Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2540/2019 ~ М-2289/2019 от 29.08.2019

57RS0022-01-2019-002767-22

Дело № 2-2540/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 октября 2019 года г. Орел

Заводской районный суд города Орла

в составе председательствующего судьи Сандуляк С.В.,

с участием представителя истца администрации г. Орла – Амельченковой Ю.Г., действующей на основании доверенности от 19.02.2019 года № 31-д,

представителя ответчика УФССП России по Орловской области, третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области Котяковой С.И. – ПоцелуевойА.В., действующей на основании доверенностей от 09.01.2019 года № 4, от 20.05.2019,

при секретаре судебного заседания Лютиковой И.А.

рассмотрев в судебном заседании в помещении Заводского районного суда г.Орла гражданское дело

по исковому заявлению администрации города Орла к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,

У С Т А Н О В И Л:

Администрация г.Орла обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее – УФССП России по Орловской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование исковых требований указано, что решением Советского районного суда г. Орла от 17.05.2018 удовлетворены исковые требования Незамеева В.А., на администрацию города Орла возложена обязанность предоставить истцу на территории муниципального образования «Город Орел» благоустроенное жилое помещение общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями ч. 3 ст. 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ (в редакции Закона Орловской области от 05.05.2017 № 2108-ОЗ) на состав семьи один человек. Решение суда вступило в законную силу 11.07.2018.

16.05.2019 службой судебных приставов-исполнителей Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области (далее – МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области) на основании указанного решения суда возбуждено исполнительное производство № 35387/19/57024-ИП.

24.05.2019 администрацией города Орла службе судебных приставов сообщено письмом о невозможности исполнения должником требований исполнительного документа о предоставлении благоустроенного жилого помещения в установленный для добровольного исполнения 5-дневный срок по не зависящим от него объективным обстоятельствам.

28.05.2019администрация г. Орла обратилась в Советский районный суд г.Орла с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения указанного решения суда, в удовлетворении которого определением Советского районного суда г.Орла от 21.06.2019 отказано. 05.07.2019 года администрацией города Орла на определение подана частная жалоба, которая определением Орловского областного суда от 14.08.2019 оставлена без удовлетворения.

15.08.2019 судебным приставом - исполнителем Межрайонного отдела службы судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области вынесено постановление о взыскании с администрации города Орла исполнительского сбора в размере 50000 рублей. Одновременно постановлением от 15.08.2019 установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до 16.09.2019.

Обосновывая заявленные требования, истец ссылается на положения ст.ст. 19, 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации», которыми предусмотрено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет доставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов; органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных и финансовых средств.

В соответствии с абзацем 1 части 5 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ.

Законом Орловской области от 30.11.2017 № 2177-ОЗ «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» на 2018 год для МО «Город Орел» были предусмотрены субвенции из областного бюджета на предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений. До администрации города Орла на 2018 год доведены лимиты бюджетных средств в размере 87254600рублей для исполнения судебных решений по искам лиц из числа детей-сирот, в размере 28068500рублей – на обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, которых было недостаточно для закупки жилого помещения Незамееву В.А.

Законом Орловской области от 03.12.2018 № 2289-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» на 2019 год для МО «Город Орел» предусмотрены субвенции из областного бюджета на предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений, которые осваиваются в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Указанные обстоятельства не позволяют должнику в установленный судебным приставом-исполнителем срок исполнить решение суда от 17.05.2018 года о предоставлении Незамееву В.А. благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения по независящим от него объективным обстоятельствам при отсутствии вины.

Полагая, что администрацией г. Орла предпринимаются все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, ссылаясь на ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», истец просит суд освободить администрацию г. Орла от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя от 15.08.2019.

Определением суда для участия в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечены судебный пристав - исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области Котякова С.И., взыскатель по исполнительному производству Незамеев В.А.

В судебном заседании представитель администрации г. Орла АмельченковаЮ.Г. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика УФССП России по Орловской области и одновременно третьего лица судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области Котяковой С.И. – Поцелуева А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, в обоснование указывая, что те обстоятельства, на которые ссылается администрация г. Орла, не могут быть признаны достаточным основанием для освобождения от взыскания исполнительского сбора. Должником не было исполнено в установленный законом срок решение суда, ввиду чего в отношении него вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Поскольку администрацией г. Орла не было совершено своевременных действий по предотвращению наступления неблагоприятных для себя последствий в виде взыскания исполнительского сбора, что свидетельствует о наличии в его действиях вины, просила отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика – Незамеев В.А., извещенный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал, что против заявленных требований возражает.

Учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившегося третьего лица.

Суд, исследовав материалы дела, находит исковые требования администрации города Орла подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» законодательство Российской Федерации о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоит из соответствующих статей Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в ред. от 07.03.2018) предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Согласно ст. 6 Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ «Одополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа» Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области (далее - органы местного самоуправления) на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу ст. 9 Закона Орловской области от 06.12.2007 №727-ОЗ финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения переданных государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Судом установлено, что решением Советского районного суда г. Орла от 17.05.2018 удовлетворены исковые требования Незамеева Вячеслава Александровича к администрации г.Орла о предоставлении жилого помещения.

Данным решением на администрацию города Орла возложена обязанность предоставить Незамееву В.А. на территории муниципального образования «Город Орел» благоустроенное жилое помещение общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями части 3 статьи 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 №727-ОЗ (в редакции Закона Орловской области от 05.05.2017 № 2108-ОЗ) на состав семьи один человек (л.д. 8-10).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 11.07.2018 указанное решение суда оставлено без изменения (л.д. 11-14).

16.05.2019 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Котяковой С.И. на основании исполнительного листа ФС № 027105292 от 20.07.2018, выданного Советским районным судом г.Орла, возбуждено исполнительное производство №35387/19/57024-ИП, предмет исполнения: обязать администрацию города Орла предоставить Незамееву В.А. на территории муниципального образования «Город Орел» благоустроенное жилое помещение общей площадью по норме предоставления в соответствии с положениями части 3 статьи 3 Закона Орловской области от 06.12.2007 №727-ОЗ (в редакции Закона Орловской области от 05.05.2017 № 2108-ОЗ) на состав семьи один человек с установлением должнику срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа – 5 дней. (л.д. 15).

Как следует из представленных сторонами по делу доказательств, постановление о возбуждении исполнительного производства было получено должником администрацией г. Орла 20.05.2019, что подтверждается штампом входящей корреспонденции (л.д. 15).

28.05.2019 администрация г.Орла обратилась в Советский районный суд г.Орла с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения вышеуказанного решения Советского районного суда г. Орла до 31.12.2019 (л.д. 68-69).

Определением Советского районного суда г. Орла от 21.06.2019 данное заявление администрации г. Орла оставлено без удовлетворения (л.д. 70-71).

Поданная администрацией г. Орла на указанное определение суда частная жалоба определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 14.08.2019 оставлена без удовлетворения, определение Советского районного суда г. Орла от 21.06.2019 – без изменения.

В пятидневный срок с момента получения постановления о возбуждении исполнительного производства, а именно 24.05.2019, администрация г. Орла сообщила судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области КотяковойС.И. о невозможности исполнения в установленный для добровольного исполнения срок требований исполнительного документа о предоставлении Незамееву В.А. благоустроенного жилого помещения в г. Орле по договору найма муниципального специализированного жилого помещения по независящим от должника обстоятельствам и обращении в суд с заявлением об отсрочке исполнения судебного решения (л.д. 77).

15.08.2019 года судебным приставом-исполнителем МОСП по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Котяковой С.И. в рамках исполнительного производства № 35387/19/57024-ИП, в связи с неисполнением должником исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, вынесено постановление в отношении администрации г. Орла о взыскании исполнительского сбора в размере 50000рублей (л.д. 17).

Одновременно с этим судебным приставом-исполнителем МОСП по особым исполнительным производствам УФССП России по Орловской области Котяковой С.И. вынесено постановление об установлении нового срока исполнения требования исполнительного документа – до 16.09.2019.

16.09.2019 администрацией г. Орла подготовлено и направлено в адрес судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области КотяковойС.И. очередное письмо с указанием на принимаемые меры, направленные на исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения Незамееву В.А., и невозможности его исполнения в установленный новый срок для добровольного исполнения при отсутствии вины администрации г. Орла и по независящим от неё объективным причинам (л.д. 78).

В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Обращаясь в суд с настоящим иском, администрация г. Орла ссылается на то, что нарушение установленных сроков исполнения требований исполнительного документа обусловлено отсутствием в том вины администрации города Орла, поскольку ею были предприняты все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, и решение суда от 17.05.2018 по иску НезамееваВ.А. не было исполнено в установленный судебным приставом-исполнителем срок по причине отсутствия бюджетных средств, выделяемых для приобретения жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из бюджета Орловской области, что, по мнению истца, является основанием для освобождения его от взыскания исполнительского сбора.

Проверяя обоснованность заявленных администрацией города Орла требований и доводов, на которых они основаны, суд полагает, что представленными истцом доказательствами, оцененными по правилам ст.67ГПКРФ, бесспорно подтверждается, что должником предпринимались все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе ФС № 027105292, выданном 20.07.2018 Советским районным судом г. Орла, предметом исполнения по которому является предоставление благоустроенного жилого помещения в г. Орле из специализированного жилищного фонда Незамееву В.А.

Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что администрация городаОрла как орган местного самоуправления действует в рамках переданных государственных полномочий на основании закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий администрацией города Орла осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета, общий объем которых и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливается законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Согласно пункту 5 статьи 126 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

Согласно п. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

Органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных законом (пункт 5 статьи 86 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с 01.01.2014 приобретение жилых помещений возможно только путем открытых аукционов в электронной форме.

Судом установлено, что на 2018 год для МО «Город Орел» на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, доведены лимиты бюджетных средств в общем размере 115323100рублей, в том числе в размере 87254600рублей для исполнения судебных решений по искам лиц из числа детей сирот, в размере 28068500рублей на обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории.

Вместе с тем, выделенных денежных средств из областного бюджета на 2018 год было недостаточно для приобретения жилых помещений для всех лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых приняты судебные решения, в том числе Незамеева В.А.

Администрацией города Орла было приобретено по договору участия в долевом строительстве жилья 76 жилых помещений, из них 57 квартир предоставлено лицам указанной категории во исполнение судебных решений.

Как установлено судом, все доведенные лимиты бюджетных ассигнований на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в 2018 г. администрацией г. Орла были освоены, дополнительных финансовых средств муниципальному образованию «Город Орёл» в 2018 г. выделено не было.

Соответственно, в 2018 году решение суда по иску Незамеева В.А. к администрации г. Орла о предоставлении жилого помещения не могло быть исполнено по причине недостаточности выделяемых из бюджета Орловской области денежных средств для надлежащего и своевременного исполнения вынесенного судебного решения.

На 2019 год для МО «Город Орел» на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, доведены лимиты бюджетных средств в общем размере 139582000рублей, в том числе в размере 95 822000рублей для исполнения судебных решений по искам лиц из числа детей сирот, в размере 43760 000рублей на обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, что подтверждается уведомлением о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств к бюджету на 2019 год и на плановый период 2020-2021 г. от 27 декабря 2018 года № 1 (л.д. 18-22).

Разрешая заявленные требования, суд учитывает, что исполнение решения суда, которым на администрацию г. Орла возложена обязанность по предоставлению Незамееву В.А. благоустроенного жилого помещения возможно только при соблюдении процедуры заключения муниципальных контрактов, обусловленной требованиями Федерального закона от 21.07.2005 №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», которая включает в себя определенные этапы и требует значительного времени.

Управлением муниципального имущества и землепользования администрации города Орла ведется работа по приобретению жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, через электронные аукционы.

По результатам проведения электронных торгов в период 2019 года заключено 10 муниципальных контрактов на приобретение по договорам долевого участия в строительстве 40 жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на общую сумму 60601137,09 руб. В соответствии с условиями контрактов жилые помещения должны быть переданы в муниципальную собственность не позднее 01.12.2019.

Аукционы не состоялись по 2 ломам, в связи с отсутствием заявок на участие в торгах и 2 лота были отменены. В июне 2019 года размещено 5 электронных аукционов на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа путем участия в долевом строительстве на сумму 65327456,25 руб., из которых один признан несостоявшимся ввиду отсутствия заявок на участие в торгах, по четырем определены победители – АО «УКС г. Орла» и ООО «Холикон-Инвест».

При разрешении спора суд так же учитывает, что в связи с недостаточностью выделяемых из бюджета Орловской области денежных средств для надлежащего и своевременного исполнения в полном объеме переданных государственных полномочий по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, администрация города Орла неоднократно обращалась в Правительство Орловской области, Департамент строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области по вопросу выделения дополнительного финансирования на приобретение жилых помещений для исполнения судебных решений в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается соответствующими письмами.

В силу статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 Федерального закона.

На основании ч. 12 ст. 30 указанного закона срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 105 вышеуказанного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

Как следует из ч. 1 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007
№ 229-ФЗ, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно ч. 2 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007
№ 229-ФЗ исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (ч. 3 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).

В силу ч. 6 ст. 112 Федерального закона Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии со ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор, по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно - правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу статей 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности.

Взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.

Принимая во внимание указанные выше нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве», положения статьи 401 Гражданского кодекса РФ и правовую позицию Конституционного Суда РФ, суд исходит из того, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора. Для применения данного вида ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или недолжной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что истец не уклонялся от исполнения решения суда, в предоставленный
5-дневный срок реально исполнить решение суда не мог вследствие объективных причин, вызванных отсутствием финансирования в необходимом объеме и тем, что администрация г. Орла не может влиять на объем выделяемого субъектом Российской Федерации финансирования для осуществления переданных государственных полномочий, а также по причине того, что исполнение администрацией города Орла вынесенного решения суда возможно только при неукоснительном соблюдении порядка приобретения жилья, установленного Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Представленные в обоснование заявленных требований истцом доказательства подтверждают, что администрация г. Орла своевременно принимала меры по надлежащему исполнению решения Советского районного суда г. Орла от 17.05.2018 по гражданскому делу по иску Незамеева В.А. к администрации г.Орла о предоставлении жилого помещения, обращалась в суд за предоставлением отсрочки исполнения решения суда, направляла обращения о выделении необходимых денежных средств, в том числе еще до возбуждения исполнительного производства, своевременно проводила конкурсные процедуры по приобретению жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, что, в свою очередь, свидетельствует о том, что решение суда не могло быть исполнено в установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения срок по не зависящим от должника обстоятельствам и при отсутствии его вины.

При таких обстоятельствах требования администрации города Орла об освобождении от взыскания исполнительского сбора суд находит подлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования администрации города Орла к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию города Орла от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава-исполнителя межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области от 15 августа 2019года в рамках исполнительного производства №35387/19/57024-ИП в размере 50000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательном виде изготовлено 05 ноября 2019 года

Судья С.В. Сандуляк

2-2540/2019 ~ М-2289/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация г. Орла
Ответчики
Управление Федеральной службы судебных приставов по Орловской области
Другие
Судебный пристав-исполнитель МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области Котякова С.И.
Незамеев Вячеслав Александрович
Суд
Заводской районный суд г. Орла
Судья
Сандуляк Светлана Владимировна
Дело на сайте суда
zavodskoy--orl.sudrf.ru
29.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2019Передача материалов судье
30.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.08.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.09.2019Предварительное судебное заседание
09.10.2019Судебное заседание
28.10.2019Судебное заседание
04.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.11.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее