дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Селемджинский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Василенко О.В.,
при секретаре Романовой Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Тимофеевой Елены Анатольевны к администрации Селемджинского района Амурской области о признании незаконным постановления администрации Селемджинского района «О снятии с учёта граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья» № от ДД.ММ.ГГГГ в части, касающейся истца, обязании восстановить истца в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты постановки на учёт,
УСТАНОВИЛ:
Истец Тимофеева Е.А. обратилась в суд с указанным иском к администрации Селемджинского района, ссылаясь на следующие обстоятельства. Мать истца, ФИО1, в 2003 году была поставлена на учёт граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в последующем предоставляла документы для подтверждения права на получение указанной выплаты. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умерла. Истец, как член семьи ФИО1, предоставила ответчику документы, подтверждающие её право на получение данной выплаты, по состоянию на 2018 год она находились в очереди под №. Истец получила постановление администрации Селемджинского района № 169 от 4.04.2019 года и уведомление № 1146 от 2.04.2019 года о снятии её с учета граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с отсутствием механизма замены очередности другими членами семьи при получении социальных выплат. Вместе с тем, п.п.3 п.21 Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат на получение жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», утвержденного Постановлением Правительства РФ № 879 от 10 декабря 2002 года, в случае смерти гражданина, состоявшего на учёте имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, право на получение социальных выплат сохраняется за членом семьи умершего гражданина с учётом даты постановки на учёт такого гражданина и очерёдности её предоставления. При таких обстоятельствах, просит суд признать незаконным постановление администрации Селемджинского района № 169 от 4 апреля 2019 года «О снятии с учёта граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья» в части, касающейся истца, обязать администрацию Селемджинского района восстановить её в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с даты постановки на учёт, с 13.10.2003 года, под №.
Истец Тимофеева Е.А. и третьи лица на стороне истца: Тимофеева С.А., Копьева (Тимофеева) Д.А., Пашкевич Е.А., Пашкевич И.А. - в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, просили рассмотреть указанное дело в их отсутствие, при этом третьи лица, действующие на стороне истца, в письменных заявлениях указали, что против удовлетворения исковых требований Тимофеевой Е.А. они не возражают.
Представитель ответчика, администрации Селемджинского района, о месте и времени рассмотрения дела извещён надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие; из письменного отзыва следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 поставлена на учёт в администрации Селемджинского района как гражданин, имеющий право на получение жилищной субсидии. Постановлением администрации Селемджинского района № от 4 апреля 2019 года «О снятии с учёта граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья» ФИО1 снята с указанного учёта в связи со смертью. На момент смерти ФИО1 в 2004 году отсутствовала норма, регламентирующая право на получение жилищной субсидии за членом семьи умершего заявителя, данная норма была введена в действие только с 1 января 2012 года при внесении изменений в ФЗ от 25.10.2002 № 125-ФЗ, при этом не было указано, что данные изменения распространяются на ранее возникшие отношения; при указанных обстоятельствах с соответствующего учёта граждан одновременно с ФИО1 были сняты и члены её семьи, в связи с чем просит в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица, отдела градостроительства и архитектуры администрации Селемджинского района, в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежаще, ходатайств об отложении судебного заседания не представил. Из письменных возражений следует, что ФИО1 снята с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья постановлением администрации Селемджинского района от ДД.ММ.ГГГГ № на основании подпункта «з» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получении социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненным к ним местностей, - в связи со смертью. На момент смерти ФИО1 действовало Положение, утвержденное постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 года № 879 (с изменениями от 24.10.2005 года), в котором не было предусмотрено сохранение очереди за членами семьи умершего гражданина, изменения в указанной части были внесены только 03.11.2011 года и вступили в силу с 1.12.2012 года. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Сохранение же вышеуказанной жилищной субсидии за членами семьи умершего гражданина, имеющего такое право, не предусмотрено, в связи с чем, просит суд в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица, министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, извещён о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не представил.
В соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон и третьих лиц.
Изучив исковое заявление, а также позицию сторон и третьих лиц, что изложено в соответствующих письменных отзывах, исследовав представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статьёй 1 Федерального закона от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидия гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Согласно ст.5 указанного Федерального закона, членами семьи гражданина, выезжающего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются постоянно проживающие совместно с ним супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи данного гражданина, если они вселены им в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке.
Положение о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, (далее - Положение) устанавливает порядок регистрации и учёта граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счёт средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ.
Согласно п.2 и 3 Положения регистрация и учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания; при этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учёту граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
В соответствии со ст. 4 указанного Федерального закона право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что ФИО1 является матерью истца Тимофеевой Е.А., при этом ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ состояла на учёте в качестве имеющей право на получение жилищной субсидии с членами своей семьи: Тимофеевой Е.А. (дочь), Тимофеевой С.А. (дочь), Тимофеевой (Копьевой) Д.А. (внучка), Пашкевич Е.А. (внучка), Пашкевичем И.А. (внук).
Так, согласно свидетельству о рождении серии I-ОТ №, выданному Жедринским сельским советом Селемджинского района Амурской области, Тимофеева Елена, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является дочерью ФИО1.
Из свидетельства о смерти серии I-OT №, выданного ДД.ММ.ГГГГ администрацией с.Ивановское Селемджинского района Амурской области, следует, что ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведений, предоставленных отделом адресно справочной работы УМВД России по Амурской области, а также из материалов дела следует, что ФИО1 и её дочь Тимофеева Е.А. были зарегистрированы по адресу <адрес>, при этом истец имеет указанную регистрацию до настоящего времени.
Согласно обжалуемому постановлению администрации Селемджинского района № от ДД.ММ.ГГГГ, с учётом пояснений ответчика, изложенных в письменном отзыве на иск, ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ снята с учёта граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в связи со смертью, при этом с указанного учёта сняты и члены её семьи, в том числе истец Тимофеева Е.А.
Администрацией Селемджинского района в адрес истца направлено уведомление о снятии ФИО1 с учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи со смертью.
Согласно п.п. «з» п. 21 Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (в редакции Постановления Правительства РФ от 14 ноября 2007 года № 780), смерть гражданина является основанием для снятия его с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Буквальное толкование данной нормы права свидетельствует о том, что снятию с учёта подлежит умерший гражданин, при этом ни Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, ни Положение (в указанной редакции) не содержат прямого указания на одновременное снятие с учёта членов семьи умершего гражданина.
Федеральным законом от 17 июля 2011 года № 212-ФЗ, вступившим в действие с 1 января 2012 года, статья 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» дополнена нормой, которой предусмотрен особый вид преемства права на получение жилищной субсидии, а также определён круг лиц, входящих в состав правопреемников. Согласно данной норме, в случае смерти гражданина, состоявшего на учёте в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на её получение (с учётом даты постановки на учёт такого гражданина и очерёдности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи; в этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Аналогичная норма введена в п.п. «з» п. 21 Положения в редакции Постановления Правительства РФ от 3 ноября 2011 года № 909.
До внесения указанных изменений в Федеральный закон от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ возможность сохранения за членами семьи умершего гражданина права на получение жилищной субсидии прямо предусмотрена не была. Вместе с тем, прямого запрета на указанное правопреемство ни Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ, ни соответствующее Положение в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, не содержали.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
По смыслу подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, члены семей граждан, состоявших на учёте в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий для приобретения жилых помещений в связи с переселением из районов Крайнего Севера, но умерших до введения в действие Федерального закона N 212-ФЗ, то есть до 1 января 2012 года, так же как и члены семей граждан, состоявших на учёте на получение жилищных субсидий, но умерших после 1 января 2012 года, сохраняют право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилого помещения. Иное толкование указанных нормативных положений привело бы к неоправданным различиям в объёме прав граждан, относящихся к одной и той же категории (член семьи гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии), в зависимости от даты смерти гражданина, состоявшего на учёте в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Тимофеева Е.А. как член семьи ФИО1, состоявшей на учёте в качестве имеющей право на получение жилищной субсидии, но умершей до получения жилищной субсидии и до вступления в силу изменений в Федеральный закон N 125-ФЗ, не может быть лишена права на получение жилищной субсидии, исходя исключительно из факта смерти её матери до 1 января 2012 года, доводы ответчика об обратном основаны на ошибочном толковании закона.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Тимофеевой Елены Анатольевны удовлетворить.
Признать постановление администрации Селемджинского района № от 4 апреля 2019 года «О снятии с учёта граждан на получение социальных выплат для приобретения жилья» в части, касающейся Тимофеевой Елены Анатольевны, незаконным.
Обязать администрацию Селемджинского района Амурской области восстановить Тимофееву Елену Анатольевну в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, с даты постановки на учёт, то есть, с 13.10.2003 года, в очерёдности, соответствующей указанной дате постановки на учёт.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Селемджинский районный суд, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Судья О.В.Василенко