Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-36355/2017 от 23.11.2017

Судья Тягай Н.Н. Дело № 33-36355/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего судьи Бекловой Ж.В.,

судей Гулиной Е.М., Цуркан Л.С.,

при секретаре Крохиной И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 29 ноября 2017 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Химкинского городского суда Московской области от 2 октября 2017 года по делу по иску Никульшиной Т.А., Никульшина А.Ю. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, возложении обязанности выдать удостоверение многодетной семьи,

заслушав доклад судьи Цуркан Л.С.,

объяснения истца Никульшина А.Ю., представителя истца Никульшиной Т.А., представителя ответчика,

У С Т А Н О В И Л А:

Никульшина Т.А., Никульшин А.Ю. обратились с иском к Министерству социального развития Московской области, в котором с учетом уточнения исковых требований просили признать незаконным и отменить отказ в выдаче удостоверения многодетной семьи, признать действия руководителя Красногорского УСЗН Гордон Л.Э. незаконными, нарушающими их права и права их несовершеннолетних детей, обязать выдать удостоверение многодетной семьи Никульшиной Т.А., Никульшину А.Ю., Никульшину В.А., Никульшину С.А., Никульшину К.А.

В обоснование своих требований указали, что ответчиком им было отказано в выдаче удостоверения многодетной семьи по причине того, что Никульшина Т.А. с детьми имеет регистрацию в г. Красногорске Московской области, Никульшин А.Ю. зарегистрирован в г. Москве.

С данным отказом не согласны, считают его незаконным, поскольку являются постоянными жителями г. Красногорска Московской области, а наличие у них регистрации в разных субъектах не должно умолять их право получение удостоверения многодетной семьи.

Решением суда     было признано незаконным решение Красногорского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, Никульшина Т.А. была признана многодетной матерью, имеющей право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Московской области N 1/2006-03 от 12 января 2006 года «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», на Министерство социального развития Московской области была возложена обязанность выдать Никульшиной Т.А. удостоверение многодетной матери и предоставить меры социальной поддержки в соответствии с Законом Московской области N 1/2006-03 от 12 января 2006 года «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».

Не согласившись с решением суда, Министерство социального развития Московской области в апелляционной жалобе просит его отменить, постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке предусмотрены ст. 330 ГПК РФ.

В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

Решение суда является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 1 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Согласно ст. ст. 196 и 198 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены, и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению. В мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства, законы, которыми руководствовался суд.

Указанным требованиям решение суда не соответствует.

Как установлено судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, Никульшина Т.А., Никульшин А.Ю. являются родителями троих несовершеннолетних детей: Никульшина В.А., <данные изъяты> года рождения, Никульшина С.А., <данные изъяты> года рождения, Никульшина К.А., <данные изъяты> года рождения.

Истцы фактически с семьей из пяти человек проживают по адресу: <данные изъяты>, при этом, супруг истца – истец Никульшин А.Ю. зарегистрирован постоянно по месту жительства в г. Москва.

Судом установлено, что истец Никульшина Т.А. обратилась в Красногорское управление социальной защиты населения с заявлением о постановке на учет и выдаче удостоверения многодетной семьи.

Однако, в удовлетворении заявления ей было отказано со ссылкой на Закон Московской области «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», поскольку супруг истца имеет постоянное место жительство в г. Москва, то есть в другом субъекте Российской Федерации.

Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Законом Московской области от 12.01.2006 года № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» Постановлением Правительства Московской области от 18.04.2008 года № 294/13, которым утвержден Порядок выдачи многодетной матери, многодетного отца, пришел к выводу о праве Никульшиной Т.А. на получение удостоверение многодетной матери.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на законе, не подлежащем применении.

Согласно ст.2 Закона Московской области от 12.01.2006г. №1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» многодетная семья - лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо матери (отцы), не состоящие в зарегистрированном браке (далее - одинокие матери (отцы)), имеющие троих и более детей в возрасте до 18 лет, проживающих совместно с ними (в том числе усыновленных, пасынков и падчериц).

Действия настоящего Закона распространяется на граждан Российской Федерации, имеющих место жительства в Московской области и иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе беженцев, имеющих место жительства в Московской области.

Указом Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлены меры социальной поддержки многодетных семьей.

Пунктом 3 Указа Президента РФ от 5 мая 1992 года N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» меры социальной защиты установлены на федеральном уровне и Министерству финансов Российской Федерации совместно с Министерством социальной защиты населения Российской Федерации поручено разработать порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных настоящим Указом. Однако такой порядок и условия возмещения расходов приняты не были.

В силу статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 данной статьи, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (пункт 1).

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: 24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан,.. . имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей) (пункт 2).

Закон Московской области от 12.01.2006 г. N 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», устанавливающий виды компенсаций фактически был принят в целях реализации Указа Президента Российской Федерации N 431 от 5 мая 1992 года «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».

Таким образом, обязанность предоставления ряда гарантий многодетным семьям установлена федеральным законом и соответственно подлежит реализации на всей территории Российской Федерации.

Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии со ст. 3 настоящего Закона РФ граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Как следует из материалов дела и, подтверждается представленными доказательствами, все члены семьи проживают по адресу: <данные изъяты>.

В г. Москве Никульшин А.Ю. никаких социальных выплат не получает (л.д. 77).

Из его объяснений следует, что невозможность регистрации по адресу регистрации остальных его членов семьи связана с отсутствием согласия проживающих родственников супруги на его регистрацию.

При таких обстоятельствах, довод ответчика о том, что отсутствие у истца Никульшина А.Ю. регистрации в Московской области не дает оснований для выдачи удостоверения многодетной семьи, нельзя признать обоснованным и соответствующим действующему законодательству.

Вместе с тем, в соответствии с Постановлением Правительства Московской области от 11.03.2016 года №178/7 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи» предусмотрена выдача удостоверения многодетной семьи. Выдачу удостоверения многодетной матери (отцу) действующее законодательство не предусматривает.

В соответствии с настоящим Порядком для получения удостоверения родители представляют в территориальное управление социальной защиты населения или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по месту своего жительства заявление с приложением следующих документов: копия паспорта заявителей, заявителя; фотография 3x4: копии свидетельств о рождении детей; копия свидетельства о регистрации либо расторжении брака; документ, подтверждающий место жительства в Московской области. Удостоверение не выдается в случае представления неполного комплекта документов.

Как усматривается из расписки-уведомления на л.д. 27 все документы были представлены Никульшиной Т.А. при обращении к ответчику.

Кроме того, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о безусловном праве Никульшиной Т.А. на все меры социальной поддержки, предусмотренные Законом Московской области от 12.01.2006г. №1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области», поскольку указанный закон предусматривает меры социальной поддержки не только многодетным семьям, более того, многие из них носят заявительный характер, конкретные меры социальной поддержки истцы не уточняли, поэтому решение в данной части является некорректным и неисполнимым.

При получении удостоверения многодетной семьи Никульшина Т.А. имеет право на получение соответствующих мер социальной поддержки с соблюдением установленного законодателем порядка.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда и вынесении по делу нового решения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Химкинского городского суда Московской области от 2 октября 2017 года отменить, постановить по делу новое решение.

Признать отказ Министерства социального развития Московской области в выдаче Никульшиной Т.А. удостоверения многодетной семьи незаконным.

Обязать Министерство социального развития Московской области выдать Никульшиной Т.А. удостоверение многодетной семьи в составе Никульшиной Т.А., Никульшина А.Ю., Никульшина В.А., Никульшина С.А., Никульшина К.А.

Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области удовлетворить частично.

Председательствующий

Судьи

33-36355/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Никульшина Т.А.
Никульшин А.Ю.
Ответчики
Министерство социальной защиты населения МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
29.11.2017[Гр.] Судебное заседание
16.01.2018[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.01.2018[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее