплачивается с 26 апреля 2008 года, несмотря на то, что жилое помещение Лешукову Д.Е. как военнослужащему не предоставлено.
В судебное заседание не явился представитель ответчика Военного комиссариата Свердловской области, в представленном суду отзыве исковые требования не признал, указав, что они являются ненадлежащим ответчиком. Лешуков Д.Е. проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ. 12 декабря 2007 года Приказом Командующего военно-воздушными силами № 0650 он был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом командира войсковой части 32979 № 44 от 05.03.2008 г. он был исключен из списков личного состава части с 25 апреля 2008 года, и до указанного периода выплата за наем жилья истцу производилась. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей» и Приказа Министра обороны Российской Федерации от 16.06.2005 г. № 235 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 г. № 909 установлены основания и порядок выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в отношении лиц названной категории, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года в уполномоченных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации организациях, какими являются администрации муниципальных образований. Так как Лешуков Д.Е. встал на учет в ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ района», а не в администрации, выплата денежной компенсации ему не положена.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц – Правительство Свердловской области, Министерство Финансов Свердловской области, Правительство Российской Федерации своих представителей в суд не направили, о причинах неявки суду не сообщили и не просили об отложении слушания дела.
Учитывая данные обстоятельства, мнение истца и других лиц, явившихся в судебное заседание, суд признал возможным рассмотреть настоящее дело при установленной явке.
Заслушав пояснения истца, возражения представителя Управления Федерального казначейства по Свердловской области и Министерства Финансов Российской Федерации, третьего лица Беликовой Е.В., изучив материалы дела и оценив представленные в суд доказательства в их совокупности, суд частично удовлетворяет заявленные требования по следующим основаниям.
Как пояснил Лешуков Д.Е., что нашло свое подтверждение в ходе рассмотрения дела по существу, истец проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ. На основании Приказа Командующего военно-воздушными силами № 0650 от 12 декабря 2007 года истец был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями. Приказом командира войсковой части 32979 № 44 от 05 марта 2008 года Лешуков Д.Е. исключен из списков личного состава части с 25 апреля 2008 года (л.д. 14).
Лешуков Д.Е. состоит в базе данных учета ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ района как нуждающийся в получении жилой площади по линии МО РФ с 10 октября 1997.
Как следует из справки Войсковой части 32979 по состоянию на 05 августа 2010 г., Лешуков Д.Е. состоит в списках очередников на получение жилой площади в войсковой части с 10 октября 1997 г. и жилым помещением по линии Министерства обороны РФ не обеспечен.
Федеральный закон "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставляет лицам, которые, прослужив длительное время, увольняются с военной службы и не имеют жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий, государственные гарантии и компенсации на период до обеспечения их жилыми помещениями в порядке статьи 15 названного Федерального закона. Тем самым государство берет на себя определенные публично-правовые обязательства по социальной поддержке этой категории граждан, уволенных с военной службы, в частности путем предоставления им за счет средств федерального бюджета ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений. Данная мера социальной поддержки носит исключительно временный характер и имеет своим предназначением возмещение расходов, которые указанные граждане вынуждены нести в связи с необходимостью арендовать жилое помещение в период до фактической реализации ими конституционного права на жилище в установленных законом формах.
В соответствии с абзацем вторым пункта 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года в муниципальных образованиях, им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации. Названное законоположение не препятствует признанию за гражданами, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года и уволенными или подлежащими увольнению с военной службы после этой даты, права на получение ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений на равных условиях с гражданами, относящимися к той же категории, но уволенными с военной службы до 1 января 2005 года, - иное означало бы установление различий в условиях приобретения права на получение указанной денежной компенсации бывшими военнослужащими, вставшими на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, исключительно в зависимости от даты их увольнения с военной службы (до или после 1 января 2005 года).
В соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и в целях обеспечения прав на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей Правительством РФ было принято постановление от 31 декабря 2004 г. N 909 «О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим – гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей»
Согласно п.4 Постановления выплата денежной компенсации гражданам, уволенным с военной службы и вставшим на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., и членам их семей, а также членам семей граждан, уволенных с военной службы, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, осуществляется соответствующими органами Министерства обороны Российской Федерации или иного федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в которых эти граждане состоят на учете в части их пенсионного обеспечения. Финансирование расходов, связанных с выплатой денежной компенсации, осуществляется Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, за счет и в пределах средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы. Более того, указанным Постановлением Министерству обороны Российской Федерации было предписано в месячный срок разработать и согласовать с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими пенсионное обеспечение лиц, уволенных с военной службы, единые формы и перечень документов, необходимых для принятия решения о выплате денежной компенсации в соответствии с пунктом 4 настоящего Постановления. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации через уполномоченные ими органы рекомендовано обеспечить выдачу документов, необходимых для принятия решения о выплате денежной компенсации в соответствии с пунктом 4 настоящего Постановления.
Таким образом, суд считает установленным тот факт, что Лешуков Д.Е., являющийся уволенным с военной службы и состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении с 1997 года, имеет право на получение денежной компенсации по основаниям ст. 14 ФЗ «О статусе военнослужащих», размер которой определен п. 2 Постановления от 31.12.2004 г. № 909.
Поскольку Лешуков Д.Е. имеет право на получение денежной компенсации с 26 апреля 2008 года, то есть со дня исключения из списков личного состава воинской части, произведенный расчет истца соответствует требованиям закона и не оспаривается ответчиком, и сумма компенсации до 31 января 2011 года составляет <данные изъяты>
Как следует из письменного ответа Военного комиссариата Свердловской области, истцу Лешукову Д.Е. было отказано в выплате денежной компенсации, так как он состоит в очереди на получение жилого помещения в ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ района», однако ответчик не представил в суд доказательства того, что у данного лица отсутствуют полномочия по составлению и ведению списков военнослужащих на получение жилых помещений. А в связи с тем, что право Лешукова Д.Е. состоять на учете в ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ района» в качестве военнослужащего, никем не оспорено, а поскольку закон определяет в качестве полномочного лица не администрации муниципального района, как это указывает ответчик, а уполномоченные органами исполнительной власти субъектов РФ организации, отказ Военного комиссариата Свердловской области выплатить денежную компенсацию подлежит признанию незаконным.
Таким образом, суд полагает, что поскольку истец состоит в очереди на получение жилого помещения с 1997 года в ФГУ «Екатеринбургская КЭЧ района», и на момент рассмотрения дела по существу он жилым помещением не обеспечен, на Военный комиссариат Свердловской области (в силу п.4 Постановления от 31.12.2004 г.) должна быть возложена обязанность по выплате компенсации, которая составляет <данные изъяты>
Кроме того, в соответствии со ст. 98 ГПК РФ за счет ответчика подлежат возмещению судебные расходы истца по оплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты>
Удовлетворяя вышеизложенные исковые требования, суд не усматривает законных оснований для удовлетворения требований Лешукова Д.Е. о понуждении ответчика производить и в дальнейшем выплаты за наем жилья, поскольку в силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Таким образом, суд возбуждает гражданское производство по заявлению лица, утверждающего, что его права, свободы и законные интересы со стороны ответчика на момент обращения в суд нарушаются или оспариваются, то есть требующего о судебной защите, поэтому предъявлять требования о понуждении ответчика не нарушать права при их возможном, а не реальном, нарушении в будущем -законом не предусмотрено. Кроме этого, иск о взыскании денежной компенсации за наем жилья не отнесен законом к искам о предупреждении причинения вреда.
Иных требований на рассмотрение суда не заявлено.
Руководствуясь ст.ст.12,194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Лешукова Д.Е. удовлетворить частично.
Признать отказ Военного комиссариата Свердловской области в выплате компенсации за наем жилого помещения – незаконным.
Взыскать с Военного комиссариата Свердловской области в пользу Лешукова Д.Е. денежную сумму в размере <данные изъяты> за наем жилого помещения и в счет возмещения судебных расходов по оплате госпошлины – <данные изъяты>
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Свердловский областной суд в течение 10 дней с подачей жалобы через Ленинский районный суд города Екатеринбурга.
Судья: Лимонова Л.Ф.