Судья Богаткова З.Г. Дело № 33-6313/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда
в составе:
председательствующего Шевчук Т.В.,
судей Ситниковой М.И., Папша С.И.,
при секретаре Демидове К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 февраля 2018 года апелляционную жалобу ОАО «Шатурская управляющая компания» на решение Шатурского городского суда Московской области от 14 декабря 2017 года по делу по иску Денисова М. В. к открытому акционерному обществу «Шатурская управляющая компания» о взыскании суммы переплаты за коммунальные услуги, процентов за пользование чужими денежными средствами, неустойки, компенсации морального вреда и обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги,
заслушав доклад судьи Шевчук Т.В.,
установила:
Денисов М.В. обратился в суд с иском к ОАО «Шатурская управляющая компания» о взыскании суммы переплаты за коммунальные услуги, процентов за пользование чужими денежными средствами, неустойки, компенсации морального вреда и обязании произвести перерасчет платы за коммунальные услуги.
В обоснование заявленных требований указывал, что его семья из 4-х человек проживает в двухкомнатной муниципальной <данные изъяты>. <данные изъяты> по <данные изъяты>. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ОАО «Шатурская управляющая компания», которая обязана предоставлять коммунальные услуги с достоверной информацией о ценах в рублях, предоставляемой услуги и о полной сумме, подлежащей оплате потребителем.
Истцу стало известно, что с 01.01.2015 по настоящее время ответчиком предоставлялась недостоверная информация и производился расчет по завышенным ценам и тарифам на такие услуги ЖКХ как отопление, горячее водоснабжение и водоотведение.
Причиной завышения тарифов послужило применение ответчиком неправомерно установленных советом депутатов Шатурского муниципального района Московской области тарифов на услуги ЖКХ на 2015-2017 вместо тарифов, установленных Комитетом по ценам и тарифам Московской области, обязательность применения которых установлена законодательством.
В результате применения этих тарифов сумма переплаты за услуги ЖКХ за период с 2015- восемь месяцев 2017 года составила 51190,42 руб. Вместе с тем, решения совета депутатов от 2015, 2016, 2017, устанавливающие размер платы за коммунальные услуги, отменены распоряжениями комитета по ценам и тарифам Московской области.
В адрес ответчика была направлена письменная претензия, в ответе на которую ответчик указал, что тарифы на коммунальные услуги ими не устанавливаются, а устанавливаются регулирующими органами региональной власти и органов местного самоуправления городского округа.
Истец просил взыскать с ответчика сумму переплаты в размере 51190,42 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 6331,06 руб., неустойку в размере 51190 руб., компенсацию морального вреда, обязать ответчика производить начисления в соответствии с тарифами, установленными комитетом по ценам и тарифам Московской области, обязать произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги в период рассмотрения судом иска.
Денисов М.В. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ОАО «Шатурская управляющая компания» исковые требования не признал.
Представитель третьего лица Шатурского ПТО ГХ возражала против иска.
Решением Шатурского городского суда Московской области от 14 декабря 2017 года исковые требования Денисова М.В. удовлетворены частично.
С ОАО «Шатурская управляющая компания» в пользу Денисова М.В.
взыскана переплата за коммунальные услуги в размере 47 932 руб. 32 коп., неустойка в размере 47932 руб. 32 коп., штраф в размере 25 466 руб. 16 коп., компенсация морального вреда в размере 3 000 руб.
В остальной части иска отказано.
С ОАО «Шатурская управляющая компания» в доход бюджета городского округа Шатура Московской области взыскана госпошлина в размере 3 632 руб. 62 коп.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, выслушав мнение явившихся лиц, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу решения суда.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, семья Денисова М.В. состоит из 4-х человек, проживает в двухкомнатной муниципальной <данные изъяты>. <данные изъяты> по <данные изъяты>.
Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ОАО «Шатурская управляющая компания», что подтверждается договором № б/н управления многоквартирными домами от 01.05.2008 года.
На основании договора возмездного оказания услуг № ПТО /УК от 01.04.2017г., заключенного между ОАО «Шатурская управляющая организация» и МУП «Шатурское ПТО ГХ», последние являются гарантирующим поставщиком таких коммунальных ресурсов как холодное, горячее водоснабжение, теплоснабжение, водоотведение на территории городского округа <данные изъяты>. Указанный договор сторонами в установленном законом порядке не оспорен.
Учитывая положения ст. ст. 153, 154, 156, 161 ЖК РФ, Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 (ред. от 28.03.2012), суд пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований Денисова М.В. об обязании ОАО «Шатурская управляющая» компания производить начисление платы за коммунальные услуги в соответствии с тарифами установленными комитетом по ценам и тарифам <данные изъяты> и произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги, начисленные в период рассмотрения судом настоящего иска.
В силу ч.2 ст 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно пункту 12.2 Положения «О комитете по ценам и тарифам Московской области», утвержденного постановлением правительства Московской области от 01.11.2011 года № 1321/46 комитет осуществляет установление цен( тарифов) на товары и услуги в сфере услуг коммунального комплекса.
В соответствии с приведенными нормами законодательства комитетом по ценам и тарифам Московской области были установлены тарифы в сфере услуг коммунального комплекса: в отношении коммунальной услуги «Отопление»: распоряжением комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2014 г. №150-р «Об установление тарифов в сфере теплоснабжения», распоряжением комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 г. №166-р «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2016-2018 годы», распоряжением комитета по ценам и тарифам Московской области от 28.07.2016 г. №107-р «Об установлении тарифов в сфере теплоснабжения и внесении изменений в распоряжение комитета по ценам и тарифам Московской области от 18.12.2015 г. №166-р «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и тарифов в сфере теплоснабжения на 2016-2018 год».
Применительно к коммунальной услуги «водоотведение» цены и тарифы устанавливались распоряжениями комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2014 г. №148-р «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводного - канализационного хозяйства на 2015 г. и внесении изменений в распоряжение комитета по ценам и тарифам Московской области от 13.12.2013 г. №14 «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводного- канализационного хозяйства».
Применительно к коммунальной услуги «горячее водоснабжение» цены и тарифы устанавливались распоряжениями комитета по ценам и тарифам Московской области на 2015 год №149-р от 19.12.2014 года; на 2016 года № 164 –р от 18.12.2015 г.; на 2017 год № 207-р от 19.12.2016 г.
Судом установлено, что ОАО «ШУК» использовало для начисления платы за коммунальные услуги тарифы установленные решениями совета депутатов Шатурского муниципального района на 2015, 2016, 2017 г.г., которые были отменены распоряжением комитета по ценам и тарифам по Московской области за соответствующие периоды, что представителем ответчика ОАО «ШУК» в судебном заседании не оспаривалось. Применение тарифов установленных решениями совета депутатов Шатурского муниципального района в 2015, 2016, 2017 г.г. представителем ответчика обосновывалось тем, что комитет по ценам и тарифам по Московской области, отменяя решения совета депутатов Шатурского муниципального района, не определял новые тарифы в спорные периоды.
Таким образом, за услугу «теплоснабжение» (отопление) на 2015 г. распоряжением комитета по ценам и тарифам Московской области установлен одноставочный тариф на тепловую энергию для населения на период с 01.01.2015- 1223 руб./Гкал; на период с 01.07.2015 г.- 1379,89 руб./Гкал. На 2016 год с 01.01.2016 г. по 30.06.2016г.- 1379,89 руб./Гкал: с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г.-1433,96/Гкал. На 2017 г. с 01.01.2017 г. по 30.06.2017г. – 1433,96 руб. /Гкал: с 01.07. 2017 г. по 31.12.2017 г. -1505,02 руб/Гкал, на услугу «горячее водоснабжение» (горячая вода) на 2015 г.- в период с 01.01.2015 г. по 30.06.2015г. - 78,92 руб./м3, с 01.07.2015г. по 31.12.2015 г. - 88,83 руб./м3. На 2016: с 01.01.2016 г. по 30.06.2016 г - 88,83 руб/м3; с 01.07.2016 г. по 31.12.2016г. - 92,34 руб/м3 На 2017- с 01.01.2017 г. по 30.06.2017 г. - 92,34 руб./м3, с 01.07.2017 г. по 31.12.2017 г. - 97,72 руб/м3, на коммунальную услугу «водоотведение» на 2015 г.- в период с 01.01.2015 г. по 30.06.2015 г. -29,85 руб.; с 01.07.2015 г. по 31.12.2015 г. -31.45 руб./м3.
Решения совета депутатов Шатурского муниципального района №18/4 от 17.12.2014 г, №13/8 от 08.04.2015 г., №11/18 от 30.12.2015 г., №3\24 от 29.06.2016г., №21/28 от 30.11.2016г., №8/32 от 01.03.2017г. «Об утверждении размера платы за коммунальные услуги» отменены распоряжениями комитета по ценам и тарифам Московской области №96- р от 04.08.2015 г., №44-от 18 апреля 2016г., №177/3 –р, от 16.11.2017г.,№7/32-р от 17.11.2016г., № 7/32 от 01.03.2017г., 3 126-р от 11.07.2017 г. соответственно.
Согласно платежным документам, представленным истцом, исходя из отмененных тарифов установленных решениями совета депутатов Шатурского муниципального района и установленных комитетом по ценам и тарифам по Московской области за период с 01.01.2015 г. по июнь 2017 переплата за коммунальные услуги составила в общей сумме 47 932 руб.32 коп.
Расчет из площади равной 51,10 м2, норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, равного 0,0170 Гкал/м2 общей площади жилого помещения в месяц, тарифа на тепловую энергию, установленного комитетом по ценам и тарифам Московской области равным 1223,40 руб/Гкал в период с 01.01.2015 г. по 30.06.2015 г. и 1379,89 руб./Гкал в период с 01.07.2015 г. по 31.12.2015 г., применением коэффициента равный 7/12 из расчета 7-ми месячной продолжительности отопительного сезона составляет:- с 01.01.2015 г. по 30.06.2015 г. - 619, 95 руб., с 01.07.2015 г. по 31.12.2015 г. - 699, 25 коп.
По платежным документам истца за период с 01.01.2015 г. по 30.06.2015 г. им оплачено по 1648, 38 руб. в месяц. Переплата составила 6140,58 руб. за 6 месяцев 2015г. и за период с 01.07.2015 г. по 31.12. 2015 г. – 6345, 42 руб., за год – 12 486 руб.
Плата за отопление, установленная комитетом по ценам и тарифам Московской области на период с 01.01.2016 г. по 30.06.2016г. составляла для истца 1379,89 руб./Гкал, с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г.- 1433,89 руб./Гкал.
Переплата истца с применением коэффициента периодичности платежа, равного 7/12 из расчета 7-ми месячной продолжительности отопительного сезона переплата составила 12900,48 руб.(в период с 01.01.2016 г. по 30.06.2016 г. ( 1756,82 руб./мес. х6 -699,25х6); в период с 01.07.2016 г. по 31.12.2016 г. ( 1819,16 руб.мес.х6- 726,65 руб\месх6).
Плата за отопление, установленная комитетом по ценам и тарифам Московской области в период с 01.01.2017 г. по 30.06.2017 г. составляла для истца 1245,82 руб./мес.( 24,38х 51.10 м2= 1245,82); в период с 01.07.2017 г. по 31.12.2017 г. - 1307,65 руб./мес.( 25,59 руб./м2 х 51,10 м2=1307, 65 руб.).
Согласно платежным документам истцом оплачено за период с 01.01.2017 г. по 30.06.2017 г. - 1819,16 руб./мес. с учетом НДС( 35,60 руб./ мес. НДС). Переплата за отопление за шесть месяцев 2017г. составила 6555,06 руб. Переплата за услугу горячее водоснабжение за период с 01.01.2015 по 30.06.2017 г. составила 5976,24 коп. Согласно платежным документам истцом оплачено за период с 01.01.2015 г. по 30,06.2015 г. - 3078,96 (1520,80 руб./мес. х 6 мес.- 1007,64 х 6). За период с 01.07.2015г. по 31.12.2015 г.- 2897,28 руб.(1617.)8х6 мес.- 1134,20 х6).
Переплата за услугу горячее водоснабжение за период с 01.01.2016г. по 30.06.2016 г. составила 2897, 28 руб., за период с 01.07.2016 г. по 31.12.2016г. составила 2489,20 руб., за период с 01.01.2017г. по 30.06.2017 г.- 2897,04 руб.
В отношении коммунальной услуги - водоотведение в строке 167.12 Приложения к распоряжению комитета по ценам и тарифам Московской области от 19.12.2014 г. № 148-р « Об установлении тарифов в сфере потребления холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства на 2015 г. и внесении изменений в распоряжение комитета по ценам и тарифам Московской области от 13.12.2013 г. № 145-р « Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций водопроводно-канализационного хозяйства» установлены тарифы на услугу «водоотведение», оказываемую ОАО «Водоканал Московской области» населению городского поселения Шатура Шатурского муниципального района, на 2015 г.: в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 г- 29,85 руб./м3, в период с 01.07.2015 по 31.12.2015- 31,45 руб./м3.
Согласно платежным документам истца в соответствии с тарифами установленными решением совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области от 29.10.2008 №9/33 норматива водоотведения на 1-го человека равного 7,296 м3 в месяц переплата составила за период с 01.01.2015 по 30.06.2015 г.- 614,40 коп.; за период с 01.07.2015 по 31.12.2015 составила 686, 40 руб. Итого сумма переплаты истца за коммунальные услуги составила 47932,32 руб.
С учетом представленных доказательств, расчетов и платежных документов, суд пришел к верному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца переплаты за коммунальные услуги за период с 01.01.2015 г. по 31.08.2017 г. в размере 47 932 руб. 32 коп.
Определяя размер неустойки, подлежащей взысканию с «Шатурская управляющая компания» в пользу Денисова М.В. на основании ст. 27 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», подпункта 5 части 1 статьи 28 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», суд правильно отметил, что неустойка, о взыскании которой просит истец, явно несоразмерна последствиям нарушения ответчиком своих обязательств, обоснованно применил ст. 333 ГК РФ и уменьшил размер неустойки за просрочку оплаты до 47 932,32 руб.
Относительно требований истца о компенсации морального вреда, то суд обоснованно проанализировал положения ст. 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", с учетом принципа разумности и справедливости пришел к выводу о взыскании с ОАО «Шатурская управляющая компания» в пользу Денисова М.В. 3 000 руб.
Установив нарушение прав потребителя, суд в соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей" пришел к правильному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца штрафа за несоблюдение требований потребителя в добровольном порядке в размере 50% от взысканных сумм, что составило 25 466,16 руб.
Требования Денисова М.В. о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами правомерно отклонены судом в связи с тем, что действующее гражданское законодательство не предусматривает положений о возможности применения двойной ответственности за одно и то же нарушение, что может привести к обогащению кредитора за счет должника.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ судом обосновано взыскана с «Шатурская управляющая компания» государственная пошлина в доход бюджета городского округа Шатура Московской области.
Судом правильно установлены все обстоятельства, имеющие значение для данного дела, правильно применены нормы права, регулирующие спорные отношения сторон, выводы суда соответствуют обстоятельствам настоящего дела.
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что тарифы установлены решением совета депутатов Шатурского муниципального района Московской области и расчет размера платы за коммунальные услуги должен быть произведен в соответствии с данными тарифами сводятся к не согласию с постановленным по делу решением, повторяют доводы возражений на иск (искового заявления), которым суд первой инстанции дал надлежащую оценку, не опровергают правильности выводов суда, в связи с чем, не принимаются судебной коллегией во внимание в качестве основания для отмены обжалуемого решения суда, как необоснованные.
Остальные доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с постановленным по делу решением и не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены правильного по существу судебного акта.
Руководствуясь ст.ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Шатурского городского суда Московской области от 14 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Шатурская управляющая компания» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи